Коротко о трагедиях армянского и еврейского народов

20 мая, 2017 - 16:47

Поклонная гора, Парк Победы. Фонтаны стремятся ввысь, все пространство залито солнечным светом, бегают и смеются дети. Вся торжественность этого места простирается вплоть до здания Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

На заднем дворе музея взору предстает скульптурная композиция «Трагедия народов» работы Зураба Церетели, посвященная узникам фашистских концлагерей. Здесь все веселье уходит, невольно воцаряется молчание…

 

Мемориал представляет собой вереницу людей, стоящих в очереди за смертью. Там и женщины, и мужчины, и дети, и старики. Черты стоящих в начале заостренные, четко обозначенные. В самом начале стоит семья — мать, отец и их ребенок. Мать закрывает ребенку глаза, отец пытается уберечь его.

Стоящие дальше люди имеют все менее и менее четкие черты и линии. Они сливаются с камнями, становятся надгробными памятниками, на которых высечена одна и та же надпись на разных языках народов СССР — 15 плит. На шестнадцатой плите — надпись на иврите.

«Да будет память о них священна, да сохранится она в веках».

Рядом с ними их вещи — игрушки, ботинки, шляпы, очки, скрипка, книги… Доказательства их былой жизни. Кто-то читал эту книгу, кто-то из детей играл с этой машинкой, кто-то играл на скрипке — сейчас же она сломана.

 Рядом, в здании Музея — в Международный день памяти жертв Холокоста — проходила выставка «Листы скорби». Именно в этот день советские войска освободили узников «лагеря смерти» Освенцим.

На выставке были представлены рисунки народного художника Российской Федерации Г.М. Доброва (1937–2011). Серия этих рисунков, которая и дала название выставке, была создана по результатам его детального исследования концентрационных лагерей.

Особую ценность на выставке представляла переданная в дар Музею факсимильная копия списка Оскара Шиндлера, промышленника, спасшего жизни многих евреев. На 19-ти страницах машинописного текста указаны имена 801 мужчины и 297 женщин, спасенных им от смерти.

Список Шиндлера — еще одна вереница, толпа людей, но, к счастью, стоящих за жизнью. Их жизнь продолжится, их ждет будущее.

Как известно, массовые убийства ни в чем не повинных людей — это не «изобретение» Германии времен Гитлера. Такое уже было. В 1915 году. Среди фотографий, свидетельствующих о Геноциде армян в Османской империи, есть одна, на которой также изображена вереница людей, идущих на смерть в пустыню, — «Колонна армян движется под вооружённой охраной. Апрель 1915 года».

Преемственность этих страшных событий в истории человечества выразил американский писатель Курт Воннегут в своем романе «Синяя борода», в котором прототипом главного героя Рабо Карабекяна стал американский художник-абстракционист Аршил Горки (Восда¬ниг Мануг Адоян), бежавший от Геноцида вместе со своей семьей.

«Германская империя, союзник турецкой, послала беспристрастных военных наблюдателей оценить, сколько народу погибло в первый на столетие геноцид – слово, которого тогда еще не существовало ни на одном языке. Теперь всем известно, что такое геноцид, это тщательно продуманная операция с целью уничтожения каждого представителя определенного подсемейства рода человеческого, будь то мужчина, женщина или ребенок.

Столь грандиозные планы требуют решения чисто технических задач: как дешево и быстро убить такую массу крупных, хорошо соображающих животных, да чтобы никто не удрал, а потом еще ликвидировать горы мяса и костей. Турки, поскольку были в этом деле пионерами, не имели навыков для действительно большого бизнеса и не располагали необходимыми техническими средствами. Зато не пройдет и четверти века, как немцы великолепно продемонстрируют и то и другое. А турки просто хватали подряд всех армян, какие попадутся, когда обшаривали дома или прочие места, где армяне работали, отдыхали, играли, молились, учились и так далее, а затем выгоняли их в чистое поле, оставив без еды, питья и крова, и избивали до смерти или палили, пока никого в живых не останется. А уж ликвидировали беспорядок, довершая дело, собаки, коршуны, грызуны разные и совсем под конец – черви» (Курт Воннегут. «Синяя борода», 1987).

После каждого из таких преступлений против Человека отовсюду доносились слова — «Не допустим, чтобы подобное повторилось». Но, кажется, для этого никогда не прикладывалось особых усилий. Или не хотели, или так быстро забывали, или было удобно забыть…

Геноцид армян, Геноцид понтийских греков, Геноцид ассирийцев, Холокост, Геноцид в Камбодже, Геноцид в Руанде… И это далеко не полный список.

Рипсиме Галстян

Комментарии

Не взирая на армянское сочувствие израильскому народу, государство Израиль с непонятным упорством отказывается признавать геноцид армян. Как это называть - не знаю. Первое, что приходит на ум, "это только "бизнс" и ничего более". А так ли это, я этого тоже не знаю

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image