Политический закат взяточницы из ПАСЕ или госпоже Милице Маркович придётся, однако, отвечать

30 января, 2018 - 23:07

Неуёмная политическая ангажированность угрожает ощутимо подорвать репутацию депутата Палаты представителей Боснии и Герцеговины (нижняя палата парламента страны – А.Г.), члена постоянной делегации парламента БиГ в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) Милицы Маркович (Milica Marković). Дело в том, что Совет Европы начал в её отношении расследование, поводом для которого стали подозрения в коррумпированности парламентария. При этом, по сообщению информагентства Balkan Insight, среди предосудительных действий г-жи Маркович указываются её связи с Азербайджаном.

Министерство иностранных дел Боснии и Герцеговины подтвердило факт расследования. Которое, кстати, началось еще в прошлом году: Комитет министров Совета Европы сформировал следственный орган в июне 2017-го – для сбора информации “о возможных коррупционных действиях трёх членов ПАСЕ, одним из которых является Маркович”. Имена двух остальных пока не разглашаются. В сообщении МИД отмечается, что следственный орган, наделенный значительными полномочиями и специальным бюджетом, работающий независимо от Комитета Министров и ПАСЕ, должен представить свой первый доклад к середине текущего года.

Милица Маркович состоит в преимущественно сербской партии “Союз независимых социал-демократов”. Эта партия действует в Республике Сербской – одном из двух так называемых энтитетов (самостоятельное государственное образование), наряду с Федерацией Боснии и Герцеговины, из которых, вместе с округом Брчко, находящимся под международным управлением – конфедеративное государственное устройство,- и состоит Босния и Герцеговина. Лидер упомянутой партии – нынешний президент Республики Сербской Мирослав Додик. По-видимому, ему не удалось удержать своего однопартийца в рамках приличия: в прошлом году в СМИ появились сообщения о причастности г-жи Маркович к процессу политического урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, однако при этом она распространяла крайне пристрастную и необъективную информацию в пользу Азербайджана. Как сообщает Balkan Insight, журналисты обвинили её в получении взяток от азербайджанской стороны, каковые взятки сказались на характере и содержании её отчетов о разногласиях между двумя бывшими союзными республиками по поводу “отколовшегося Нагорно-Карабахского региона” (“the breakaway Nagorno Кarabakh region”).

Боснийский МИД заверяет в своём намерении полноценно информировать общественность о данном факте с учётом “необоснованных” по оценке ведомства, нападок Маркович на министра иностранных дел БиГ Игоря Црнадака, и особенно – из-за её некорректных утверждений о том, что она якобы не является субъектом какого-либо расследования со стороны Совета Европы. На прошлой неделе М.Маркович заявила, что Црнадак – исключительно боснийский министр, а к боснийским сербам не имеет никакого отношения, сославшись на его членство в Партии демократического прогресса, которая в Республике Сербской – оппозиционная.

Между прочим, в ходе своего визита в Ереван 30-31 августа прошлого года Црнадак, касаясь перспектив урегулирования карабахского конфликта, подчеркивал, что окончательное решение должно быть принято в пользу народа, проживающего на территории Нагорного Карабаха. Не этой ли позицией министра, столь существенно отличающейся от азербайджанских представлений о Нагорном Карабахе, в значительной степени оказалась обусловлена, так сказать, личная неприязнь депутата к министру?  

Двадцать шесть лет назад, 5 апреля 1992 года, на карте Европы появилось новое государство: из состава раздираемой на лоскуты Югославии вышла Босния и Герцеговина. Сегодня это – маленькая, но ерепенистая страна с большими политическими и социально-экономическими проблемами, одно из беднейших государств Европы. По последним данным, уровень безработицы там достигает 43,9% трудоспособного населения, государственный долг составляет 45 % ВВП. По рейтингу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2017 год Босния и Герцеговина заняла 103-е место из 137 исследованных государств, опередив Сенегал и Эфиопию, но уступив Кыргызстану и Монголии. Очень высок уровень коррупции. То есть, географическое расположение лоскутного государства в Центральной Европе ещё не гарантирует нормального существования. А кушать хочется всегда. Поэтому возможность расписываться в ПАСЕ-шных зарплатных ведомостях хочется сохранить как можно дольше. А для этого надо постоянно держаться на виду, выдвигать идеи, браться за исследование актуальных проблем, и т.п. – словом, имитировать бурную деятельность во славу демократической объединённой Европы. Чем Милица Маркович усердно и занимается, ввязываясь в дискуссии о чем угодно – от роли Совета Европы в израильско-палестинском примирении до повышения качества управления в современном футболе. 

Мутные потоки

Примечательный факт: именно этот парламентарий является автором представленного в ПАСЕ доклада «Население приграничных регионов Азербайджана намеренно лишают воды» (Inhabitants of Frontier Regions of Azerbaijan are Deliberately Deprived of Water). Речь идет о расположенном на территории Нагорного Карабаха Сарсангском водохранилище, которое после Арцахской войны 1992-1994 гг. осталось под контролем НКР. Водой из которого коварные армяне, оказывается, не хотят делиться с изнывающими без неё азербайджанцами.

Весь доклад Милицы Маркович построен именно на таком, мягко говоря, невысоком уровне компетентности. Впрочем, иного, видимо, ожидать и не следовало, ибо она приезжала “для установления и оценки фактов” только в Азербайджан, причем дважды – в декабре 2014-го и августе 2015-го, вдоволь пообщавшись с местными чиновниками и представителями гражданского сектора. Ни Армению, ни НКР она посетить так и не удосужилась. А Сарсангское водохранилище наблюдала, наверное, в лучшем случае, из армейского бинокля или на Гугл-овской карте.

В результате получилось не объективное исследование, а политизированная агитка, полная критики в адрес Армении, “оккупировавшей азербайджанские земли”, что “чревато гуманитарной и экологической катастрофой”. При ознакомлении с текстом возникает ощущение, будто его готовил представитель в ПАСЕ не от Боснии и Герцеговины, а от Азербайджана. Например, Эльхан Сулейманов – член постоянной делегации Азербайджана в ПАСЕ в период визитов Маркович. А может, он тогда и стал её “научным руководителем”, не удивлюсь.

Несмотря на свою откровенную тенденциозность, доклад Маркович 25 ноября 2015 года был одобрен Комитетом ПАСЕ по социальным вопросам, здоровью и устойчивому развитию. После чего 26 января 2016 г. доклад был принят ПАСЕ в окончательной редакции, с некоторыми поправками и дополнениями – при 98 проголосовавших “за”, 71 “против” и 40 воздержавшихся. Политическая конъюнктура, замешанная на двойных-тройных стандартах, в очередной раз взяла верх над объективностью.

Немного статистики:

Крупнейшее в Карабахском регионе Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 г. в существовавшей тогда Нагорно-Карабахской Автономной области - на реке Тертер (Тартар), позволяет аккумулировать до 560 тыс. кубометров воды. В советские времена эти ресурсы выделялись на орошение около 130 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Но при этом значительная доля воды направлялась за пределы НКАО – в соседние районы Азербайджана (Тертер, Барда, Агдам, Агджабеди, Геранбой и Евлах).

Ныне Сарсангское водохранилище контролирует Нагорно-Карабахская Республика, для нужд которой его запасы и используются. Однако использовать это гидротехническое сооружение как инструмент давления на соседнее государство власти НКР не собирались и не собираются. 

Судя по всему, Милице Маркович в ходе её “исследования” осталось неведомо (за два приезда в Азербайджан никто ей об этом не рассказал, предпочли, как всегда, хныкать и жаловаться), что в августе 2013 года НКР предложила совместно использовать оросительные воды Сарсанга, а также трансграничные речные воды. Эту идею, кстати, тогда поддержал и американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик. Тогдашний вице-премьер НКР Артур Агабекян (ныне он – советник президента Республики Арцах – А.Г.) заявил, что Сарсангское водохранилище аккумулирует больше воды, нежели это необходимо для нужд республики. Так что при правильном использовании построенных еще в советское время водоканалов совместное использование этих вод будет выгодно и армянской, и азербайджанской сторонам. В настоящее время при использовании вод Сарсангского водохранилища для производства электроэнергии выбирается график, который соответствует лишь интересам самой НКР. Между тем, если удастся наладить диалог, от этого выиграют обе стороны. Для чего, по словам вице-премьера, нужно будет перестроить функционирование насосной станции, находящейся на водоразделе реки Тартар, что позволит обеспечить как орошение карабахских сельхозугодий, так и поставки воды азербайджанской стороне.

Озвучив предложение о “водном перемирии”, арцахская сторона в очередной раз подтвердила свою готовность к конструктивному сотрудничеству с Азербайджаном, позволяющему сохранять режим прекращения огня, а в перспективе – готовить свои народы к мирному сосуществованию. Было бы наивно полагать, что данная идея не дошла до адресата – открытка там где-то затерялась, или почтовый голубь не туда залетел. Но азербайджанская сторона в очередной раз проигнорировала идею, нацеленную на социально-экономические приоритеты, а не на бряцание оружием. Потому что официальному Баку нужен не сосед, стремящийся к мирному сосуществованию, а коварный враг, с которым надо постоянно бороться. 

Однако эти реалии в докладе Милицы Маркович, базирующемся исключительно на азербайджанских источниках, естественно (хотя – что тут естественного?), отсутствуют напрочь. А в данных источниках эксплуатирование Саргсангского водохранилища арцахской стороной (да ещё туристов туда приглашают, вообще нахальство!) сегодня именуется не иначе как «очередной угрозой со стороны Армении» и «климатическим оружием в руках оккупантов». По части антиармянской истерии наши соседи постоянно шлифуют свои навыки. Её градус перманентно подогревается и доводится до милитаристского угара. К примеру, в феврале 2014 г. был даже затеян специальный интернет-проект www.sarsang.org, призванный “содействовать предотвращению возможной гуманитарной катастрофы на Сарсангском водохранилище”. Проистекает такая опасность, понятное дело, от армянской стороны, которая вообще исповедует насилие и попрание прав человека применительно к Азербайджану. Подобную позицию демонстрирует и модератор упомянутого проекта- Ассоциация содействия развитию гражданского общества в Азербайджане. Упомянутый проект нацелен на «жесткое осуждение незаконной блокады Арменией систем водоснабжения и ирригации на оккупированных территориях Азербайджана с нарушением фундаментальных принципов международного права», в связи с чем очень надо, чтобы международные организации принудили, наконец, Армению передать Азербайджану контроль над водохранилищем и всеми связанными с ним ирригационными системами. Мировую общественность усердно информируют о высокой вероятности военных диверсий со стороны Армении, что, с учетом «аварийного состояния водохранилища из-за отсутствия обслуживания его технических сооружений», неизбежно приведёт к массовым человеческим потерям и экологической катастрофе. То есть, кровожадная Армения спит и видит, как бы добиться таких потерь и катастроф, а Азербайджан мужественно разоблачает эти гнусные намерения. Бдит самоотверженно и неустанно.

В мутные потоки подобной дезинформации, как уже не раз доводилось констатировать, вливают свои струи как местные, так и зарубежные «специалисты». Что в данном случае наглядно продемонстрировала боснийско-европейский парламентарий Милица Маркович. И сегодня пятно на её моральном облике, как говорится, имеет место быть. Но, видимо, г-жа Маркович ценит конъюнктурную продвинутость выше морали – неловкость со временем пройдет, а дивиденд останется… 

Взгляд из Степанакерта; торг здесь неуместен

Арцахский писатель и публицист Ашот Бегларян напоминает, что власти НКР не раз предлагали Азербайджану начать диалог вокруг совместного управления приграничными водными ресурсами. В частности, водами реки Тартар и Сарсангского водохранилища – самого крупного резервуара НКР, расположенного в Мартакертском районе республики. В ответ официальный Баку упорно переводит проблему в плоскость так называемого “межобщинного сотрудничества”, тем самым практически блокируя миротворческие инициативы Степанакерта.

“Подобный подход к проблеме,- говорит А.Бегларян,- категорически неприемлем для Нагорно-Карабахской Республики (Республика Арцах), которая уже 26 лет живет независимой жизнью, укрепляя суверенное государство”.

По словам собеседника, ещё в 2001 году власти НКР предложили Азербайджану комплекс мер по установлению взаимного доверия, включавший более 20 предложений, связанных с совместным использованием водных ресурсов, профилактикой возгорания пастбищ, и т.д.

- Однако Баку тогда, как и сегодня, не пошел на контакты с карабахской стороной даже в гуманитарных вопросах, в решении проблем, представляющих взаимный интерес,- констатирует г-н Бегларян. - К таким вопросам можно отнести и отвергнутое азербайджанской стороной предложение международных посредников об отводе снайперов с передовой линии, что позволило бы избежать бессмысленных жертв в условиях перемирия. При этом в Азербайджане продолжают лицемерно сетовать на то, что, дескать, “армянская община” Нагорного Карабаха избегает переговоров с “азербайджанской общиной”. По сути, власти Азербайджана активно насаждают понятие некой “межобщинности”, стремясь исказить суть карабахского конфликта, трансформировать его нынешний фактический трёхсторонний формат в выгодный официальному Баку двусторонний. Карабахская сторона расценивает подобный “межобщинный” подход не только как бесперспективный, но и крайне опасный, поскольку он ведет миротворческий процесс в тупик, дискредитирует саму идею миротворчества, привносит дополнительную напряженность и недоверие между социумами сторон конфликта.

Президент Республики Арцах Бако Саакян не раз заявлял, что независимость является для карабахского народа абсолютной ценностью и торгу не подлежит. Внешнеполитическое ведомство и другие официальные структуры НКР принципиально подчеркивают: попытка искусственного наделения азербайджанского меньшинства статусом общины лишена какой-либо юридической основы и противоречит решению Будапештского саммита ОБСЕ (1994 г.) о признании Нагорного Карабаха самостоятельной стороной конфликта – без упоминания “общин”.

Насущные проблемы гуманитарного характера, включая те, что связаны с использованием водных ресурсов, нельзя политизировать ни в коем случае. Это, по меньшей мере, безнравственно. Куда достойнее прилагать усилия к урегулированию подобных вопросов совместными усилиями, что постепенно снизило бы обоюдную напряженность и способствовало бы формированию атмосферы доверия. Без чего урегулирование противостояния между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, по оценке Ашота Бегларяна, невозможно в принципе.

Ашот Гарегинян

Комментарии

Не даром она сникла (см. Фото внимательно)

В следующий раз будет знать у кого брать и кому давать

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image