Нахиджеван – колыбель армянской цивилизации

12 марта, 2015 - 17:22

29 января на крупнейшем узбекском русскоязычном сайте АН Podrobno.uz появилась статья о прошлом и настоящем Нахиджеванского края. Статья была подписана Темиром Исаевым – редактором общественно-политического отдела АН Podrobno.uz, при этом указывалось, что написана она по материалам Азербайджанского культурного центра имени Гейдара Алиева при посольстве Азербайджанской республики в Узбекистане.

Излишне, наверное, указывать, что статья изобиловала многочисленными искажениями фактов, недобросовестной лживой информации и пропагандистскими выпадами. Достаточно сказать, что в объемной статье об армянском крае ни разу не упоминаются выражения "армянин" или "армянский народ", а также армянские памятники светской и храмовой архитектуры. Вместо этого читателю внушается, что "Нахичевань (здесь и далее Нахиджеван – Voskanapat.info) – родина азербайджанского народа и на всех этапах истории оставался частью Азербайджана (!? – Г.М.-Ш). Но сегодня Нахичевань на карте выглядит как остров, оторванный от матери-родины. Глядя на карту, можно сделать вывод, что здесь не обошлось без несправедливого передела территорий".

Мы обратились в редакцию издания АН Podrobno.uz, указав им на лживые, не соответствующие истине утверждения автора (авторов) статьи. Вскоре был получен ответ, в которой нам предлагалось написать ответную статью, что мы, естественно, сделали. На этот раз ответ, которого пришлось ждать дольше, нас огорчил и разочаровал. Вот основные его положения.

Здравствуйте, уважаемая редакция. Редколлегия АН Podrobno.uz ознакомилась с материалом, присланным Вами. В связи с этим хотели бы ответить следующее.

Обращаем Ваше внимание, что публикация Вашей статьи может вызвать дальнейшую эскалацию конфликта между братскими армянским и азербайджанским народами. Исходя из этой логики в статье под названием «Нахичевань – цитадель земли Азербайджана» были убраны все выпады в отношении армянской стороны. Сейчас она представляет собой туристический очерк о данной территории. Поэтому при всем нашем уважении к Вам публикация Вашего материала не является целесообразной, так как в статье отсутствуют не устраивающие Вас моменты.

Хотим отметить и тот факт, что Узбекистан на международном уровне все-таки признал Нахичевань территорией Азербайджана, и мы как средство массовой информации Узбекистана действуем в рамках сложившегося законодательного поля.

Со своей стороны предлагаем опубликовать у себя материалы об узбекско-армянских отношениях, сотрудничестве двух стран в различных сферах. Мы могли бы эффективно сотрудничать, тем более что мы всегда рады и открыты такому сотрудничеству.

С уважением, редакция АН Podrobno.uz.

Отвечать на это письмо мы не стали. Причин тому несколько, в том числе
1. АН Podrobno.uz сочла, что наша статья, которую мы в нетронутом виде представим читателям Voskanapat.info, способна вызвать дальнейшую эскалацию конфликта "между братскими армянским и азербайджанским народами", не заметив этой же опасности при публикации статьи азербайджанских авторов.
2. Нам непонятно, кто наделил АН Podrobno.uz полномочиями находить, а потом еще и квалифицировать "родственные связи" между армянским народом, и тюркскими огузскими племенами нынешних закавказских турок, изгнанными тюрками-кипчаками и климатом из Центральной Азии. 
3. Несмотря на то, что мы, доверившись коллегам, не сохранили скриншот первоначального варианта статьи, мы можем утверждать, что в статье не убраны "не устраивающие нас моменты", во всяком случае, они и сейчас есть в статье.
4. Мы были бы благодарны коллегам, если они соизволят указать нам официальный документ, в котором Узбекистан "на международном уровне все-таки признал Нахичевань территорией Азербайджана".
5. Как отреагируют правительство и СМИ Узбекистана, если завтра Армения признает «на международном уровне» Самаркандскую, Бухарскую, Хорезмскую области исторической и неотъемлемой частью Таджикистана, Каракалпакскую автономию частью Казахстана, а части Андижанской, Ташкентской областей, а также практически всю Наманганскую область – территорией Киргизстана.

Короткое письмо редакции АН Podrobno.uz дает возможность для долгого ответа, от чего мы воздержимся, с целью сохранить у читателя интерес к статье Гранта МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНА

Нахиджеван – колыбель армянской цивилизации

Опубликованная на страницах электронного издания АН Podrobno.uz статья о Нахиджеване не могла оставить безразличным ни одного армянина, ознакомившегося с текстом материала. Хотя за последние годы мы привыкли к нечестным методам азербайджанской пропаганды, тем не менее, должны признать, что ложь в статье "Нахичевань - цитадель земли Азербайджана" зашкаливает. Очевидно, статья, написанная на основе материалов Азербайджанского культурного центра имени Гейдара Алиева при посольстве Азербайджанской Республики в Узбекистане, рассчитана на слабую осведомленность узбекской общественности об исторических, политических, культурных и географических реалиях Южного Кавказа. Именно такая надежда могла стать причиной явного неуважительного отношения азербайджанских дипломатов к читателям АН Podrobno.uz. Ведь можно же было рассказать читателям о той или иной проблеме без явных и легко опровергаемых лжи и обмана? Но в посольстве Азербайджана почему-то решили, что аудитория узбекского сайта такой чести не заслуживает. Оставим, однако, это на совести авторов вышеуказанной статьи. Уверен, граждане Узбекистана еще не раз станут очевидцами неэтичной деятельности присланных из Баку дипломатов и общественных деятелей. Нас, в данном случае, интересует другая проблема: стремление Азербайджана переписать, вернее, переврать историю. Как древнюю, так и современную.

Нахиджеван – колыбель армянской цивилизации. Название города и региона происходит от армянского префикса «нах» и слова «иджеван», что означает «место первой высадки». Согласно библейской легенде, после всемирного потопа Ной, вместе со своей семьей и находящимися в ковчеге животными, спустился к подножью Арарата, где был возведен Нахиджеван. Иудейский историк Иосиф Флавий (I век), в качестве места высадки Ноева ковчега упоминает топоним «Апобатерион» (греч. Αποβατήριον), что является полной калькой (буквальным переводом) армянского названия Нахиджеван (арм. Նախիջևան). Флавий также указывает на этнический состав края: "через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют "местом высадки", и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега".

На протяжении многих веков Нахиджеван был центром одноименного гавара (округа), принадлежавшего к нахангу (провинции) Васпуракан Великой Армении. Согласно армянским историкам V века, именно в Нахиджеване, в селе Гохтан, Месроп Маштоц (изобретатель армянскогоалфавита) основал первую после изобретения армянских письмен школу.

Патриарх армянской историографии Мовсес Хоренаци (V век) писал о лежащих в основе становления национальной литературы Гохтанских песнях – выдержках из различных эпических произведений. Хоренаци также сохранил для потомков отрывки из Гохтанских песен – армянского устного народного творчества дописьменного периода.

Все это свидетельствует о том, что Нахиджеван был одним из культурных центров армянской государственности задолго до н.э. Позднее, после арабских нашествий VIII-X веков, Нахиджеван вновь стал одним из ключевых городов царства династии Багратидов. Владетелями округа были известные армянские княжеские дома Арцруни и Сюни. После падения армянской государственности в середине XI века (1045 год), Нахиджеван стал объектом опустошительных нашествий татаро-монголов, огузских кочевников Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу и других племен, персов и т.д. На территории региона не раз пересекались военно-политические интересы русской, персидской и турецкой империй.

16 марта 1921 годамежду большевистской Россией и Турцией был подписан Московский мирный договор, в статье III которого, по требованию стремящейся получить общую границу с Азербайджанской ССР Турции, обговаривалась передача Нахиджевана под протекторат Азербайджана, “при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству” (имеется в виду - Армении). При этом Москва, понимая абсурд происходящего (Турция и Россия передают армянский край под протекторат Азербайджана), открыто демонстрирует вопиющее проявление большевистского волюнтаризма: “Россия обязуется предпринять в отношении Закавказских Республик шаги, необходимые для обязательного признания этими Республиками в договорах, которые будут заключены ими с Турцией, статей настоящего Договора, непосредственно их касающихся” (Статья ХV).

Что, собственно, и произошло при подписании Карсского договора 13 октября 1921. Можно только догадываться, к каким "необходимым шагам" прибегла Москва, но в тексте Карсского договора появилась Статья 5: “Правительство Турции и Правительство Советской Армении и Азербайджана соглашаются, что Нахичеванская область в границах, определенных в приложении 3 настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербайджана”.

Обратим внимание,Московский и Карсский договора, несмотря на их явный волюнтаризм, не предполагали передавать Нахиджеван в состав или пределы Азербайджанской ССР, так как и протекторат и покровительство возможны лишь при межгосударственных отношениях.

Изложенная лозунгами статья азербайджанских дипломатов игнорирует вышеприведенные факты, заменяя истину фразой, в которой нет ни одного правдивого слова. “На проведённом по инициативе делегатов Азербайджана, Армении и России в начале 1921 года плебисците более 90 процентов населения края проголосовало за автономию Нахичевана в составе Азербайджана”, - лукавят и придумывают небылицы азербайджанские дипломаты. Не было такого: ни инициативы, ни плебисцита. Лукавят они и тогда, когда пишут, что “Статус автономии предоставлен Нахичеванскому краю не по национальному признаку, а на основании внутренних и внешних факторов, географического и геополитического положения”. Автономия изначально была создана по национальному признаку, подтверждением чему является статья 112 Конституции Нахиджеванской Автономной Советской Социалистической Республики, принятой 18 сентября 1937 года Чрезвычайным Х съездом Советов Нахичеванской АССР. Предлагаем ознакомиться с текстом этой статьи:

"Государственным флагом Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный флаг Азербайджанской ССР, состоящий из красного полотнища, в левом углу которого, у древка наверху, помещены золотые серп и молот и надпись на азербайджанском и армянском языках "АзССР" с добавлением под надписью "АзССР" буквами меньшими размера надписи "Нахичеванская АССР" на азербайджанском и армянском языках".

Вторая задача, преследуемая азербайджанскими авторами статьи – неуемное восхваление экс-президента Азербайджана Гейдара Алиева, и его сына, нынешнего президента этой республики Ильхама Алиева. Разумеется, мы не имеем, и не можем иметь ничего против того, чтобы граждане Азербайджана почитали свое руководство. Мы лишь не можем согласиться с тем чтобы это почитание зиждилось на лжи об армянском крае. Вот цитата из рецензируемой статьи: - “Первая сессия Верховного совета автономной республики 17 января 1990 года явилась триумфом национального пробуждения и политического возрождения. На сессии были обсуждены государственные символы автономной республики и принято решение о восстановлении трёхцветного флага Азербайджанской Демократической Республики в качестве государственного флага Нахичеванской АР”, - пишут азербайджанские дипломаты.

Вначале поправим автора (авторов) –указанная сессия состоялась не 17, а 19 января, затем обратим внимание на то, о чем сегодня азербайджанские авторы предпочитают не вспоминать: сессия приняла постановление о выходе Нахиджевана из Союза ССР и провозгласила государственную независимость края. Редакция первого же пункта этого постановления – “Нахичеванская АССР выходит из состава СССР и объявляет себя независимой республикой” – не оставляла места для разночтений: Нахиджеван объявляет о государственной независимости. Напомним, что Азербайджанская республика объявит о своем выходе из СССР спустя свыше полутора лет – 31 августа 1991 года. В том же постановлении Верховный Совет нового, Нахиджеванского, государства обращается за помощью и содействием в признании к Турции, Ирану, ООН и ко «всем государствам мира». Упомянем также пункт 6 постановления, в котором Нахиджеван четко и недвусмысленно дистанцируется от Азербайджана: “Довести данное постановление до сведения государства Азербайджанской ССР и государства СССР”.

Начиная с этого дня, вплоть до кровавого военного переворота в Азербайджане, в результате которого к власти в Баку пришел Гейдар Алиев, Нахиджеван не принимал участия в общественно-политической жизни республики: ни в референдуме по сохранению Союза ССР, ни в выборах президента. Так, 8 сентября 1991 года в Азербайджане состоялись всеобщие выборы президента республики, на которых победил безальтернативный кандидат – Аяз Муталлибов. Данные выборы были бойкотированы в Нахиджеване, Верховный Совет которого за пять дней до этого возглавил Гейдар Алиев – бесспорный лидер и идеолог сепаратистского движения в крае.

Сепаратизм Нахиджеванского края беспокоил Баку не меньше, если не больше (в отличие от Азербайджана, Нахиджеван имеет границу с Турцией) провозглашения государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики – Республики Арцах. Спустя сутки после выборов, Аяз Муталибов выступил по российской программе “Вести” с обещанием “привести Меджлис Нахиджевана в чувство”. В ответ на это Гейдар Алиев выступил с заявлением, в котором предупредил, что “в случае вооружённого нападения со стороны Баку 330 тысяч жителей Нахиджевана готовы защищать свой Меджлис”. Учитывая, что у Баку нет сухопутной связи с Нахиджеваном, а взлетная полоса нахиджеванского аэропорта, согласно распоряжению Гейдара Алиева была блокирована цистернами с бензином, Баку вынужден был отступить.

Однако, как представляется, важнейшим фактором, способствовавшим Нахиджевану избежать военной агрессии Баку, стала военная агрессия Азербайджана против Нагорно-Карабахской Республики. Гейдар Алиев, не будучи уверенным в успехе планов по захвату власти в Азербайджане, предпочел отстраниться от этой войны, заключив сепаратный мир с армянскими государствами. Он прекрасно понимал, что в случае успеха на Карабахском фронте, следующей мишенью Азербайджана станет Нахиджеван. Именно поэтому заключенный в 1991 году сепаратный мир Алиева с армянскими государствами следует рассматривать исключительно с точки зрения сепаратистского движения в Нахиджеване. Интересно, что Гейдар Алиев, всегда видевший в Нахиджеване вотчину для своего клана, даже после захвата власти в Азербайджане сохранил за автономией правовые основания для провозглашения государственной независимости, сохранив за Нахиджеваном в конституциях государства и автономии определение “автономное государство”.

Государственная пропаганда Азербайджана и, в первую очередь, президент этого образования Ильхам Алиев, любят повторять, что “В результате возвращения Гейдара Алиева к власти Азербайджан избежал развала”. С этим утверждением невозможно не согласиться, ибо если бы спровоцированный Гейдаром Алиевым вооруженный переворот в мае-июне 1993 года завершился неудачей, Нахиджевана в составе современного Азербайджана не было бы.

Наконец, третья и, пожалуй, самая важная задача для авторов рецензируемой статьи: сокрытие следов многотысячелетнего пребывания автохтонного армянского народа в Нахиджеване. Не случайно в материалах Азербайджанского культурного центра при посольстве Азербайджанской Республики в Узбекистане никак не упоминаются армянские материальные и духовные памятники Нахиджевана. Между тем, еще до распада Советского Союза в этом краю насчитывались тысячи исторических, культурных и духовных армянских памятников (218 церквей, храмов, часовни и т.д., 41 крепость, 26 мостов, около 4.500 надгробных крест-камней – хачкаров и 23.000 надгробных плит). Мусульманских памятников истории в Нахиджеване насчитывалось около тридцати (персидские, сельджукские, тюрко-татарские). Все справки об указанных памятниках культуры опубликованы в различных исследованиях армянских, русских, западных и даже азербайджанских ученых.

К сожалению, Азербайджан не ограничивается сокрытием следов армянской культуры на подконтрольной Баку территории. Все гораздо трагичнее: власти Азербайджана заняты весьма важным для них делом – уничтожением следов армянского наследия в Нахиджеване.

Так, в 1998-2006 годах власти Нахиджеванской автономной республики, претворяя запланированную и организованную программу по уничтожению следов армянского культурного наследия, уничтожили в Джуге (Джульфа) всемирно известноесредневековое армянскоекладбище, на территории которого были около 3000 хачкаров и 5000 надгробных плит с чудесными и неповторимыми орнаментами V-XVII веков. Бульдозерами и взрывами были уничтожены церкви и храмы Агулиса (переименовано в Айлис), Апракуниса, Шорота, Крна, Цгна и других армянских древних и средневековых населенных пунктов Нахиджевана.

Сведения о государственном вандализме Азербайджана на кладбище Джульфы стали достоянием широкой общественности и вызвали широкое международное осуждение. Ещё в 1998 году организация ЮНЕСКО потребовала прекратить разрушение памятников в Джульфе. Требование аналогичного содержания было направлено Арменией также в Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (англ. InternationalCouncilonMonumentsandSites — ICOMOS). Профессор антропологии в Университете Чикаго Адам Т. Смит и другие учёные, а также несколько американских сенаторов в январе 2006 года подписали письмо в ЮНЕСКО и другие организации, осуждающее правительство Азербайджана]. Адам Т. Смит охарактеризовал разрушение хачкаров как “…позорный эпизод в отношении человечества к его прошлому, прискорбный акт со стороны правительства Азербайджана, который требует и объяснения, и исправления”. Директор Эрмитажа Пиотровский охарактеризовал произошедшее в Азербайджане как преступление. Священный Синод Греческой православной церкви и Архиепископ Афинский и всея Греции Христодулос выразили протест против разрушения армянских памятников и заявили, что “разрушение святых мест и памятников является чёрной страницей в истории человечества”. Акт вандализма в Азербайджане осудил также Ватикан. В мае 2006 года члены Европарламента не были допущены к осмотру кладбища, после чего заявили протест азербайджанскому правительству. 16 февраля 2006 года была принята резолюция Европарламента с осуждением уничтожения средневекового кладбища Джуги.

В самой Азербайджанской республике наложено строгое табу на любые публикации относительно автохтонного населения и этнической принадлежности Нахиджевана. С этой точки зрения показателен и, одновременно, трагичен пример народного писателя Азербайджана Акрама Айлисли, опубликовавшего в декабре 2012 года в московском журнале “Дружба народов” роман-реквием “Каменные сны”.

“Каменные сны”, это – мужественная работа человека, не пожелавшего стать рабом человеконенавистнической государственной идеологии Азербайджана, возвысившего свой голос в пользу истины, не скрывающего своей боли за безвинно убиенных армян – бывших жителей Агулиса – Айлиса. Не случайно Айлисли предварил роман полными боли строками: “Посвящается памяти земляков моих, оставивших после себя неоплаканную боль”.

События, последовавшие в Азербайджане после публикации романа, напомнили времена инквизиции и фашизма. По всей республике, в учебных заведениях и на площадях, проводились собрания и митинги, на которых звучали угрозы в адрес писателя. Повсеместно устраивались костры из книг писателя. Сам Акрам Айлисли был лишен звания народного писателя Азербайджана и всех государственных наград и орденов. Заинтересованный читатель, кстати, может прочитать роман А. Айлисли по следующей ссылке.

Свежесть раны от утраты армянского культурного наследия в Нахиджеване делает нас еще более восприимчивым к явной лжи азербайджанской пропаганды и ее подыгрыванию ей сторонними “доброжелателями”. Подготовленная азербайджанскими дипломатами статья является нечистоплотной попыткой скрыть следы античеловеческой деятельности официального Баку в Нахиджеване. Тем ценнее для нас согласие редакции АН Podrobno.uz на публикацию данной статьи, призванной показать узбекским читателям другую – реальную сторону нахиджеванской трагедии.

Грант МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

P.S. Последняя фраза данной статьи оказалась лишней, так как АН Podrobno.uz не соизволило сдержать свое слово.

Комментарии

Рекомендую нашим узбекским коллегам, также прочитать интересный материал Романа Севанского "Варвары XXI века, или Как уничтожали Средневековые армянские памятники культуры в Нахичевани".
Вот и ссылка: http://russia-armenia.info/node/3629

Но, господа "журналисты" из АН Podrobno.uz, запомните, что если информационный сайт или средство однобоко освещает какую то тему, то это означает, что оно одиозное. Поймите же, журналистом может называться только тот, кто освещает мнение и аргументы другой стороны. Но, к большому стыду, Вы не только этого не сделали, но и своё обещание не выполнили... Но, как говорят, что награда обязательно найдет своего героя. Думаю, что медали из посольства Азербайджана в Узбекистане и обильный обед от имени Культурного Центра имени Гейдара Алиева в Узбекистане Вам обеспечены. Приятного аппетита.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.