Аварцы рвутся к сердцу Грузии

10 июня, 2015 - 17:44

Проект горной магистрали от Махачкалы до Тбилиси пугает грузинских экспертов.

В конце 2013 года правительством Рамазана Абдулатипова была озвучена идея строительства Аваро-Кахетинской дороги. Уже к августу 2014 года перед общественностью Дагестана был положен ее проект. По нему планировалось строительство 85 км автодороги, 25 мостов и 5 туннелей в аварских районах.

Аваро-Кахетинская дорога изначально была призвана связать высокогорные дагестанские районы с Закавказьем. Еще в 19 веке данная дорога считалась стратегически важной, прежде всего, с военной стороны. Со стороны экономической она также представляла собой особую ценность ввиду того, что являлась самой короткой дорогой между Дагестаном и Грузией.

Дагестан пробивается в Грузию

В июле 2014 года в Махачкале прошел «круглый стол» посвященный строительству Аваро-Кахетинской дороги, на котором руководитель «Дагестанавтодора» Загир Хучбаров заявил, что на осуществление данного проекта будет потрачено 30 млрд. рублей.

 

«Начинали строить дорогу трижды – в 1860, 1885 и в 1891 годах. Но потом началось строительство железной дороги по берегу Каспийского моря, и о Аваро-Кахетинской дороге забыли. Когда же началась первая мировая война, о дороге пришлось вспомнить снова. Решено было в случае опасности на турецком фронте именно по этому пути эвакуировать Тифлис», – говорит научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук и института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Патимат Тахнаева.

По мнению эксперта, «Аваро-Кахетинская дорога является одной из важнейших магистралей в Горном Дагестане и будет иметь большое социально-экономическое значение для республики».

«Правительству же нужно теперь позаботиться об устройстве дороги, которая связывала Дагестан с Тифлисскою губернией», - говорится в архивном документе 1850-х гг. Впрочем, осуществить эту идею ни империи, ни ее преемникам не удалось. Аваро-Кахетинская дорога превратилась в долгострой.

Несомненно, данный проект по своему масштабу и значимости, является колоссальным, так как обеспечит дополнительный стимул для горных районов, что в свою очередь предотвратит тот катастрофический масштаб оттока населения из труднодоступных районов Дагестана.

Мы понимаем, что вместе с дорогой, несомненно, появится и дорожная инфраструктура (кафе, заправки, гостиницы), что является дополнительными рабочими местами. Но не все так однозначно….

Угроза новой лекианобы

Дагестан при упоминании данного проекта ожидает чего-то важного, несомненно, так оно и есть, ведь связав две стороны кавказского хребта, мы получим очень большое экономическое преимущество, а также толчок к развитию взаимного туризма, ведь каждая из сторон является осколком общекавказской истории.

Но как об этом думают в Грузии? Как они оценивают перспективное соседство без барьеров с одним из самых нестабильных регионов России?

Целесообразность строительства данной дороги грузинскими экспертами была оценена неоднозначно. Оценка была дана по двум критериям - это военная и экономическая составляющая.

Если говорить о военной составляющей - то, почти все экспертное сообщество Грузии убеждено в том, что рано или поздно, при определенных обстоятельствах, Аваро-Кахетинская дорога Россией может быть использована для переброски войск.

В частности, по этому поводу высказался заместитель министра иностранных дел Грузии, Давид Джалаганиа, считающий, что проект новой дороги представляет собой определенную угрозу и рождает вопросы.

Также об угрозе говорит заместитель секретаря Совета Безопасности Грузии, Ивлианэ Хаиндрава. Он заостряет внимание не на грубой силе и танках, а на «мягкой силе» и возможностях перехода боевиков из Республики Дагестан.

«Риски существуют, вызовы, угрозы и это не обязательно должно быть связано с танками. Может действовать террорист, радикал, может произойти экспорт идеологий, что столь же опасно, и мы можем теоретически получить второе Панкиси (Панкисское ущелье)», - заявляет он.

Отчасти, эти страхи современных грузин напоминают страхи их предков перед лицом набегов дагестанских горцев прошлых веков в богатые грузинские долины. У грузин есть даже специальное слово для обозначения этих набегов – «лекианоба».

Только с той лишь разницей, что в 19 веке Россия была с Грузией, и угрозу с ее стороны чувствовали дагестанские горцы. А сегодня Россия находится с Дагестаном, и угрозы с ее стороны чувствуют уже сами грузины.

Экономическое мышление – более трезвое

Однако, если те же эксперты начинают оценивать экономические перспективы проекта, они начинают мыслить более трезво. Тот же Ивлианэ Хаиндрава пытается посмотреть на вопрос и с другой стороны.

«Эти риски должны быть оценены соответственно и соответственно будет принято решение… Но в этой действительности, когда у России есть две военные базы, когда Рокский тоннель контролирует она же, не говорите, что эта дорога смертельно опасна»,- говорит он.

Касательно экономической выгоды при реализации данного проекта высказался министр экономики Грузии. По заявлению Георгия Квирикашвили, у Аваро-Кахетинской дороги есть потенциал пользы и для Грузии.

«Когда у нас есть проблемы на Ларсе (Военно-грузинская дорога), вызванные стихией, я думаю, не помешает иметь альтернативу, чтобы товар двигался между Россией и Грузией», - отмечает эксперт.

Кроме непосредственных экономических связей Грузии и России, можно, на перспективу, предположить и то, что Аваро-Кахетинская дорога, проходящая по Грузии, станет значительной частью северо-южной транзитной оси. Здесь подразумевается, что, в случае осуществления этого проекта, возможен рост транзитной роли Грузии по направлению России к Армении и в будущем к Ирану.

Да, действительно, дорога через КПП «Казбеги-Верхний Ларс» в Осетии небезопасна, так как на участке часты оползни, на таком фоне Аваро-Кахетинская дорога выглядит самой безопасной. Но вместе с тем, с грузинской стороны опасаются ухудшения криминогенной обстановки в приграничных грузинских районах.

Немало представителей грузинского сообщества также высказывают мнение о том, что, Аваро-Кахетинская дорога – это очередная статья расходов и напоминают, что от слов к действиям – долгий путь...

Аварцы Грузии забыты и брошены

Про аварцев, живущих в самой Грузии вспоминают в Дагестане только родственники. Правительства обоих государств о них давно забыли и, наверное, не вспомнят, если не понадобится организовать очередной флешмоб «за» или «против» строительства.

«Мы хотим, чтобы дорога открылась, и чтобы у нас была возможность передвигаться. Наши дети там, в России живут, здесь только старики остались. Мы хотим, чтобы дорогу открыли и все наладилось. Разве нельзя?» - вопрошает Аишат, аварка из грузинского села Сарусо.

Село Сарусо находится на границе с Дагестаном. Жизнь здесь бедная, если не сказать нищая. Многие живут тем, что помогают кахетинцам в сельском хозяйстве.

«Когда дорога была открыта, все было хорошо. Мы передвигались, торговали. А теперь дороги нет. Дети голодные, чем их кормить? И видеться с родственниками мы не можем. Они не могут приехать, мы не можем уехать»,- говорит Айшат .

«Мы все за строительство, нам будет хорошо если построят», - говорит житель села. «Кого хочешь спроси, все также ответят», - добавляет собеседник. Для грузинских аварцев данная дорога – хрупкая соломинка, за которую они готовы схватиться, чтобы не раствориться окончательно в грузинской культуре.

Ведь, если будет построена дорога, то у них сразу же появится возможность постоянных контактов со своими соплеменниками в Дагестане. Причем без необходимости делать огромный крюк через Тбилиси, Владикавказ и половину Северного Кавказа.

Однако, эта робкая надежда может вскоре разбиться о суровые политические и экономические реалии. В ситуации нарастающего в стране экономического кризиса и нарастающих угроз со стороны ИГИЛ, Москве не до развития дорогих проектов с этнической кавказской нагрузкой.

Частный Бежтинский Автодор

А пока государство судит да рядит, житель селения Бежта Магомед Кебедов начал строить эту дорогу на свои собственные средства. Взялся он за этот стратегический проект еще 25 лет назад, в 1987 году. То есть, еще при Союзе.

За это время он, покупая средства и технику, возвел 54 км грунтовой дороги шириной четыре метра. Для него трасса от села Бежта в Дагестане через Вантлиашевский перевал до грузинского села Ахалсопели во всех смыслах является «дорогой жизни».

Поскольку его предки, жившие в самых отдаленных от Махачкалы бежтинских землях, всегда больше ориентировались на рынки сбыта своей продукции в Грузии, а не в Дагестане. Ведь до Тбилиси от Бежты в три раза ближе, чем до Махачкалы…

Ильяс Капиев

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image