OCCRP: Истина – ценой свободы. История азербайджанской журналистки Хадиджи Исмайловой, разоблачившей коррупцию клана Алиевых

26 июня, 2015 - 13:05

В течение прошлого десятилетия журналист-расследователь, комментатор «Радио Свобода», региональный координатор и партнер Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) Хадиджа Исмайлова делала шумные разоблачения коррупции в правительстве. Недавно она нацелилась на деятельность президента Азербайджана Ильхама Алиева и его клана, после чего начала получать предупреждения о том, чтобы не совала нос в чужие дела. Все это заставило бы сбежать многих журналистов. Но она не собиралась бежать. Об этом пишет американский журналист Дон Рей на сайте «OCCRP».

Согласно материалу, чем глубже она копалась, тем яснее становилась картина – тотальный грабеж богатств Азербайджана. Правящий клан использовал рычаги собственного контроля над системой транспорта, банков, горной промышленности и других сфер в бывшей советской республике. Чем больше она разоблачала, тем больше правительство пыталось закрывать доступы к основной информации. Но это не остановило Исмайлову, и начались угрозы, а также возмутительные, унизительные и оскорбительные нападки. На что Исмайлова заявила, что не остановится. После этого власти поместили скрытую камеру в ее квартире и сняли интимные видео. Но, по ее словам, это имело обратный эффект, настроив общество в ее пользу. После этого Исмайлову арестовали. Ее сторонники, коллеги, ведущие журналистские организации считают обвинения против нее сфабрикованными.

Как отмечает Рей, примерно 10 лет назад, когда Исмайловой было 28 лет, был убит журналист Эльмар Гусейнов, что и пробуждало в ней желание разоблачать коррупцию, не думая о последствиях. Гусейнов издавал крайне критичный и независимый журнал «Монитор», в котором разоблачалась коррупция на высшем уровне, включая клан президента. Она поняла, что темы, над которыми работал Гусейнов, трудно было освещать, ему часто не удавалось найти документы, чтобы доказать свою правоту. «Но он говорил правду», – отметила Исмайлова. После смерти Гусейнова, она дала клятву продолжать его работу.

По словам Исмайловой, до 2009 года СМИ в Азербайджане вели себя достаточно тихо из-за постоянных нападок на пишущих критичные статьи журналистов. Но в 2009-ом она начала помогать Эндрю Хиггинсу из американской газеты «Washington Post». Они вместе работали над статьей о наличии у клана Алиева дорогой собственности в Дубае. Появление статьи на «Washington Post» прервало это молчание. Никто не опроверг информацию о том, что у Алиевых действительно была эта собственность. «До этого у нас были журналисты, которые говорили: „Это правительство, президент, все они воры”. Все это были их личные мнения, а не факты. А теперь у нас появились факты, с которыми на руках можно было говорить, на которые можно было ссылаться», – отметила Исмайлова.

Как отмечается в статье, после этого она и ее коллеги учились у OCCRP, как можно было обнаружить оффшорные компании, связанные с кланом Алиевых. Они начали копаться в документах приватизации банков, связанных с государственными авиалиниями. Они выявили, что в результате приватизации член клана Алиева стал одним из владельцев банка «Silk Way».

В августе 2010 года Исмайлова и ее коллега Ульвия Асадзаде обнародовали статью об этом. «Они нарушили закон и стали владельцами банка. Мы опубликовали эту статью, доказывая каждое предложение», – сказала Исмайлова. И действительно, они выяснили, что банк был частью более крупной, недавно приватизированной компании, у которой была почти полная монополия над всеми аспектами услуг в сфере авиаперевозок. Правительство никак не комментировало сообщение, но режим стал пытаться заглушить те голоса, которые не подвергались их контролю.

Согласно материалу, почти век, с 1920 по 1991 гг., когда страна входила в состав СССР, азербайджанцы не имели доступа к критикующим правительство статьям. Однако, как указывает Исмайлова, и после обретения независимости в 1991 году, журналистика особо не прогрессировала. Правительство полностью контролирует вещательные СМИ, а малочисленные газеты имеют небольшую аудиторию. «Таким образом, в принципе, в Азербайджане нет независимых СМИ. Большая часть из них все еще является пропагандой, но это – пропаганда режима», – подчеркнула Исмайлова.

Как сообщается в материале, Ильхам Алиев стал президентом Азербайджана 15 октября 2003 года, два месяца спустя, после того как умер его отец и предшественник Гейдар Алиев, который был высокопоставленным лицом в советском КГБ. В 1969 году Леонид Брежнев назначил старшего Алиева на пост первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Азербайджана, в качестве исполнителя советской антикоррупционной кампании. 20 лет спустя Михаил Горбачёв заставил Гейдара Алиева отказаться от высокой должности в советском Политбюро из-за обвинений в коррупции. Гейдар Алиев стал президентом Азербайджанской Республики в 1993 году и был переизбран в 1998 году, несмотря на утверждения о фальсификации выборов и коррупции.

До своей смерти Гейдар Алиев уже успел поставить своего сына на позицию, которая гарантировала, что он займет пост отца. Во время выборов Ильхам Алиев набрал 76.84% голосов. Он также был переизбран в 2008 году с 87% голосов. За это надо сказать спасибо оппозиционным партиям, которые бойкотировали выборы, говорится в статье.

Администрация Алиева, вопреки всему, организовала Конституционный референдум, который отменил ограничения на сроки полномочий президента, серьезно ограничил свободу прессы. «У нас были BBC, ''Голос Америки'' и ''Радио Свобода'', но все они были запрещены на местных частотах в 2009 году. Правительство Азербайджана не хочет, чтобы граждане страны слушали эти новости, потому что власти были не в состоянии контролировать их содержание»,- заявила Исмайлова. После этого иностранные вещатели стали больше работать в Интернете, чтобы быть доступными народу, однако значительная часть населения не имела доступа к сети.

В июне 2011года Исмайлова доказала, что представители клана Алиевых были основными акционерами компании «Azerfon» – единственного провайдера мобильного телефона 3G услуг в Азербайджане в то время. За несколько лет до этого все верили заявлению правительства о том, что «Azerfon» принадлежал немецкой фирме «Siemens A.G» и паре британских фирм.

Как сообщается на сайте, в 2011 году Исмайлова выяснила, что одна из компаний была вовлечена в спорный контракт по выполнению строительных работ, которые президент упоминал как «патриотический проект». «Это было здание самого высокого флагштока в мире. На нем должен был развеваться азербайджанский флаг», – рассказывает Исмайлова, и отмечается, что слава оказалась недолговечной. Всего через 6 месяцев другая «бестолковая» страна – Таджикистан – построила флагшток выше азербайджанского. По словам Исмайловой, она обсуждала этот проект в своей радиопрограмме и потом узнала из документов, опубликованных на сайте «WikiLeaks», что лидер страны недоволен всем этим. «Президент Алиев назвал меня врагом государства», – заявила журналистка.

Как сообщается в статье, Исмайлова сказала, что все еще расследуется история от 7 марта 2011 года, когда она получила письмо с угрозами. Она не сомневалась, что письмо пришла от кого-то из правительства Азербайджана. «Я получила этот пакет, который содержал записку ''Ты шлюха. Уймись, иначе ты будешь опозорена.'' В пакете также были интимные фотографии, отснятые скрытой камерой в моей спальне. Я знаю, что они так пытаются остановить меня», – сказала Исмайлова.

В статье сообщается, что журналистка проигнорировала совет своих коллег, которые уговаривали ее не выходить в эфир, однако Исмайлова не согласились с ними, так как была уверена, что в этот день ее будут слушать те, кто шантажировал ее. После шоу Исмайлова написала на своей странице в Facebook: «Вот как я отвечаю шантажистам». «Я сказала, что не собираюсь останавливаться, и не собираюсь молчать. Я не стесняюсь ничего из того, что делаю, и если они думают, что опозорили меня и это остановит меня, то заблуждаются».

Как отмечается в материале, по словам Исмайловой, она подала жалобу в прокуратуру, но это не остановило шантажистов от размещения видеоролика о ней и ее парне на сайте, который был создан шантажистами таким образом, чтобы он выглядел как сайт оппозиционной партии. «В стране, где до сих пор происходят убийства ради чести, в стране, где женщинам нельзя заниматься сексом до брака, в стране, где иметь парня, квартиру и жить отдельно и самостоятельно рассматривается, как противоречие традициям, я получила полную поддержку от общества», – отмечает журналистка.

В материале также сообщается, что, по словам Исмайловой, ее не удивило заявление прокуратуры о том, что они не в силах определить, кем была поставлена секретная видеокамера в ее квартире. «У меня не было сомнений о том, кто это сделал и кто заказал, но я хотела бы узнать, как это случилось», – сказала журналистка. Она сумела обнаружить место камеры и телефонные линии, где камера была установлена в ее спальне. По этим линиям она пошла в гостиную и в ванную комнату. «Я была поражена. Всю последующую неделю не могла ходить в туалет. У меня было чувство, что кто-то следит за мной», – отметила она.

По телефонным линиям она вышла на телефонную коробку снаружи, которая принадлежала государственной телефонной компании. Она потребовала, чтобы прокуратура вызвала человека, установившего линию. Получив отказ, Исмайлова сама позвонила в компанию, и вызвала сотрудника. Прибывший человек посмотрел на линию, и сказал, что помнит, как установил ее в июле 2011 года, так как ему сказали, что клиенту нужна новая телефонная линия.

Между тем, как пишет Рей, Исмайлова продолжала свои расследования. Вместе со своей бывшей студенткой Нушабе Фатуллаевой, которая также вела самостоятельные расследования, она 2 мая 2012 года нашла документы, доказывающие, что прибыльного контракта по добыче золота удостоилась компания, находящаяся в Великобритании, которая принадлежала панамской корпорации. Исмайлова и Фатуллаева показали, что члены клана Алиева являлись ее тайными владельцами. 6 дней спустя Исмайлова обнаружила связи клана со строительством стоящего $134 миллионов концертного зала Кристалл-холл, где в 2012 году был проведен конкурс песни «Евровидение». Члены клана являлись тайными владельцами одной из строительных компаний, реализовавших госзаказ.

Рей указывает на то, что в том же году парламент Азербайджана принял закон о том, что доступ к информации о владельцах компаний можно получить только по распоряжению суда, и более того, по закону все бывшие президенты и их жены получили пожизненную уголовную неприкосновенность. Так как новый закон относился только к компаниям в Азербайджане, Исмайлова и ее коллеги из OCCRP начали расследовать записи о собственности в Чехии. В октябре 2011 года группа заявила о том, что чиновники в Азербайджане, включая клан Алиевых, создали корпорации в Праге, купили участки земли, построили гостиницы и виллы в таких роскошных местах, как курортный город Карловы Вары.

В конце июня 2014 года Исмайлова опубликовала очередную статью о коррупции, в которой она написала о медиамагнате Соне Велиевой, которая замужем за влиятельным правительственным чиновником Али Гасановым, имеющим полномочия вести политику относительно свободы слова, политических свобод и СМИ. Исмайлова отмечает, что очень часто Ильхам Алиев издавал указы, мешающие внешним СМИ вещать в Азербайджане. Чтобы пополнить «вакуум», Гасанов раздавал контракты местным компаниям, включая принадлежащие его жене. В целом, Исмайлова связала около десятка подобных медиа-компаний с женой Гасанова, говорится в статье.

Исмайлова также доказала, что клан Алиевых пытался обрести монополию в сфере телекоммуникационной индустрии. Исмайлова так и не успела предоставить подробности истории, так как 5 декабря 2014 года ее арестовали, и она до сих пор находится в тюрьме, пишет Рей.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.