ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ - УГРОЗА ГЕНОФОНДУ

30 июня, 2015 - 19:05

- Г-н Сагателян, проблема тяжелых металлов, их влияния на экосистемы и человека продолжает оставаться актуальной и широко обсуждается. Чем обусловлена особая настороженность именно в отношении этих элементов?

- Дело в том, что в процессе исследований выявляются все новые, очень опасные воздействия тяжелых металлов на живой организм. Эти металлы токсичны и мутагенны, часть из них канцерогенна, причем их негативное воздействие нередко проявляется через много лет, даже в следующем поколении, и если учесть, что мы не ощущаем этого воздействия, то загрязнение тяжелыми металлами следует признать особо опасным. Причем природа практически не располагает механизмами самоочищения, и, если произошло загрязнение, оно остается на долгие годы, десятилетия, а возможно, века. Осмысление проблемы влияния тяжелых металлов на организм вызвало немало интересных гипотез. Так, по мнению некоторых ученых, закат Римской империи обусловлен тем, что трубы первого в мире - римского водопровода были сделаны из свинца и употребление обогащенной свинцом воды привело к дебилизации римской элиты, в результате чего разрушилось государство. Сегодня в мире идет активная кампания по ртути. Ртуть объявлена глобальным загрязнителем, подготовлена международная конвенция "Минимата" - по названию японского поселка, где произошло массовое отравление ртутью. Армения тоже присоединяется к этой конвенции, поскольку эта проблема актуальна и для нас. Сегодня к числу тяжелых металлов причислена очень большая группа токсичных элементов, удельный вес которых больше, чем железа.

- А откуда берутся тяжелые металлы в окружающей среде, в частности, городов?

- Это результат цивилизации. Токсичные металлы используются начиная с бронзового века. Многие медные руды содержат мышьяк, поэтому и в средние века, и вплоть до ХХ в. на литейных заводах происходили массовые отравления. Армения - одна из первых стран мира, где начали добывать и перерабатывать руды. Недалеко от Степанавана есть древнее поселение Лориберд, где были найдены датированные IV в. до н.э. бронзовые статуэтки, а рядом есть месторождение руд с высоким содержанием мышьяка. Широко использовались такие токсичные металлы, как олово и свинец, краска киноварь, а это природный минерал - сульфид ртути.

Вообще в плане тяжелых металлов Армения достаточно уязвима. Это связано и с нашими природными особенностями, множеством крупных рудных месторождений. Это так называемые геохимические провинции, где определенные элементы содержатся в превышающих средние значения концентрациях. Правда, местная флора, фауна и население адаптированы к этим концентрациям. И это очень важно, поскольку на местное население эти высокие концентрации не оказывают особо опасного воздействия. Но, как только начинаются миграционные процессы, связанные с переселением рабочей силы извне или какими-то другими причинами, сразу возникают проблемы.

В начале 90-х у нас возникли проблемы во многих районах, например, в Анкаване, где были размещены беженцы из Азербайджана, начались массовые желудочные расстройства, потому что прежде эти люди жили в щелочной среде, где была карбонатная вода, и вдруг попали в сульфидную среду, где вода кислая и много ионов тяжелых металлов. Естественно, начались заболевания.

Когда начинаются эксплуатация месторождений, добыча и переработка руды, происходит наложение техногенных факторов на природные. И если на местное население высокие природные концентрации не оказывают особо негативного воздействия, то наложенное на них техногенное загрязнение приводит к серьезным последствиям. Например, в Алаверди еще в советские годы сверхконцентрации меди вытесняли из организма цинк, что приводило к серьезным проблемам с репродуктивной функцией как у мужчин, так и женщин. В принципе любое нарушение баланса концентрации элементов, в частности, тяжелых металлов в среде чревато опасными последствиями. Причем особенно уязвимы промышленные центры, расположенные не в горнорудных провинциях, а на вулканических плато, потому что, например, для естественной окружающей среды Еревана тяжелые металлы вообще не характерны, это 1-2 элемента в нормальной концентрации, что не представляет угрозы.

Но потом было построено много предприятий электронной, химической промышленности, активно использовались металлические компоненты плюс транспорт - главный загрязнитель. Вплоть до 2000 г. в Ереване остро стояла проблема свинца, который содержался в бензине и выбрасывался в окружающую среду. Это продолжалось много лет, в итоге вся территория Еревана была загрязнена свинцом в концентрации, значительно больше допустимой. И если в советские годы это имело больше научно-медицинское и познавательное значение, то это стало катастрофой в тяжелые 90-е годы, когда на маленьких участках земли в городе люди стали выращивать продукты питания. Земли, которые совершенно не пригодны для аграрной деятельности, стали активным источником загрязнения пищевых продуктов. Правда, сейчас это практикуется только на окраинах, но ущерб здоровью населения города уже нанесен.

- То есть в Ереване нельзя выращивать сельскохозяйственную продукцию?

- Категорически нет. В 2000 году было принято мудрое решение, запрещающее использование этилированного бензина, и через год мы зарегистрировали падение концентрации свинца в атмосфере и воде, но в почве высокое содержание этого элемента сохранилось. Следует также учитывать фактор вторичного загрязнения. Во время ветров загрязненная свинцом почва поднимается в воздух, в основном на высоту 1,5 метра. И тогда самыми уязвимыми оказываются дети. Они постоянно испытывают это воздействие. Мы обследовали все детские сады Еревана, и надо сказать, что во всех детских садах эта проблема присутствует и требует специальных мероприятий. Приведу пример Норвегии, там тоже обследовали детские сады и подсчитали, что в течение дня ребенок съедает около 3 граммов почвы. А там, если на территории детского сада фиксируется малейшее отклонение от нормы в плане тяжелых металлов, весь верхний слой почвы снимается и заменяется чистым, потому что воздействие токсичных элементов долговременное.

- То есть проблема в первую очередь связана с транспортом?

- Не только с транспортом. В Ереване были крупные аномалии меди, цинка, молибдена, сейчас их стало меньше. Это, как я уже сказал, было связано с электротехнической и химической промышленностью. Это рассеянное загрязнение, превышающее предельно допустимую концентрацию. В 80-е годы совместно с Национальным институтом здравоохранения мы провели исследование и получили неутешительные результаты. Там, где были аномалии, было больше случаев детской смертности.

- Что считается аномалией?

- Это отдельные участки территории, где отмечается повышенная концентрация тяжелых металлов. Сегодня у нас возникла серьезная проблема в горнорудных районах, поскольку практически 20 лет эта сфера промышленности развивается бесконтрольно. В погоне за сверхприбылями никакие экологические нормы не соблюдаются. Превентивные мероприятия не проводятся. Загрязнение колоссальное, в том числе и воды, используемой для орошения, что привело к тому, что тяжелые металлы попали в пищевые цепи. Значительная часть выращиваемой сельхозпродукции небезопасна. О прямых причинно-следственных связях пока говорить не приходится, это требует дополнительных исследований. Сейчас мы внедряем дополнительные методы оценки, связанные с расчетом рациона, потреблением того или иного продукта в течение года. Тогда можно будет определить риски.

- И что делать?

- Сегодня ни местные органы управления, ни лица, принимающие решения, ни сами люди не осознают серьезности последствий загрязнения тяжелыми металлами. Но мы имеем дело с угрозой генофонду. Нужны серьезные государственные подходы. Технологий, позволяющих решить эту проблему, достаточно много, в основном они дорогостоящие, но есть и приемлемые, однако их невозможно использовать на мелких наделах, требуется применение техники и других средств. Это должно стать серьезной государственной программой. Сегодня об этом говорить не приходится. Но надо хотя бы резко изменить все правовое поле, обратить внимание на последствия деятельности горнорудной промышленности, металлургической промышленности, ограничить беспредел и остановить распространение загрязнения в надежде, что, когда мы станем национально ориентированным государством, начнем защищать свое население, этот вопрос наконец решится. Надо заставить горнорудные компании, допустившие загрязнение, вложить деньги в очищение сельскохозяйственных угодий. Но сделать это трудно, потому что соответствующих законов нет.

Гаянэ САРМАКЕШЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image