Тама́ра Хану́м (Тама́ра Артёмовна Петрося́н) – «золушка, ласточка и Айседора Дункан Востока», мировая икона и новатор танца с более 500 песен на 86 языках.

29 марта, 2016 - 23:00
Тама́ра Хану́м - настоящее имя-Тама́ра Артёмовна Петрося́н; (29.03.1906, Фергана, Российская империя — 30.06.1991, Ташкент, Узбекская ССР,СССР) — советская, узбекская танцовщица, певица, актриса, хореограф, руководитель коллективов. Народная артистка СССР и Узбекистана. Лауреат Государственной премии СССР. Награждена многочисленными государственными, воинскими, международными и отечественными наградами и знаками признания. Орден «За выдающиеся заслуги» (узб. Buyuk xizmatlari uchun) (2003 - посмертно). Тамара Петросян родилась в скромной армянской семье Анны и Артема Петросян, сосланных в Туркестанский край, в небольшой поселок на станции Горчаково. Взлет с угрозой жизни «Ласточки Востока»... с расплатой – жизнь отца. Тамара подрастала, и люди все чаще говорили Петросянам, что их дочь ведет себя неподобающим образом - ведь та и не думает бросать свое увлечение танцами. Отцу угрожали расправой, если он не приструнит свое дерзкое чадо. Женщина на сцене? В те далекие времена на мусульманском Востоке такое было немыслимо. Однако вмешался случай: на станцию Горчаково прибыл агитпоезд "Восток" с коллективом артистов под руководством Хамзы Хаким-заде Ниязи, будущего классика узбекской литературы. Такие миссии искусства "для просвещения народа" были очень распространены в первые годы советской власти. Кто-то рассказал Хамзе о талантливой девочке, и это решило ее судьбу: в конце 1918 г. Тамара впервые вышла на настоящую сцену. В 12 лет она уже выступала перед зрителями наравне с остальными. Выступления на самодеятельных концертах резко выделяли юную танцовщицу, она по-прежнему была единственной представительницей прекрасного пола, осмелившейся танцевать публично, да еще и с открытым лицом. Угрозы в адрес Тамары продолжались, и родители, от греха подальше, отправили дочь в Ташкент. В 1922 г. девушка поступила ученицей в Ташкентскую балетную труппу и стала танцевать в полупрофессиональных концертных группах, которыми руководили первые узбекские артисты. Слухи о ее «непристойном» поведении дошли до ее родного поселка, и местные фанатики зверски расправились с ее отцом. Мать осталась одна с детьми, и крохи Тамары за выступления шли на кусок хлеба для родных. Балетная труппа гастролировала по Средней Азии, давая концерты народных танцев. В маленьких городках и кишлаках в адрес девушки-танцовщицы нередко летели угрозы и камни. Одно выступление чуть ни стоило Тамаре жизни: разбушевавшиеся зрители готовы были разорвать ее в клочья. Спас один из артистов, известный музыкант и острослов Юсуфджан-кызык. В суматохе он накинул на нее паранджу и помог незаметно выбраться из толпы. Была зверски убита актриса Холчахон. Ее подруги – Тупахон и Таджихон, испуганные преследованиями, покинули труппу - к концу первого года в коллективе из женщин оставалась только Тамара Ханум. Требовалась немалая сила духа и убежденность в своей правоте, чтобы не сдаться. В 1923 г. она отправилась в Москву, для продолжения образования в Театральном техникуме им. А.В.Луначарского. Московские зрители компенсировали все неприятные моменты первых выступлений, встречая искусство молодого дарования ажиотажем. В Москве она получила свое второе метафорическое имя - "ласточка Востока". Бывало, что особо настойчивые поклонники пробирались после концерта за кулисы, чтобы лично выразить свой восторг. Один такой молодец очутился в гримерной и осыпал ее комплиментами, Тамара не удивилась. Им оказался известный певец Мухитдин Кари-Якубов. Представив его, руководитель сказал ей: "Теперь вы будете выступать вместе"… Мухитдин стал ее мужем, отцом дочери. Молодые супруги отправились в первую заграничную поездку, во Францию. В 1925 г. в Париже проходила Всемирная выставка декоративного искусства. Мухитдину Кари-Якубову и Тамаре выпала честь представлять на ней свой край. Их номер имел ошеломляющий успех, об узбекских артистах парижане вспоминали еще долго. "Вот увидите, она еще станцует в Париже!" – когда-то горделиво заметила мать, рассмешив присутствующих поселка на станции Горчаково. Но… прошло время, и триумфальное выступление в Париже положило начало блистательной карьере молодой танцовщицы. Возвращаясь домой, супруги проехали через Германию, где с Тамарой захотела познакомиться прославленная танцовщица Айседора Дункан. Она попросила Тамару позволить ей потрогать и пересчитать позвонки, доказывая, что при нормальном строении тела человек не способен на такие невероятно сложные и прекрасные движения. Широкое признание и славу Тамара вкусила уже в 19 лет. После успеха в Париже перед ней открылся весь мир. Накопив творческий опыт, в 1930 г. именитая артистка пробует свои силы в качестве балетмейстера. В 1932 г., в сотрудничестве с режиссером З.Кабуловым и композитором П.Рахимовым, она организовала театр в Ургенче, где выступала одновременно балетмейстером, танцовщицей и педагогом-репетитором. По ее инициативе была открыта и школа классического балета в Ташкенте. Артистически-новаторская, трудовая поступь легенды С 1919 г. выступала в составе агитбригады под руководством Хамзы Ниязи. В 1921—1922 гг. — актриса Ташкентского русского театра оперы и балета. В 1922 г. поступила на учёбу в Ташкентскую балетную труппу и стала танцевать в полупрофессиональных концертных группах, которыми руководили первые узбекские артисты Ятым Бабаджанов, Абрар Хидоятов, Али Ародобус Ибрагимов. В 1924 г. окончила Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС) (ныне — ГИТИС) в Москве. В 1924 -1928 гг. - солистка концертной труппы М. Кари-Якубова (с 1926 - концертно-этнографический ансамбль, с 1928 - музыкально-экспериментальный). В 1925—1929 гг. выступала в музыкально-драматических театрах Самарканда, Коканда, Андижана, где играла роли Ширин («Фархад и Ширин» Хуршида), Гульчехры («Аршин мал алан» У. Гаджибекова), Халимы («Халима» Г. Зафари). В 1929—1934 гг. - солистка и одна из организаторов Узбекского музыкально-драматического театра, созданного на базе музыкально-экспериментального ансамбля (с 1939 - Государственный узбекский театр оперы и балета, ныне - Государственный Академический Большой Театр имени Алишера Навои) (Самарканд, с 1931 — в Ташкенте). Возглавляла танцевальную труппу в театре. Участвовала в становлении национального балетного театра: в 1933 г. в организации балетной студии при Узбекском музыкально-драматическом театре (позже - Узбекская республиканская балетная школа, с 1947 - Узбекское хореографическое училище, ныне - Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии). В 1934—1935 гг. - одна из организаторов, балетмейстер, танцовщица и педагог-репетитор Хорезмского областного музыкально-драматического театра (ныне — имени Агахи) в Ургенче. В 1934 г. играла роль Индры в балете «Ференджи» Б. К. Яновского. В 1936 - 1941 гг. - солистка и хореограф Узбекской филармонии и Государственного узбекского театра оперы и балета. В 1941—1969 гг. - организатор, художественный руководитель, балетмейстер и солистка музыкального ансамбля Узбекской филармонии. Сорок пять дней Тамара Ханум пела, танцевала и работала как строитель на Большом Ферганском канале. Будучи уже далеко не молодым человеком, выезжала на строительство Братской ГЭС, в Якутию. Артистическую деятельность Тамара Ханум совмещала с активным участием в движении за раскрепощение женщин-мусульманок. Еще до эры телевидения и музыкальных клипов в Средней Азии уже была своя этническая мега-звезда. Ее можно было слушать и смотреть в музыкальных представлениях, где танцы, песни и наряды создавали неотразимый шоу-эффект, поражавший даже искушенную публику. Судьба этой выдающейся женщины чем-то похожа на сказку про Золушку. Ей пришлось пережить бедность и голод, гибель отца, прежде чем прославиться на весь мир. Эта армянская девочка из Богом забытого узбекского поселка была обязана своей баснословной популярностью целеустремленному характеру, исключительному трудолюбию и редкому художественному дару. Великая Отечественная война - Фронты концертов капитана Тамары Петросян. Уже двадцать второго июня 1941 г. в здании Ташкентской филармонии составлялась телеграмма на имя Народного Комиссара Обороны К.Е. Ворошилова. Сидели долго, текст же получился коротким: «Артисты ансамбля Узгосфилармонии под руководством Тамары Ханум просят Вас направить ансамбль на фронт для обслуживания частей Красной Армии. Тамара Ханум, музыканты – Пулат Рахимов, Гафур Салихов, Акоп Кадыров, Эргаш Шукуров, концертмейстер А.М. Четвертаков». За годы ВОВ, именуемой ныне в независимом Узбекистане – Второй Мировой, Тамара Ханум со своими концертами прошла весь фронт, от Тихого океана до западной Европы, дала более 1000 концертов: побывала в Монгольской Народной республике, в Иране, на Кавказе, на Дальнем Востоке, не говоря уже о – Бог весть каких – передовых вдоль всей линии фронта и об отдельных кораблях Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов, например, крейсере «Октябрьская революция» и линкоре «Петропавловск». Пела в только что освобожденном Киеве, в Бадене, в Вене. В 1943 г. Тамаре Ханум, первой советской актрисе, было присвоено воинское звание капитана Красной армии с правом ношение оружия. В приказе командующего Дальневосточным фронтом говорится «За исключительную большую работу среди личного состава войск. Показав своё мастерство и высокое искусство, Тамара Ханум сумела поднять боевой дух и воодушевить бойцов и командиров». Но прежде особой наградой ее ансамблю стал расшатанный железнодорожный вагон. Его подцепляли то к одному, то к другому очередному составу, идущему на фронт... Где-то по ходу этого нескончаемого ратного забоя наградил именным оружием свою знаменитую соплеменницу уроженец Арцаха , боевой генерал и Герой Советского Союза М.А.Парсегов. Сталинская премия – 50 тысяч рублей – ушла в Фонд обороны. На нее построили танк с именем Тамара Ханум (бортовой номер – 77), экипаж которого – бойцы из Узбекистана – стал гвардейским. Имя Тамары Ханум встало в один ряд с именами всенародно известных героев войны и труда. «В небе - Покрышкин, под землей - Стаханов, в эфире - Левитан, по радио - Шульженко, на сцене - Тамара Ханум». Семья Тамары Ханум Первый муж — Мухитдин Кари-Якубов (1896—1957) — театральный деятель, певец (баритон), народный артист Узбекской ССР (1936). Второй муж — композитор Пулат Рахимов. Имела двоих детей - дочь Ванцетту, впоследствии театральную художницу, от первого брака и дочь Лолу - от второго, пятерых внуков и семерых правнуков. Награды, признание: Главы государств, видные политики, общественные деятели стремились и почитали за честь увидеть выступление Тамары Ханум, лично познакомиться с нею, в т.ч. Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Дмитрий Шостакович, Радж Капур, Гамаль Абдель Насер, маршал Чойбалсан и многие другие… Мао Цзэдун подарил Тамаре Ханум традиционный наряд китайской женщины, Анвар Садат - арабский ковер, а Иосип Броз Тито - две огромные фарфоровые вазы. Тамара запоминала не только танцевальные па, но и особенности походки, мимики, телодвижений, присущие жителям разных стран. Костюм, грим и сам танец преображали ее настолько, что каждый народ принимал эту великолепную женщину за свою землячку. Оптимизм, чувство юмора и сила духа помогли ей надолго сохранить свою красоту. До преклонных лет она гастролировала по миру, не теряя ни клокочущей энергии, ни гибкости движений. Жизнерадостная, добросердечная по натуре, она магнитом притягивала к себе людей. Тамара Ханум скончалась 30 июня 1991 г. Похоронена в Ташкенте на Чигатайском кладбище. Она завещала сделать в своем доме музей, где бы хранились тысячи сценических костюмов, в которых она выступала. Каждый из них, расшитый золотыми и серебряными нитями, драгоценными камнями, - сам по себе образец искусства. Музей Тамары Ханум открылся в 1994 г. Он сохранил интерьеры жилых комнат, костюмы, записи песен, великолепную коллекцию картин, подарков, фотографий и рукописей выдающейся артистки. Среди них - неопубликованные воспоминания, а также стихотворения, созданные уже в период мудрости, на склоне лет. В одном из них Тамара Ханум обыгрывает строчки Омара Хайяма: "То, что Судьба пришла тебе дать, нельзя не умерить и не отнять..." Она объездила половину земного шара, и не счесть стран, где отплясывали ее маленькие ножки: Франция (1925), Англия (1935), Польша (1948), КНР (1953), Норвегия (1953), Индонезия (1957), Чехословакия (1959), Германия, Иран, Италия, Турция, Индия, Монголия, Пакистан и др. В ее творческой копилке собрались танцы 86 народов мира. Тамару Ханум называли "восточной Айседорой Дункан". В 1935 г. на Международном фестивале танца в Лондоне королева Британии Елизавета II лично вручила артистке высокую награду за вклад в искусство. Депутат Верховного Совета Узбекской ССР 1937 - 1948 гг. Тамара Ханум — реформатор исполнительского стиля узбекского женского танца, изучала песенный и танцевальный фольклор народов мира, создала жанр песенно-танцевальной миниатюры. В её программах «Песни и танцы народов СССР» и «Песни и танцы народов мира» более 500 песен на 86 языках, хореографические композиции, танцы многих народов мира. Исполнительское искусство Тамары Ханум отличалось особой выразительностью мимики и жеста («поющие руки»). Среди танцев — узбекские (катаугон, кари наво, кешауюн, пиля), хорезмская сюита (дил хроук, садр и др.). Участвовала в создании либретто первого узбекского балета «Гуландом» Е. Г. Брусиловского. Исполняла танцы в собственной постановке. Сочетание «Тамара Ханум» – это законченный, выкристаллизованный годами сложной жизни образ, закономерно и давным-давно в лаврах прилегший на справочные страницы многих Энциклопедий, в т.ч. Большой Советской. В 1938 г. она совершила переворот в сценическом искусстве, совместив два жанра - песню и танец. Теперь артистка еще и пела на многих языках, причем, без акцента, полностью вживаясь в создаваемый образ. Ордена: Орден Ленина, 4 Ордена Трудового Красного Знамени, Орден «Знак Почёта», Орден Отечественной войны 2-й степени. Орден «За выдающиеся заслуги» (Узбекистан) (2003, посмертно) Медали: Медаль Всемирного фестиваля народного танца в Лондоне (1935, вместе с Уста Камиловым); Медаль «За трудовое отличие», Медаль «За оборону Кавказа», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», Медаль «Ветеран труда» Премии: Сталинская премия - за высокое мастерство исполнения узбекских танцев Звания: Народная артистка Узбекской ССР, Народная артистка СССР. Из характеристик ВИПов - Тамары Ханум: перед поездкой во Францию первых советских артистов в 1926 г. нарком Анатолий Луначарский назвал Тамару Ханум «первой восточной ласточкой». Композитор Исаак Дунаевский писал: "Вы меня приглашаете в солнечный Узбекистан. Спасибо! Но солнечной будет любая страна, любое место, где находитесь Вы и Ваше замечательное искусство!" Радж Капур, звезда кино Индии: Мы очень любим Вас. И наша любовь рождена теми индийскими танцами, которые родились в Индии и исполнены Вами. С тех пор Вы-наша. Майя Плисецкая, звезда советского и мирового балета: «Тамара – редкое явление в нашем искусстве, и в искусстве вообще» Т.Комар, польский литературовед: «Тамара Ханум – путеводная звезда Востока» Признав неожиданность, неповторимость открывшегося таланта, б. прима-балерина Петербургского Императорского театра Матильда Кшесинская - аплодировала ей. Память: В 1986 г. в Ташкенте, в доме Тамары Ханум еще при её жизни открылась постоянно действующая выставка костюмов актрисы, а в 1994 г. открыт Мемориальный музей Тамары Ханум. В Ташкенте есть «Улица Тамары Ханум», 1/41 – где жила «звезда Востока» 29 марта 2006 г. в Узбекистане торжественно отмечали 100-летие Тамары Ханум. Сегодня все камерные мероприятия армянской общины проходят в стенах мемориального Дома-музея артистки в центре Ташкента. http://www.eastroute.com/ru/kuda-poyti/tashkent/muzei-vistavki-art-galer... Дом Музей и ВИДЕО о Тамаре Ханум Тамара ХАНУМ с КАРАБАХЦАМИ https://www.youtube.com/watch?v=YjQT30en9HI *************************************************************************** «Международная гуманитарная Сеть «Диалог и Дело», "Петербургская армянская община - ПАРМО, 1975г.", Петербург, А.Г.Аракелян: aarak@mail.ru

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.