Стреляли…

6 мая, 2016 - 14:57

Трудно сказать, когда именно первые дни апреля 2016-го станут особо выделяться в новейшей истории Армении, появятся отдельной статьей в энциклопедических словарях, в школьных учебниках отечественной истории, и т.д. Однако уже сейчас, не побоюсь громких слов, можно констатировать: те дни вошли в каждого из нас. В нас они и останутся. К великому сожалению, те дни внесли свои жестокие коррективы в наше повседневное бытие. С чем нельзя не считаться ни сегодня, ни в будущем. 

       Речь идет о военной авантюре Азербайджана в отношении непризнанной, но де-факто существующей уже четверть века Нагорно-Карабахской Республики. Годами из Баку озвучивались угрозы в адрес “армянских оккупантов”, подкрепляемые регулярными обстрелами армянских  позиций и диверсионными вылазками. Теперь же Азербайджан, видимо, уверовав в свои силы и безнаказанность, решил пойти еще дальше. Результатом этих экспансионистских устремлений стала агрессия, явившаяся грубым нарушением бессрочного Соглашения о прекращении огня, заключенного при посредничестве Минской группы ОБСЕ 12 мая 1994 года.

       Боевые действия, развязанные азербайджанской стороной на линии соприкосновения с Нагорным Карабахом, продлились неполных четыре дня.  Можно ли считать это “полноценной” войной? А почему бы и нет? Ужасы, присущие войнам, можно сконцентрировать и в одном дне, и даже нескольких часах. Помнится, славный запевала The Beatles Джон Леннон в ходе исторических гастролей ливерпульской четверки в Соединенных Штатах в 1964 году, в принципе, на дурацкий вопрос одного американского журналиста насчет того, сколько он видел авиакатастроф, ответил: “Если вы видели хотя бы одну авиакатастрофу – считайте, что вы видели их все”. Так и здесь. При нынешнем развитии военных технологий, гибель людей и массовые разрушения при желании можно устроить достаточно быстро. А подобное желание у Азербайджана, вторгнувшегося в Карабах (“шо нэ зъiм, то понадкусаю!..”), очень даже имелось.      

Наверное, на фоне Столетней, Тридцатилетней или даже Семилетней войн все прочие глобальные или региональные противостояния кажутся весьма незначительными. Однако следует учитывать, что целый ряд “коротких сражений” повлияли на развитие современного мира в гораздо большей степени, чем это кажется на первый взгляд.

    К примеру, в апреле – июне 1982 года в споре за Фолклендские (Мальвинские) острова ожесточенно сошлись Аргентина и Великобритания.  Причем ни та, ни другая сторона войной этот конфликт официально не признала, назвав происходящее “восстановлением контроля над своей законной территорией”. Британские войска в итоге одержали победу, оставив контроль над Фолклендами за “владычицей морей”. Аргентина этого категорически не признаёт. Фолклендская война существенно отразилась на состоянии обеих стран: в Аргентине начались протесты против правящей военной хунты, и президенту Леопольдо Гальтиери пришлось уйти в отставку; а в Великобритании заметно укрепились позиции правительства Маргарет Тэтчер.

    Всего месяц – с 29 июня до 29 июля длилась 2-я Балканская война, развязанная в 1913 г. стараниями Германии и Австро-Венгрии. Этим странам был крайне невыгоден сформировавшийся к тому времени Балканский союз. Несколько изощренных политических провокаций – и  Болгария, недовольная разделом территорий, уже нападает на Сербию, Черногорию и Грецию, которых поддерживали Румыния и Османская империя. Итогом стал сокрушительный разгром Болгарии. Общее число погибших превысило 55 тысяч. А сам Балканский союз, соответственно, канул в Лету.

    В феврале 1979 года разразилась Китайско-вьетнамская война, вошедшая в историю как первый вооруженный конфликт между социалистическими государствами. Вьетнамские войска тогда вторглись в Камбоджу, несмотря на многочисленные политические ноты и предупреждения со стороны КНР. Пекин отреагировал незамедлительно. По данным независимых экспертов, за 27 дней войны обе стороны потеряли около 50 000 солдат. Окончились боевые действия так же странно, как и начались. Китай заявил, что в ходе военных операций были выполнены все поставленные задачи. Вьетнам же рапортовал о крайне успешном отражении всех атак противника. В общем, победили все. 

    Двухнедельный военный конфликт между Индией и Пакистаном, разразившийся в декабре 1971 года, унес около 12,8 тыс. жизней и привел к возникновению независимого государства Бангладеш.

    Уместно вспомнить знаменитую “шестидневную войну” 5-10 июня 1967 года, которую Египет, Иордания и Сирия вели против Израиля. В итоге погибло почти 25.5 тыс. человек, а Израиль, по сути, одержал победу, получив контроль над восточной частью Иерусалима, в секторе Газа, на Синайском полуострове, Западном берегу и на Голанских высотах. Результаты той войны по сей день влияют на политические процессы в регионе.

    В 1918 году случился конфликт между Арменией и Грузией произошла. Причиной конфликта стал вопрос территориального размежевания после поражения Германии и Турции в 1-й мировой войне. В частности, обе стороны претендовали на Ахалкалакскую и Лорийскую области. Споры 7 декабря переросли в вооруженные столкновения, которые продолжались до 31 декабря. Результат – “боевая ничья”. Война никому не принесла пользы, а стала лишь поводом для взаимных обид.

     В XXI веке знаковым событием стала “пятидневная война”, которую спровоцировал тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили. Всё началось в ночь на 8 августа 2008 года грузинская артиллерия подвергла бомбардировке столицу Южной Осетии Цхинвал. Ожесточенные столкновения, в которых приняли участие, с одной стороны, юго-осетинские, абхазские и российские формирования, а с другой – грузинские части (на стороне Грузии, кстати, воевали добровольцы из Азербайджана – этнические грузины), велись до 12 августа включительно. После чего с 14 по 16 августа президенты Абхазии, Южной Осетии, Грузии и России подписали План мирного урегулирования конфликта. После той войны Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств. В ответ Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией (интересы стран представляются посольствами Швейцарии, соответственно, в Москве и Тбилиси). Затормозился процесс вступления Грузии в НАТО.  

    А самая короткая война – англо-занзибарская, продлившаяся всего 45 минут, имела место задолго до появления танков, авиации, бронетехники и ракетных крейсеров. Она вспыхнула 27 августа 1896 года после смерти султана Занзибара Хамада бен Тувани, который тесно сотрудничал с британской колониальной администрацией. Племянник султана  Халид бин Баргаш, склонявшийся к Германии, скоренько захватил власть путем государственного переворота. Британцы продвигали другого кандидата, более лояльного к ним, а потому поставили Халиду ультиматум, требуя отречься от престола.

Баргаш отказался. В ответ в гавань перед султанским дворцом вошли пять военных кораблей. В 9 часов утра 27 августа, когда закончился срок ультиматума, они открыли огонь по дворцу. Подключились и морские пехотинцы. Баргаш спешно укрылся в немецком консульстве. Через три четверти часа всё было кончено. За это время было убито 500 человек…

Словом, даже далеко не полный список подобных “краткосрочных” военных конфликтов красноречиво свидетельствует: такие столкновения, по большому счету, оказываются не менее кровопролитными и опустошающими, порождают не менее ощутимые геополитические, экономические и иные последствия, нежели войны в привычном понимании, длящиеся годами. Агрессия, предпринятая Азербайджаном, явилась еще одним подтверждением этой неутешительной закономерности.

- Для армянского общества эта агрессия стала своеобразным моментом истины,- подчеркивает карабахский писатель и конфликтолог Ашот Бегларян.-  Она невольно сплотила армян по всему миру. На защиту Карабаха в едином порыве устремились сотни добровольцев. По сей день из Армении, от армянских общин в странах ближнего и дальнего зарубежья нам присылают продукты, медикаменты, предметы первой необходимости. Наши соотечественники по  всему миру организовали митинги в поддержку борьбы Карабаха за свободу и независимость, осудили Баку за очередную кровавую авантюру. Думается, такой сплоченности наши недруги явно не ожидали.

По оценке А.Бегларяна, попытка вторжения в Нагорный Карабах в нарушение всех норм международного права – с варварским убийством мирных жителей – в очередной раз подтвердила невозможность нахождения Карабаха в составе Азербайджана. “Необходимость международного признания НКР становится всё более актуальной”,- отмечает эксперт. Первым шагом на пути к признанию, по его мнению, могло бы стать восстановление полноценного формата переговоров, основу для которого заложил Будапештский саммит ОБСЕ 5-6 декабря 1994 г., на котором НКР была признана полноправной стороной конфликта. Причем – основной стороной, в отличие от вовлеченной в конфликт Армении, вынужденно выступающей гарантом безопасности карабахцев. В том числе – и в апреле текущего года.

- Позволю себе напомнить слова нашего президента Бако Саакяна,- говорит Ашот Бегларян.- На пресс-конференции в Степанакерте, по горячим следам после отражения агрессии, он заявил, что конфликт происходит  между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, а Армения искусственно была вовлечена Азербайджаном в конфликт. А раз Карабах является одной из сторон конфликта, то он непосредственно должен быть вовлечен в переговорный процесс. Вот в чем суть. Чем скорее мировое сообщество это уразумеет – тем только лучше.

         Апрельская авантюра дорого обошлась Азербайджану – сотни погибших и раненых, многочисленные потери в военной технике, включая беспилотники-дроны. Однако было бы, по меньшей мере, наивно полагать, что Армения вышла из схватки с незначительными потерями. Почти 100 погибших (по официальным данным) за четверо суток боевых действий – все же многовато для маленькой страны, извечно небогатой человеческими ресурсами. Вооружение, как потом выяснилось, давало сбои. Да и командный состав оказался не на нужной высоте, военная разведка сработала не лучшим образом, и т.д. К счастью, от соблазна удариться в победные реляции удалось удержаться. Социум призадумался: а как же всё-таки произошло всё это? Кому было выгодно, понятно, однако нужны ответы на два других сакраментальных вопроса: кто виноват, и что делать?

         - Сам терпеть не могу ура-патриотических самолюбований типа “враг будет разбит, и победа будет за нами”,- говорит эксперт по геополитическим проблемам Закавказья Сергей Шакарянц.- Да и всей полнотой информации мы, наверное, пока не владеем. Однако факт налицо: Азербайджан, напав на Карабах, изрядно, так сказать, покорежился. По оценочным данным того же Запада, в ходе боёв азербайджанская сторона потеряла, по меньшей мере, от 2,5 до 3 тысяч только убитыми. Три азербайджанских авиа-борта, заполненные “грузом 200”,  улетели потом в Турцию, что потом, насколько мне известно, не опровергли ни Баку, ни Анкара.  Пусть и косвенно, но это свидетельствует о ряде факторов. Во-первых, азербайджанское нападение было не столь уж хорошо подготовлено, да и из захваченных высот по-настоящему серьезная у них сейчас – только одна. Не слишком ли высока цена такой “победы"? Во-вторых, в нынешних боях, как и в ходе Карабахской войны 1991-1994 гг., участвовали турецкие советники, наёмники и т.п. Но и это не уберегло Азербайджан от фактического поражения и крупных потерь. Наконец,  эффективность ответных контрударов продемонстрировала, что Армия обороны Нагорного Карабаха по своей оснащенности практически ни в чем не уступает  азербайджанской армии. А если отставание и есть, то оно невелико и не оказывает существенного воздействия на боеспособность карабахских подразделений, находящихся на передней линии фронта.

         По оценке руководителя Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степана Григоряна, властям Армении следует сделать надлежащие выводы из происшедшего и не повторять допущенных ошибок. А ошибки, судя по всему, имели место быть.

            - В отличие от наших соседей, в Армении звучали и продолжают звучать критические голоса в адрес действий властей страны во время развязанной Азербайджаном четырехдневной войны,- отмечает г-н Григорян. - Расцениваю это как несомненный позитив. Потому что критикуют по делу. Власти обязаны учесть эти замечания должным образом и сделать надлежащие выводы, чтобы не натыкаться на те же грабли в следующий раз.

       Вместе с тем, хотел бы обратить внимание на серьезную консолидацию в армянском обществе, которая началась уже 2 апреля. Не дожидаясь указаний "сверху", наши ополченцы, ветераны первой войны за Карабах снова отправились спасать карабахцев. Многие, даже женщины, сдавали кровь для раненых. Оппозиционные силы в Армении, известные своей непримиримостью, объявили в те дни “мораторий” на внутриполитические акции протеста. Предприниматели закупали и отправляли в Карабах продовольствие и гуманитарную помощь. И так далее. Можно с гордостью констатировать, что граждане Армении многое сделали во имя защиты права Нагорного Карабаха на мирную жизнь и свободный выбор своего будущего. То есть, армянский народ своей самоотверженностью вновь показал, что проблема Нагорного Карабаха для него – не некая борьба за некую безликую территорию, а сражение за восстановление справедливости и за свою родину.

       Четырехдневная апрельская война, по мнению С.Григоряна, существенно  отодвигает перспективы мирного разрешения карабахского конфликта, что нельзя не учитывать. И серьезнейшей задачей на ближайшие годы – снова годы! – становится восстановление хотя бы минимального доверия между сторонами конфликта.

            Ашот Гарегинян, Ереван

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image