Сингапурские чудеса армян

8 октября, 2016 - 19:46

Небольшое государство Сингапур расположено на 63 островах Юго-Восточной Азии и, по сути, является одним большим городом общей площадью примерно в 700 кв. км. Сегодня эта страна входит в «четверку азиатских тигров» и считается одной из самых богатых в мире. В переводе с малайского Сингапур переводится как «Город Льва», где слог «синха» означает царя зверей, а «пура» – цитадель, столицу, оплот.

Впрочем, как рассказывают (то ли шутя, то ли всерьез) местные жители, в свое время город предполагалось переименовать в Саркиспур, то есть в город Саркиса, поскольку слишком явный армянский след здесь давно объединил пуры Синха и Саркиса в единое целое. В первую очередь речь идет о четырех братьях Саркис – Мартине, Тигране, Авете и Аршаке, которые в XIX веке смогли не только прославить свою общину, но и принести новой родине экономическое благополучие за счет донорского участия в развитии местного региона. Правда, они не были пионерами Львиного города, поскольку самые ранние упоминания о наших соотечественниках на Малайском полуострове относятся к 1669 году.

Старейшая христианская церковь Сингапура построена армянскими переселенцами

Активное освоение островного государства пришлось на 1819 год, когда сэр Стэмфорд Раффлз основал Сингапур как свободный порт и пригласил иностранцев к сотрудничеству. Первых армянских переселенцев из Малайзии, Индии, Новой Джуги больше всего прельщал статус «порто-франко», позволяющий беспошлинный ввоз и вывоз товаров. Из списков населения того времени доподлинно известно, что в числе иностранных переселенцев там проживало всего 45 армян, из которых только четверо были потомками от смешанных браков. И хотя, как говорили британцы, «армяне одеваются по европейской моде и обычно чисто говорят по-английски и по-португальски, тем не менее в самой колонии строго соблюдаются традиции исторической родины». В некоторых случаях армянские предприниматели публично подчеркивали свою национальную принадлежность, появляясь на костюмированных балах в одеждах киликийского царя Левона и других знаковых исторических персонажей. А местный аристократ Кечик Мозес даже назвал свое первое представительство «Горой Арарат».

В исторических хрониках не раз отмечалось, что сингапурские армяне благодаря сплоченности смогли создать этническое сообщество, в котором все взрослые говорят, читают, пишут по-армянски и слушают мессу по воскресеньям. Причем вера их была столь велика, что власти Сингапура решили в 1833 году выделить армянской общине в центре города участок земли для возведения армянской церкви. К пожертвованиям примкнули армяне индийского города Калькутта и острова Ява, китайские торговцы и заокеанская знать, причем последние посчитали делом чести построить первый христианский храм вдали от европейской цивилизации. Закладка камня в основание церкви состоялась 26 марта 1835 года, а спустя ровно год ее освятили в честь первого Патриарха Армянской Апостольской Церкви святого Григория Просветителя. Одновременно эта дата стала официальной точкой отсчета в создании армянской общины Сингапура, отметившей недавно свое 180-летие. Газета «Free Press» в те дни писала: «Небольшое, но элегантное здание делает честь гражданским и религиозным чувствам армян этого поселения, ибо мы считаем, что лишь в очень редких случаях столь небольшое сообщество собрало бы средства, достаточные для того, чтобы возвести подобное строение. Это один из наиболее украшенных и наилучшим образом обставленных образцов архитектуры».

Спроектированная ирландским архитектором Джорджем Коулманом церковь, по мнению специалистов, стала не просто одним из известнейших творений зодчего, но и вершиной его творчества. И хотя проект носит явные следы классики британской колониальной эпохи, тем не менее внутренний интерьер здания выполнен в традиционном стиле армянской культовой архитектуры. Главным украшением алтаря стала роспись с изображением Тайной вечери Иисуса Христа с его учениками. Вскоре сюда привезли отлитый в Лондоне колокол, а еще через некоторое время армянская церковь стала первым инженерным строением в Сингапуре, куда было проведено электрическое освещение. Сегодня, это самое старое из сохранившихся зданий Сингапура и одна из двух старинных армянских церквей в Юго-Восточной Азии. В его ограде американским армянином Левоном Пальяном обустроен небольшой мемориал из могил наших соотечественников. В 1973 году храм объявили памятником национального значения под охраной государства.

Года два назад Сингапур с патриаршим визитом посетил Католикос всех армян Гарегин Второй, где освятил во дворе церкви хачкар в память о жертвах Геноцида армян в Османской Турции. Он отметил, что тамошняя церковь всегда была для сингапурских соотечественников центром армянской идентичности. Не случайно потомок армянских переселенцев Надя Райт напишет в своей книге «Респектабельные граждане. История армян Сингапура и Малайзии», что армянская церковь не только удовлетворяла религиозные потребности, но и поддерживала единство общины за счет совместного участия в крестинах, свадьбах, похоронах. Живя вдалеке от исторической родины, наши соотечественники никогда не оставались безучастными к ее судьбе. Так, по инициативе епископа Торгома Гушакяна в начале ХХ века там было основано отделение Армянского всеобщего благотворительного союза милосердия, куда со всех концов Малайзии поступали пожертвования в помощь пострадавшим. Трагические события – резню армян в Османской Турции постоянно освещали на своих страницах местные газеты «Сингапурская хроника», «Сингапурская независимая газета» и англоязычная «Стрейтс Таймс». Кстати, последняя является первым сингапурским периодическим печатным изданием, основанным на средства армянского предпринимателя Кечика Мозеса. Сегодня она стала главной национальной газетой страны с читательской аудиторией более полутора миллионов человек. Четырьмя годами позже, в 1849 году, Грегори Галстан выпустит еще одну газету – «Усумнасер», но уже на армянском языке. К середине XIX века здесь будет основано сразу два издательских дома с типографиями «Арпи» и «Масис».

В залах «Тигран» и «Аршак» старинного отеля «Raffles» по-прежнему роскошно

Несмотря на свою малочисленность, армянские поселенцы активно участвовали в общественной жизни страны. Благодаря хорошей репутации, знанию английского языка и христианскому вероисповеданию их приглашали на престижную работу в юридические конторы, муниципальные комитеты и законодательные собрания. Именитые семьи принимали участие в ежегодном праздновании дня рождения ее величества английской королевы. О деловых людях армянского происхождения писал и английский путешественник Джон Фриер, отмечая, что «армянских купцов можно охарактеризовать как честных и порядочных людей, владеющих искусством торговли во всех ее тонкостях». Кстати, первым купцом из армян стал Аристакес Саркис, поселившийся в Сингапуре в 1820 году. Следом потянулись и другие негоцианты. Вскоре здесь уже было зарегистрировано 113 армянских предприятий, среди которых доминировали фирма по продаже сурьмы и медицинских препаратов, дилерская контора по реализации ювелирных украшений и бриллиантов, сеть фотоателье, часовые салоны, адвокатские офисы, горнорудная компания, страховые фонды, ресторации... И, конечно, торговый флот с фамильными гербами на бортах судов «Армения», «Арарат», «Арутюн Апкар», «Григор Армен», приписанных к «свободному порту» на главном перекрестке морских путей из Европы и Африки в Азию. Строители по натуре, армянские предприниматели вскоре занялись возведением зданий, контор, магазинов и прочих инженерных сооружений. Не осталась в стороне и сфера обслуживания, где предприимчивым армянам принадлежала сеть из одиннадцати пансионатов и гостиниц. Особой гордостью считается легендарная «Raffles», открытая братьями Саркис. Ее владельцы прекрасно понимали, что отель с видом на море всегда будет приносить прибыль за счет богатых постояльцев. И не ошиблись. Здесь любили отдыхать Чарли Чаплин, Редьярд Киплинг, Сомерсет Моэм, чьи портреты и сегодня украшают холл фешенебельного отеля. Как гласят рекламные буклеты, он считается достоянием Сингапура и до сих пор соответствует высшей категории звездности в табели о рангах гостиничного сервиса. Старинные персидские ковры и уникальные произведения искусств не только подчеркивают аристократическую статусность заведения, но и передают особую атмосферу давно ушедших лет. По установленной когда-то традиции в залах «Тигран» и «Аршак» вечерами по-прежнему мерцают сотни свечей в старинных серебряных подсвечниках, музыканты играют на виолончели и арфе, а вокруг расточают пьянящий аромат рассыпанные гирляндами орхидеи.

Орхидея Ванда мисс Джоаким от Ашхен Овакимян стала символом Сингапура

Еще одной визитной карточкой Сингапура считается орхидея Vanda Miss JoaquimJosephine, выведенная сингапурской армянкой Ашхен Овакимян, которую на английский манер называли Агнес Джоаким. Девочка с детства увлекалась садоводством. На ежегодных цветочных выставках за выращивание редких сортов орхидей она не раз получала главные призы, которых в общей сложности у нее было более сорока. Как-то заглянув на свою клумбу, Ашхен увидела маленький пурпурный цветок, полученный от скрещивания бирманской Vanda teres и малайской Vanda hookeriana. Цветок был настолько прекрасен, что садовница тут же назвала его именем младшей красавицы-сестры Жозефины. В 1890 году она представила свое детище директору Сингапурского ботанического сада в надежде, что ее труд оценят по достоинству. Однако бюрократическая машина, видимо, была малоподвижной и в те годы. Сначала экспертизу провели в авторитетном цветоводческом издании «Gardeners Chronicle», где потом были опубликованы первые результаты. Но только в 1897 году о цветке редкой красоты заговорили в Европе, да и то лишь после того, когда сингапурская орхидея, вызвав бурный восторг на Королевской сельскохозяйственной выставке в Лондоне, была удостоена сертификата высшей категории. И хотя скептически настроенные ученые еще долго спорили о значимости открытия, тем не менее почти через десять лет приз за «Выведение нового вида орхидеи» ей все-таки будет присужден. Ашхен умерла через три месяца после этого события, так и не узнав, какую роль сыграл цветок в судьбе ее второй родины. Спустя почти полвека «Орхидея принцессы Алоха» (как называют ее местные жители) стала эмблемой Прогрессивной партии Сингапура. А 1981 году Ванда мисс Джоаким была признана национальным цветком островного государства как символ стойкости и способности его жителей выстоять в трудные времена для возрождения к лучшей жизни.

Современный ренессанс

В последней четверти ХХ века армянская община практически перестала существовать. Хотя тяжелые времена здесь наступили значительно раньше. Сначала экономику Сингапура ослабила Великая депрессия, затем Вторая мировая война, потом Сингапур был захвачен японцами… Оставшиеся на острове армяне, как подданные британской короны, были интернированы в специальные лагеря Чанга, где некоторые из них погибли. После окончания военных действий армянская община Сингапура, к сожалению, так и не смогла оправиться от потерь: многие семьи были разорены во время оккупации, другие уехали в Австралию, Америку, Европу. А тем, кто вернулся в Сингапур, восстановить былую мощь уже не удалось. Впрочем, сказалась не только миграция, но и ассимиляция. Во многих случаях даже фамилии стали переписываться на английский манер, например, Сетяны превратились в Сэтов, Овакимяны в Джоакимов, Едигаряны в Эдгаров… Из старых сингапурцев здесь остались, пожалуй, лишь потомки братьев Саркис. Всего же, по данным переписи населения 1947 года, в стране насчитывалось чуть более шестидесяти армян.

Однако с распадом СССР появляется новая волна армянских мигрантов, прибывших в основном из бывших советских республик. Переселенцы, как и прежде, обустраиваются поблизости от храма на Армянской улице. Кстати, в 1836 году на карте Джорджа Колмана она еще не имела названия. Китайцы между собой называли ее по-восточному своеобразно: западной частью земли от стены нового дома Сенг Поха, сын которого Тан Ах Хуа является кузеном Сих Ю Чина – известного в городе крупного импортера опиума. Но очень скоро возведенная церковь позволила официально переименовать ее в улицу Армянской церкви. Правда, впоследствии она стала называться более лаконично. Это не единственный армянский след в топонимической истории Сингапура. Например, Галстан-авеню увековечена в память создателя Сингапурского доверительного фонда Эмиля Галстана. У местных автомобилистов пользуется популярностью трасса Саркис-роуд, названная по имени Регины Саркис, существует проезд Сент-Мартина. А в туристических буклетах указывается, что в связи с новыми застройками относительно недавно исчезли с карты дорожные ветки Армениан-лэйн и Наркис-стрит. Однако, по заверению местного губернатора, они вскоре снова могут появиться на городских указателях.

Между тем, гиды, сопровождая армянских путешественников, обычно советуют им пообщаться с Джеральдин Лоу-Исмаил, которую здесь называют «живым сокровищем» и «ходячим словарем». Как рассказывает о себе этнограф и историк, в ее жилах течет русская, китайская, датская, палестинская и армянская кровь. «В общем, я самый настоящий «Сингапурский слинг», – с юмором говорит она, подразумевая коктейль из бара знаменитого отеля «Раффлз». Оригинальный напиток, рецепт которого держится в секрете, давно уже стал реликвией и национальным достоянием, а история его создания обросла легендами и догадками. Впрочем, переходя от шутки к серьезной теме, собеседница добавляет, что каждый из народов ей близок своей особой неповторимой гранью. – Но при этом бесспорным остается тот факт, что армянская община, частичкой которой я могу назвать и себя, оставила в Сингапуре довольно значимый след». Возможно, именно поэтому свои экскурсии она обычно предваряет словами: «Вот с армян я и начну!».

Примечательно, что в ходе государственного визита президента Армении в Сингапур высшим руководством приглашающей стороны с особой теплотой была подчеркнута значительная роль армянской общины в истории островного государства. По словам президента Тони Тан Кен Яма, армяне внесли ощутимый вклад в развитие Сингапура. «Несмотря на то, что дипломатические отношения между двумя странами установились всего лишь 20 лет назад, тем не менее, история армяно-сингапурских связей насчитывает более 150 лет. В этом плане значительная роль отводится торгово-экономическому сотрудничеству. Кроме того армянская община построила первую христианскую церковь в нашей стране. Символ Сингапура – орхидею Ванда мисс Джоаким вывела путем селекции ваша соотечественница. А в гуманитарной, культурной и просветительской сфере мы можем говорить, например, о первой здешней газете, изданной тоже армянами. Все эти составляющие являются ярким примером взаимного уважения между нашими народами», – отметил он.

За два столетия летопись острова и история армянских поселенцев настолько тесно переплелись между собой, что в пятидесятую годовщину независимости Сингапура символы армянского наследия небольшой общины были включены в праздничные мероприятия этой страны. «Надеюсь, что в скором времени к нам будет приезжать больше моих соотечественников, чтобы поработать или отдохнуть. Возможно, многие из них вступят в брак, появятся дети и тогда община постепенно начнет разрастаться», – считает Джесси Саркис, внучка Мартина Аратуна Саркиса из известной фамилии основателей знаменитого «Raffles Hotel». И хотя сегодня численность армян составляет не более одного процента от населения Сингапура, нынешнее состояние армянской общины все же можно назвать ренессансом. Есть надежда, что новое поколение внесет в экономическую, политическую и общественную жизнь сингапурского чуда не менее значимый вклад, чем армянские первопроходцы на этой земле.

Сергей Тигранян

Комментарии

Сингапур и армяне. Не чересчур ли это? Хотя там, где богатство, там и армяне, впрочем то же самое можно сказать и о нищете. А французы тут как тут со своим се ля ви.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image