Армяне в Китае: долгая история отношений

5 ноября, 2016 - 10:12

«Китай всегда держал свои двери закрытыми перед иностранцами, особенно христианами. Но армянин был исключением...».

Армяне и китайцы знали о существовании друг друга еще с незапамятных времен. Слово «Армения» по-китайски звучит «Я-мей-ни-я», иероглифы которого означают «прекрасная дева Азии». В армянских источниках, легендах, сказках Китай называется страной ченов, Чинумачин, Чинастан.

Сохранились достоверные сведения о том, что еще до нашей эры армяне в торговых целях часто отправлялись в Китай и вывозили оттуда шелк, фарфор и другие товары. В Китае же пользовались спросом армянские лекарственные средства, растительные и минеральные краски, особенно красная краска вордан кармир, которой красили лучшие виды китайских и индийских шелков. Армянские купцы торговали шелком, нефритом и другими товарами.

 О ранних средневековых армяно-китайских экономических связях свидетельствует археологический материал (китайский фарфор, селадонит), обнаруженный при раскопках армянских городов Гарни, Двина, Ани, крепости Амберд. Великим Шелковым путем в Армению привозились разные китайские изделия, в том числе ткани, вышитые серебряными и золотыми нитями.

Определенная связь была между средневековой армянской и китайской живописью. В миниатюрах Киликийской школы встречаются изображения китайских драконов, собако-львов, а в васпураканской живописи — изображения китайских бытовых изделий.

О Китае в своих трудах писали Мовсес Хоренаци, Анания Ширакаци, Степанос Орбелян и царь Киликии Хетум, они давали подробное описание страны ченов, ее природы, культуры, населяющих народов и их традиций. Существует легенда о китайском происхождении армянских княжеских родов Мамиконянов и Орбелянов. В книге «История Армении» Хоренаци повествует о том, откуда и как появился род Мамиконянов: «…В дни Шапуха, говорят, пришел в Армению предок рода Мамиконянов с северо-востока, из благородной и великой страны и от первого среди северных народов, а именно ченов».

 Первые армянские колонии в Китае начали появляться в начале XIII в. после завоевания монголами Армении. Впоследствии армяне проникли вглубь страны, дошли до берегов Тихого океана, обосновались в городе Кантоне (Гуаньчжоу). Епископ итальянец Андреа из Перуджи, в 1307 г. отправившийся в Китай, упоминает в своих записях красивую церковь в Кантоне, которую построила богатая армянка Тагнар.

Францисканские епископы сообщают, что в начале XIV в. в городе Цяньчжоу была армянская община. Эти армяне скорее всего прибыли вместе с индийскими и арабскими купцами морским путем. Обосновавшись в этом городе, армяне развернули активную коммерческую деятельность от прибрежных индийских городов до китайского порта Фукбен.

Армяне хорошо знали дороги в Индию и Китай, владели местными языками, знали традиции, специфику местного населения. Поэтому многие европейцы нанимали их в качестве проводников и переводчиков для благополучного путешествия. В XVII в Китай прибывают новые группы армян – в основном из Индии. Они обосновываются в Кантоне, Шанхае, Макао, Чганьчуне, Гонконге и Сингапуре.

Академик Грачья Ачарян подчеркивал, что в XVII–XVIII вв. армяне, пользуясь покровительством китайских властей и симпатией населения, достигли значительного влияния в различных районах страны. «Китай всегда держал свои двери закрытыми перед иностранцами, особенно христианами. Но армянин был исключением и пользовался абсолютной свободой. Армянский торговец был столь привычным явлением в Китае, что в целях свободного въезда и выезда из страны иезуитские проповедники переодевались армянскими купцами», — писал Г.Ачарян.

Одним из самых известных китайских армян был Ованес Казарян, известный под именем Джон Лазарь. Он родился в Китае, образование получил в Европе. В 1805 году по просьбе миссионеров Сингапура перевел с английского на китайский язык Библию. По мнению синологов, его перевод наиболее удачный и лучший. В начале ХХ в. самым выдающимся армянином Гонконга считался Хачик Аствацатурян, или Пол Чатер (Чатер – английский эквивалент имени Аствацатур – Богоданный). Он руководил Апелляционным судом Гонконга, был советником генерал-губернатора, члена исполнительного и законодательного советов, председателей собрания франкмассонов. В 1902 году король Англии пожаловал ему рыцарское звание. Пол Чатер на свои средства реализовал свой же проект Гонконгского порта и складских помещений, часовую башню местного университета, другие здания. В конце XIX века Россия начала строить Восточно-Китайскую железную дорогу. В связи с этим многие армяне из России, а также из Сюника и Арцаха переехали в Китай. Армянские общины становятся многолюдными и ведут активную деятельность. Если на юге Китая в основном живут армяне-торговцы, то на востоке – ремесленники и интеллигенция. Несмотря на то что они не имели своей общинной армянской газеты, они получали из Индии еженедельники «Азгасер», «Азгасер Араратян», журнал «Сингапур», в которых содержалась информация о принадлежащих армянам кораблях или кораблях с армянскими именами, об армянах, проживающих в других странах, а также об Армении.

В середине XIX в. большой славой пользовалось действующее в Индии армянское «Восточное страховое общество» и его отделения в Кантоне, Шанхае, Гонконге и других городах.

 В первой половине ХХ в. армянские общины были в Манчжурии, Гонконге, Шанхае, Макао, Чаньчуне. В Харбине проживали почти 400 армянских семей в основном из Сюника и Карабаха. Действовали армянская церковь, общество «Арцив», Союз армянских женщин и Союз армянских студентов. Руководителем департамента здравоохранения Харбина был Степан Мугдесян, владельцем завода по производству сахара и хлебзавода был Геворг Абгар.

В Манчжурии обитало 300 семей армян. Там находился Центральный комитет армян Сибири и Дальнего Востока. В Чаньчуне насчитывалось 70 армянских семей, в Шанхае – десять. Архивные данные свидетельствуют, что «в Гонконге многие армяне занимали высокое положение в обществе. Выходец из Ирана Сет занимал должности судьи и губернатора провинции». Армяне Китая в 20-х годах восторженно встретили известие о создании независимой Армении и многие из богатых армян завещали большие суммы исторической родине. Так, Карапет Аспетян завещал свои собственные дома.

До Второй мировой войны в Шанхае обитали более 600 армян, действовали общественные организации. Армянские общины Китая сильно пострадали во время Второй мировой – японцы считали их врагами и поместили в концлагеря. По их приказу армяне, как и русские, должны были носить знаки S как неблагонадежный элемент. По статданным, в 1951 г. в Китае было всего 125 армянских семей, которые эмигрировали в США и Австралию. Сегодня в Китае всего немногим более 500 армян.

На снимках: 30 тысяч армян сражалась в рядах 215-ой стрелковой дивизии 72-го стрелкового корпуса 5-ой армии, освобождавшей город Харбин. По труднопроходимой местности дивизия преодолела более 500 км.; на таких галлерах армяне-купцы пускались в плавание в Китай.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image