Быть армянином в кино

31 января, 2017 - 20:05

Всегда кажется слегка неестественным и неуклюжим, когда актер одной национальности играет героя другой национальности. Но, если следовать позиции острой на словцо Фаины Раневской, которая не признавала слова «играть», поскольку - «Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно» - есть ряд исключительных случаев, когда актеры, особенно талантливые, были большими французами, немцами, евреями, греками, нежели их настоящие прототипы. Мы, армяне, с большим трепетом относимся ко всему армянскому, особенно когда другие пытаются говорить о нас со своей позиции, и уж совсем строго, если они пытаются имитировать нас. ImYerevan.com решил составить Топ-9 фильмов с иностранными актерами, которым удалось правдиво сыграть роль «лицо армянской национальности». И ничего, если они не всегда похожи на этнических армян.

Жерар Депардье – Лионель Касдан, «Мизерере»

На фоне повальной «шерлокомании» новый фильм французского режиссера Сильвена Уайта смотрится качественно снятой антологией детективных клише. Однако тот факт, что Жерар Депардье, некогда великий лицедей, а ныне укрыватель налогов и любитель русской рекламы, сыграл армянина Лионеля Касдана, заинтригует не только армян.

Экстравагантная завязка сюжета ставит в тупик зрителя с первых сцен. В Париже, в армянском соборе Святого Иоанна Крестителя, находят убитым чилийского беженца Вильгельма Гетца – органиста и регента хора мальчиков. Прилежный прихожанин собора, мсье Касдан, в прошлом офицер полиции, решает начать неофициальное расследование преступления. Как и положено детективу, у полицейского-изгоя Лионеля в ходе работы появляется помощник-антагонист – работник отдела по защите прав несовершеннолетних, араб Фрэнк Салек. Мсье Касдан, по кличке Дудук, воплощающий собой всё армянское (предан своей умершей супруге Нарине, трудится в армянских ассоциациях, пишет для журнала «Арарат» и, конечно, мечтает посетить Западную Армению), оказывается вовлечен в мировой заговор высокопоставленных лиц и нацистов из Южной Америки.



Жан Рено и Гаспар Ульель – Мило Малакян и Антон Малакян, «Замкнутый круг»


Самый обаятельный армянин в кино – Жан Рено. Русская мафия бессмертна, неаполитанская каморра мстительна, евреи с Уолл-стрит всесильны, но вот об армянских гангстерах благополучной европейской страны ничего не было известно до тех пор, пока француз Лоран Тюэль не решил восполнить этот пробел. Криминальный триллер Тюэля, полный экшена, бутафорской крови и великолепной игры Жана Рено, рассказывает историю клана Малакян, которые правят преступным миром на юге Франции. На протяжении фильма зрителя не оставляет чувство легкого дежавю, если он хотя бы раз слышал о Френсисе Форде Копполе и его «Крестном отце». Сын Мило, Антон, влюблен в простую девушку - медсестру Элоди. Он хочет «убежать» из мира гангстеров и грязных денег и начать жизнь честного трудяги. Но его постаревший отец семейства, Мило, и их враги понимают: нельзя просто так порвать с мафией.

 



Аль Пачино – Джек Кеворкян, «Вы не знаете Джека»


Джек Кеворкян, наверное, самый известный во всем мире армянин после Шарля Азнавура. «Доктор Смерть», как его окрестили в прессе, стал камнем преткновения в медицинской этике (деонтологии) наравне со стволовыми клетками. Разрешать ли эвтаназию или нет? Узаконить действия врачей, подобных мистеру Кеворкяну? Какими будут последствия легализации эвтаназии? Кто пострадает от решения властей? Имеем ли мы право ставить себя на место Бога? Не есть ли тогда медицина и клятва Гиппократа насмешкой над всесилием Бога? Незабываемая игра живого классика Аль Пачино не дает ответа на эти вопросы. Актер правдиво показывает обстоятельства, перипетии, трудности жизни своего персонажа, абсолютно непреклонного в своем выборе, стойкого к нападкам общественных организаций и обычных граждан. Слоган фильма: «Этот человек хочет, чтобы Вы умерли на своих условиях» - четко очерчивает позицию режиссера Барри Левинсона, уводя зрителя к другой проблеме – проблеме безапелляционного осуждения со стороны общественности. Прежде чем обвинять Кеворкяна, поправшего христианские принципы неприкосновенности человеческой смерти, стоит услышать голос альтернативный, голос меньшинства.

 



Лубна Азабаль – Мелине Саркисян, «Арам»


В абсолютно «мужском» триллере Робера Кешишяна «Арам» бельгийская актриса Лубна Азабаль кажется квинтэссенцией армянской женственности, ярким взрывом нежности, верности, любви и гордости. История семьи Саркисян – трагичная история эмигрантов, лишившихся своей исторической родины. Но европейское благополучие лишь маячит перед ними, как недостижимый фантом. Младший брат Арама, Левон, получает ранение в результате террористического акта в Париже. Семья обвиняет Арама из-за его связей с террористическими группами. Изгнанный, он возвращается на родину и сражается на войне в Карабахе. Спустя годы он осмеливается вернуться во Францию ко дню свадьбы своей сестры Мэлине, чтобы отомстить врагам, перевернувшим их жизнь. Но радостный день оборачивается местью экстремистских организаций, решивших покончить с самим Арамом.

 



Омар Шариф – Акоп Закарян «Майрик»


О фильме Анри Вернойя «Майрик» знает каждый армянин. Самый красивый фильм-признание в любви матери, которая дарит жизнь, растит, лелеет мечты, утешает в трудную минуту и любит до самого конца. Но он, конечно, и об отце. Омар Шариф настолько правдоподобно играет Акопа Закаряна, что иногда сомневаешься в его египетском происхождении. Чудом переживший Геноцид армян, Акоп всю жизнь отдает на возрождение своей семьи. Как настоящий армянин, глава рода, он ни словом, ни жестом не позволяет своему сыну догадаться, с каким трудом обувает его, оплачивает частную школу и врачей. Игра Омара Шарифа в роли Акопа Закаряна, наверное, один из самых чудесных образов отца в мировом кинематографе.



Алан Аркин – капитан Йоссариан, «Уловка-22»

Антивоенная комедия абсурда американского писателя Джозефа Хеллера «Уловка-22» – история о бессмысленности войны, которую рассказывает в лучших традициях армянского фольклора капитан Йоссариан. 1944 год, идет Вторая мировая война. Полк ВВС США капитана Йоссариана (Алан Аркин) расквартирован на маленьком острове у побережья Тирренского моря. Каждый летчик, согласно установленным обязательным нормам, обязан выполнить определенное число боевых вылетов для того, чтобы выйти в запас. Но норму невозможно выполнить, так как командир полка (Мартин Болсам) постоянно повышает ее ради нового чина. Раболепие перед начальством – одно, а обменивать парашюты на египетские финики – военное преступление. Такова изнанка американской армии. В условиях чиновничьего произвола, когда война – возможность нажить капитал, капитану Йоссариану приходит в голову навязчивая идея – дезертировать, сославшись на сумасшествие. Но как получить справку о том, что у тебя не все в порядке с головой? В этом то и уловка-22, которую пытается преодолеть наш американский Симон.

 



Дэвид Алпей – Раффи, «Арарат»


Пересказывать сюжет самого знакового фильма о Геноциде армян режиссера Атома Эгояна «Арарат» не имеет смысла. Он стал частью нашего киносознания и киновосприятия событий 1915 года. Стоит лишь отметить работу Дэвида Алпея, который сыграл Раффи. Он воплотил образ задумчивого, борющегося за свою самоидентичность армянина, который никогда не сможет смириться с потерей своей «настоящей родины» - Западной Армении. По ту сторону Арарата для него распростерлась чужая страна, куда он приезжает на каникулы, на время.

 



Пас Вега – Нуник, «Гнездо жаворонка»


Игра прекрасной испанки Пас Веги в картине братьев Тавиани в роли прекрасной Нуник способна взволновать даже тех, кто скептически относится к теме армянского Геноцида. История семьи Авакян, потерявшей свое фамильное поместье «Гнездо жаворонка», - символ неизбежного краха армянской жизни в Османской империи, а тайная любовь Нуник к молодому турецкому офицеру Эгону – безвозвратного разрыва отношений между народами-соседями. На месте пустоты приходит видение одной цели у храброй Нуник – выживание вопреки позору, страданиям, унижению. Вопреки самой смерти. И в этом плане стоит отдать должное неповторимой актерской игре Пас Вега.

 



Лубна Азабаль – Гадарин Назарян, «Мгновение любви»


И опять она – прекрасная бельгийка в роли армянки. История любви режиссера Брейдена Кинга о двух странников из разных миров, встретившихся в Армении, к сожалению, плохо известна широкой публики в Армении. Возможно, это объясняется слегка нетипичным сюжетом. Если «historia de un amor» между армянским мужчиной и «невестой с Севера» - классика жанра, то отношения между армянкой и иностранцем все же пока остаются редким явлением. Но любовь, как говорят, штука непредсказуемая, тем более, если на пути поиска счастья встречаются симпатичный картограф Уилл Шепард (Бен Фостер) и непохожая ни на кого армянка-фотограф.

Арменуи Еганян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image