Перспективы и ожидания от “даров Валдая”

23 марта, 2017 - 11:58

Первая в биографии Международного дискуссионного клуба “Валдай” выездная сессия, проведенная в Ереване 11 марта, стала, думается заметным событием в общественно-политической жизни не только нашей страны, но и, без преувеличения, изрядной части постсоветского пространства. Во всяком случае – той части, которая вовлечена в Евразийский экономический и Таможенный союзы. А это, учитывая потенциал и связи данных государств, уже немало. Правда, кое-кому подобное направление взаимодействия наверняка сильно не по нраву. Но уже, думается, факт его личной биографии.

Разносторонний, насыщенный институциональный диалог, который выдалось развернуть в Ереване, высветил целый ряд вопросов, актуальных как в плане продвижения евразийского партнерства, так и для отдельных его игроков. Отсидеться в какой-нибудь надежно укрепленной келье от колебаний текущего момента не удастся. Надо совместно размышлять, стараясь находить общий язык. Дискуссионный клуб “Валдай” как раз и создан для такого совместного размышления. Причем – в весьма непростых условиях, приближающихся, по сути, к экстремальным.

-Глобальное переустройство мира которое ныне идет с исторически сказочной быстротой, требует не менее быстрого и не менее глобального понимания,- подчеркивает председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба “Валдай” Андрей Быстрицкий.- Думается, в любом случае единственно продуктивным подходом является анализ взаимодействий разнообразных элементов, из которых состоит наша картина мира.

А уж государственным структурам надлежит потом прислушиваться к озвучиваемым в рамках «Валдая» мнениям, предлагаемым оценкам. И делать выводы. Чтобы такие встречи не оставались просто сотрясением воздуха, пусть даже из самых благих намерений.

Определенная неопределенность

- Выездная сессия дискуссионного клуба Валдая получила примечательное название: «Время перемен: мир в эпоху глобальной непредсказуемости». Как, по-вашему, в экономике сейчас тоже воцаряется непредсказуемость? Или предсказуемости все же больше?- с этого вопроса началась наша экспресс-беседа с видным армянским экономистом, доктором экономических наук, профессором, членом Евразийского экспертного клуба Ашотом Тавадяном.

- Некоторое время назад я написал книгу, которую озаглавил «Интервалы неопределенности экономики». Должен сказать, что сегодня эти интервалы расширились, удлинились.

- Это, видимо, плохо?

- Да уж чего там хорошего. Если раньше мы могли делать прогнозы экономического роста на достаточно маленьком временнòм интервале, то ныне, в связи с изменениями глобальной ситуации, экономические прогнозы стали менее точны. Не будем далеко ходить, возьмем Армению – в начале 2016 г., согласно официальным сообщениям, уровень прироста ВВП по итогам года должен был превзойти 3%. Потом появилась цифра 2,3%, потом прогнозируемый показатель и вовсе понизили до 0,5%. А в итоге год мы завершили с приростом ВВП всего порядка 0,2-0,3%. Вот вам свидетельство общей экономической неопределенности, которая отражается и на Армении. Допустимая погрешность в экономических выкладках начала увеличиваться. И дело тут не только в прогнозах по ВВП, здесь все-таки подход несколько субъективен. Существует определенное количество различных методик. И для меня как экономиста существует ряд ключевых показателей, точно определяющих экономическое состояние.

     - Каких?

- В первую очередь, это рост (или, напротив, сокращение) экспорта. Здесь у нас, кстати, неплохие позиции: по ЕАЭС прирост составил порядка 50% - правда, после спада в 2014 году, но спад этот, судя по всему, уже преодолен. Есть такие показатели, как инвестирование в экономику, уровень занятости трудоспособного населения в экономическом секторе. Они представляются более четкими индикаторами, нежели рост ВВП.

     - По вашей оценке, насколько способствует экономическому росту дискуссионный клуб «Валдай»?

- Он представляется хорошей площадкой для обмена мнениями. За прошедшие годы клуб стал довольно авторитетной структурой, и, думается, его деятельность в определенной степени сказывается на формировании взаимоотношений на уже более официальном уровне. Насколько сказывается – наверное, случается по-разному.

В наших общих интересах

     Экономическая тема – наряду, конечно, с обсуждением политических реалий – «красной нитью» прошла через дискуссии, развернутые в ходе выездной сессии клуба “Валдай”. В этом видится неумолимая логика бытия: политические декларации, союзы, симпатии или антипатии, при всей их мучительной сиюминутной актуальности, все же – не единственный аспект государственной устойчивости. И даже, думается, не первый. Без развивающегося производства и финансового сектора нечего и думать о возможности закрепиться на верхних этажах.

- Результативное финансово-экономическое взаимодействие – перспектива вне срока давности. И о ней серьезно говорилось на нынешнем форуме,- отмечает главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР), профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ Ярослав Лисоволик.- Наверное, здесь желательна некоторая интенсификация взаимодействия в области финансирования не только крупных проектов, но и компаний малого и среднего бизнеса, проектов в области развития территорий опережающего развития и свободных экономических зон. Но для этого необходимо приходить к договоренностям – для достижения общей базы, возведения единого фундамента. Думается, это станет ориентиром для стран ЕАЭС в области регулирования финансовой сферы. Потому что это – в их общих интересах, и это даёт им определенные дивиденды в плане укрепления взаимодействия.

- Планирует ли ЕАБР выходить на рынок капитала на евразийском пространстве, выпуская, к примеру, долговые инструменты, как действует ЕБРР в рамках Европейского Союза?

- Собственно говоря, мы этим уже занимаемся – выпускаем долговые инструменты. По ним на рынках прорисовывается достаточно неплохая динамика. Безусловно, мы заинтересованы в укреплении этой компоненты своей деятельности, и работаем в данном направлении достаточно активно. Кстати, на последнем конгрессе Cbonds, который состоялся в конце прошлого года, один из наших выпусков удостоился специальной премии. А во втором полугодии 2016 г. Авторитетное международное рейтинговое агентство S&P пересмотрело прогноз кредитного рейтинга ЕАБР с «негативного» на «стабильный».

Справка:  Cbonds — одно из ведущих международных финансовых информационных агентств. Штаб-квартира – в Санкт-Петербурге (Российская Федерация). Агентство осуществляет деятельность в России и в Казахстане (до недавнего времени велась работа и на Украине, но сегодня об этом, судя по всему, говорить не приходится – А.Г.)  по следующим направлениям:

- развитие информационных сайтов (cbonds.info, investfunds.ru, preqveca.ru);

- проведение финансовых конференций, круглых столов и выставок;

    издательская деятельность (журнал Cbonds Review и ежегодные справочники).

       История агентства началась в 2000 году, когда был создан сайт www.cbonds.ru, ставший первым информационным проектом компании. В июне 2001 г. было зарегистрировано ООО «Сбондс.ру». В дальнейшем компания расширила географию бизнеса и увеличила количество проектов.

       В 2009 г. запущен раздел Emerging Markets, представляющий собой информационный ресурс по развивающимся рынкам еврооблигаций СНГ, Восточной Европы, Латинской Америки, Азии, Ближнего Востока и Африки. С 2010 г. реализуется проекта Cbonds Money Market, посвященный российскому денежному рынку.

       В рамках информационный проекта Сbonds.info поддерживается база данных по выпускам долговых бумаг в странах СНГ, отслеживаются новости и конъюнктура долговых рынков.

       Рынку синдицированных кредитов России, стран СНГ и Балтии посвящен проект Loans.cbonds. Этот сайт предоставляет полную и оперативную информацию по синдицированным кредитам заемщиков из России, стран СНГ и Балтии. База ведется с 2005 года и включает не только информацию о синдицированных сделках, но и данные по кредитам, предоставленным международными организациями, такими, как ЕБРР и IFC.

       Отдельное бизнес-подразделение – Cbonds Congress занимается организацией конференций.

Выпуски облигаций в предыдущие годы производились в российских рублях (в том числе в 2016 г. осуществлялось вторичное размещение собственных облигаций), а также в казахских тенге (за исключением 2016 года, когда ЕАБР не размещал собственные облигации в тенге на казахстанском фондовом рынке). Осуществлялись выпуски еврооблигаций и в иностранной валюте, однако в 2016 году такого рода выпуски не производились благодаря наличию достаточной валютной ликвидности.

- Есть ли какие-либо изменения в политике отбора программ вашим банком? Ранее говорилось, что ЕАБР – только для крупных инфраструктурных проектов. А как насчет производства, предпринимательской деятельности?

- Наш курс сегодня как раз и нацелен на диверсификацию портфеля – чтобы присматриваться к различным секторам экономики. Чтобы мы, совместно с другими организациями, тесно работающими с малым и средним бизнесом, могли инвестировать и в проекты, которые могут оказаться ниже устанавливаемых нами планок. То есть, стараемся выходить на различные уровни.

- Насколько повлияли на доходность банка волатильность рубля, отскоки цен на нефть и другие энергоносители?

- Определенное воздействие, конечно, было. Тем не менее, за 2016 год наши показатели оказались позитивными. Достигнута рекордная прибыльность. Это позволяет развивать направления, связанные с диверсификацией наших проектов, с вложением средств с большей доходностью. В принципе, нам это удается. Так что в плане финансовой устойчивости у нас, думается, всё в порядке. 

- Ярослав Дмитриевич, время от времени в обращение запускается тема, связанная с введением единой валюты (или криптовалюты) в границах ЕАЭС - как, например, евро в Евросоюзе или доллар США во всем мире. Данную миссию, как правило, предполагается возложить на российский рубль. На ваш взгляд, насколько реален подобный шаг? Готовы ли к нему государства, участвующие в Евразийском союзе?

- На данный момент тема единой валюты предметно не обсуждается. Речь, скорее, идёт о более скоординированной денежно-кредитной политике, о механизмах, позволяющих решить проблему конкурентного ослабления национальных валют, достижении общих среднесрочных ориентиров по инфляции. Наиболее реалистичным таким ориентиром на данный момент видится уровень в 4%.

   Готовности к введению общей валюты сегодня, можно сказать, нет. Но в этом сейчас нет и практической необходимости. Так, опыт Европейского Союза свидетельствует о том, что предпосылки для создания единой валюты формируются в течение достаточно долгого времени. И следующий шаг делается, когда координация экономической политики (а не только денежно-кредитной) достигает высокого уровня. Только тогда валютный союз может принести дивиденды. Пока же Евразийский союз совершенно обоснованно фокусируется на реалистичных и прагматичных ориентирах снижения инфляции и достижения большей устойчивости финансовых систем и национальных валют.

         Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image