«​Сегодня звучат новые песни, которые для меня не особо понятны»​ - Ара Геворгян

19 апреля, 2017 - 14:10

Музыка - источник мысли, состояние души, границы музыки неисчерпаемы, она пробуждает, уносит в далекие воспоминания, заставляет улыбаться и грустить. Ара Геворгян - талантливый композитор, продюсер, заслуженный артист РА, чья музыка звучит не только в Армении, но и далеко за ее пределами. В эксклюзивном интервью нашему изданию, Ара рассказал о предыстории и предназначении своих произведений.​

Расскажите о вашей последней масштабной работе «Remember» (армянская версия «Կանք ու կլինենք»), как она создавалась?

К 100-летию геноцида у меня появилось желание сделать нечто свежое и достойное. При поддержке Национального Академического хора Армении во главе с дирижером Оганесом Чекиджяном и Государственного Филармонического оркестра Армении под руководством Эдуард Топчяна, совместными усилиями мы смогли записать хоровое произведение на армянском и английском языках. Автор английской версии - Даниэль Декер, армянского текста - Левон Блбулян.Текст песни очень четкий и осуждающий.

Затем нам захотелось создать клип на эту песню. На тот момент в Армении проходил фестиваль песни «Моя Армения», организованный министерством диаспоры. В рамках этого фестиваля к нам приехали более 10 музыкальных коллективов из разных стран мира. У нас возникла замечательная идея , чтобы коллективы спели эту объединяющую песню. Так, «Remember» впервые был исполнен на закрытии фестиваля в концертном зале им. Арама Хачатуряна. Глядя на картину, где хор из 500 исполнителей поет эту композицию, у меня сразу же созрела мысль снять клип в Цицернакаберде. В нем продемонстрированы старые фотографии времен геноцида. В конце они все оживают и двигаются, символизируя нашу жизнь.

Организация и съемки клипа отняли много сил, но результат превзошел все ожидания. И все это время, рядом со мной находились мои друзья, они мне очень помогли, благодаря их инициативной работе проект осуществился и уже сегодня, имеет свое место в истории. С невероятным звуковым сопровождением, он недавно был продемонстрирован в лос-анджелесском театре «Dolby».

Вы отметили, что автором английской версии композиции стал Даниель Декор, кажется это не первая ваша совместная работа?

Да, Декер является автором стихов для не менее известного моего произведения – «Адана», песня была переведена и записана на 20 языках - индийском, арабском, персидском, немецком, финском, болгарском, чешском, турецком и др. Так как это произведение осуждающее, очень важен тот момент, что автор слов к моей музыке не армянин, а американец. На обложке диска можно прочитать список всех исполнителей, исполнивших эту композицию. Мы не написали только имя турецкого исполнителя, исходя из соображений его безопасности.

Вами создан новый, армянский народный музыкальный инструмент, бас-канон (2014 год). Какому инструменту он пришел на замену? Какими еще инструментами вы владеете?

Как-то я создал музыку, которую нужно было играть на 50-ти канонах. В итоге, во время прослушивания стало понятно, что чего-то не хватает, нет фундамента. С помощью компьютера я снизил на одну октаву базовую партию и все встало на свои места, я получил великолепное звучание. Так было принято решение создать бас-канон. В мире около 10 басовых музыкальных инструментов, бас-гитара, труба, контрабас, бас-балалайка, бас-кларнет. Появилась мысль создать новый армянский музыкальный инструмент, который заменил бы контрабас. И сегодня мы создаем уже 6-ой по счету бас-канон, который дарим исключительно наилучшим музыкальным коллективам республики. Сегодня он есть у Товмаса Погосяна, у Государственного народного ансамбля, у Национального государственного ансамбля народных инструментов, и конечно же у нас, в педагогическом институте. На нем учатся играть наши студенты.

Басс-канон мастерит замечательный человек, Альберт Закарян, который изготавливает так же тар и кяманчу. Кстати, хотелось бы сказать, что к сожалению, он единственный человек на территории РА и Арцаха, который изготавливает тар.

Кстати у каждого бас-канона есть свое имя, это не бизнес-проект, инструмент дарится лучшим артистам и каждый, кто заказывает его, имеет право дать ему любое женское имя. У нас уже есть Алвард, Нвард, Гоар, Джема, а сейчас готовится к выпуску еще Алис. Себестоимость инструмента около 2000 долларов, платят только мастеру и за струны.

Сам я играю еще на фортепиано, гитаре, гармошке, трубе, духовых и ударных инструментах.

Какова на данный момент судьба всемирно известного произведения «Арцах»? Ведь неоднократно ваши авторские права поддавались сомнениям?

Тема действительно еще фигурирует, несмотря даже на то, что я собрал все факты, что «Арцах» - это армянская музыка. Для меня вообще это болезненная тема, имеющая свою предысторию, от начала и до самого конца. У моей музыки есть пошаговая расшифровка. Война - страшная вещь, сплошные потери, на войне я потерял товарищей. В данной композиции я вкратце описал историю войны, она посвящена моим товарищам. Начало, это тревога, затем вступает филармонический оркестр, это плохая весть, на нас напали,затем дхол, символизирующий то, что народ поднимается на защиту, и потом - кусочек самой войны. Дудук в исполнении Дживана Гаспаряна - это наш ераблур, где похоронены наши солдаты, и в финале - победный мотив. И вот уже более 10-ти лет, как все мои произведения защищены в нескольких организациях по защите авторских прав: АРМавтор (Армения), ASCAP (США), РАО (Россия), JASRAK (Япония), SACEM (Франция).

Получается ли нам сегодня сохранять наше народное творчество на должном уровне?

Я бы очень хотел, чтобы нашей народной музыке стали уделять должное внимание, воспроизводили исключительно высококачественную музыку. К моему огромному сожалению, сейчас армянскую народную музыку практически не пропагандируют, пусть даже она будет в современном исполнении.

Сегодня звучат новые песни, которые для меня не особо понятны. Каждый музыкант обязан исполнить хотя бы одну, но старину армянскую песню. Нужен баланс, я не против новых песен, но если каждый певец наряду со своими будет исполнять хотя бы одну народную, то мы сможем хотя бы сбалансировать эту область. К этому вопросу нужно подходить очень ответственно, пользоваться нашей старой сокровищницей. Это повод для размышлений, нам нужно вернуться к своим истокам и по возможности сохранить их, чтобы будущие поколения смогли познакомиться с нашими ценностями, которыми можно безустанно наслаждаться. Сегодня на таре играют единицы, если тар как музыкальный инструмент исчезнет, то в этом будет наша вина.

И тоже самое наблюдается с духовыми коллективами, это волшебное искусство, который я называю дневной салют, ведь когда идет исполнение духового оркестра, это же как праздник, но мы не придаем ему должного внимания. Нигде не пропагандируем, чтобы допустим, ребенка заинтересовала труба. Если так будет продолжаться, то через 10-15 лет мы лишимся своего народного наследия. Я призываю всем показывать, пропагандировать, пытаться заинтересовать и обогатить свою базу.

Уже 11 лет я являюсь заведующим кафедры, могу сказать, что это достаточно удачный период, с хорошими результатами. У нас есть потрясающий духовой коллектив, коллектив народных инструментов, джазовых ансамблей, и есть маленькие группы - канонистов, дудукистов, кларнетистов и других.

Какие новые проекты вы готовите для зрителя?

Есть новые композиции. Так как я всегда за мир, своими произведениями я призываю к миру, ведь не случайно многие мои произведения звучат на различных языках мира.

В 2001 году я создал произведение «Любите друг друга», с исполнением 43 музыкантов 14 национальностей, где каждый играет на своем национальном музыкальном инструменте. И теперь уже есть эта песня , грандиозный проект, где поют музыканты разных национальностей, каждый на своем языке призывает жить с миром и любовью. Если мы все объединимся, я уверен, что мы сделаем эту песню мировым хитом. И мне хотелось бы снять к ней интересный клип, где индиец будет петь у Тадж-Махала, араб у египетских пирамид, китаец у китайской стены, а так как в завершении все поют на армянском, то в финале - у Хор Вирапа, на фоне горы Арарат.

Еще есть один проект, это «Колыбель» Комитаса, говоря колыбель, мы сразу представляем ребенка, но я создал совершенно иную версию, агрессивную, вызывающую страх и волнение. Вообще, исполняя старые песни, я стараюсь не нарушать ее драматургию,ее слово и мысль. «Колыбель» - исключение, она посвящена невинным детям, которые погибают во время войн, это очень страшное явление. Ведь дети не имеют ничего общего с политикой и войной. К этой музыке я собираюсь сделать фильм-клип.

И наш традиционный вопрос, пожелания нашему читателю.

Желаю мирного неба и гармонии, ведь мир - это самое главное. Желаю крепкого здоровья, улыбок, любите и будьте любимы, жизнь так коротка, чтобы тратить ее на отрицательные моменты. А сотрудникам вашей редакции я желаю, чтобы у вас всегда были хорошие новости и добрые читатели. Поздравляю всех с наступающим новым 2016 годом.

Софья Саргсян

Источник: barev.today

Комментарии

Я бы назвал это произведение Гимном Человечеству. Великому Оганесу Чекиджяну мой нижайший земной поклон

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image