Человек-Элемент: Юрий Оганесян по-армянски говорит о главном в жизни

14 августа, 2017 - 11:52

Самое важное в жизни происходит случайно и ни о чем не стоит жалеть, в беседе с корреспондентом РУСАРМИНФО сказал всемирно известный физик-ядерщик Юрий Оганесян, отметив, что и сегодня продолжает руководствоваться этим убеждением во всех своих начинаниях.

Именно случайность определила его будущую деятельность. Окончив школу в Ереване, в 17-летнем возрасте Оганесян отправился в Москву, чтобы поступить в Московский архитектурный институт (МАРХИ), но в итоге сдал экзамены в Московский инженерно-физический институт (МИФИ).

В Объединённом институте ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне он оказался еще в студенческие годы, а после вуза окончательно переехал в подмосковный закрытый наукоград.

В Дубне Юрий Оганесян много лет проработал под началом выдающегося советского физика-ядерщика Георгия Флерова. Кстати, сегодня кабинет академика РАН в Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ расположен по соседству с музеем-кабинетом Флерова, куда он водит своих  гостей и с гордостью рассказывает о наследии своего научного наставника.

Юрий Оганесян о работе говорит мало — ядерная физика не любит огласки. Но в то же время он признается, что за более чем 60 лет исследовательской деятельности повидал многое: эксперименты часто и радовали, и расстраивали: успех в этой области науки гарантировать практически невозможно.

В 2000 году команда Оганесяна вместе с заокеанскими коллегами взялась за «остров стабильности» сверхтяжёлых ядер, а уже в 2011 году в таблицу Менделеева добавили 114-ый («флеровий»/Flerovium) и 116-ый («ливерморий»/Livermorium) элементы, синтезированные в рамках сотрудничества ОИЯИ и Ливерморской национальной лаборатории США.

Затем были 115-ый («московий»/«Moscovium») и 117-ый («теннессин»/ «Tennessine») элементы – также благодаря исследованиям ОИЯИ и двух американских лабораторий,  а спустя некоторое время – 118-ый, который получил имя «оганесон» («Oganesson») – сокращено от армянской фамилии своего открывателя.

«Практически 50 лет назад говорили, что больше 100 элементов не может быть, но сегодня мы знаем, что их может быть больше 118-и», — рассказывает ученый.

Выдающийся физик-ядерщик, которому в апреле этого года исполнилось 84 года, продолжает читать лекции и выступать перед молодыми учеными всего мира. По его мнению, формула становления хорошего специалиста проста: не перезагружать себя одной лишь наукой и расширять интеллектуальное поле — ходить в театры и кино, слушать хорошую музыку, посещать выставки и не терять ориентиров в жизни.

Юрий Оганесян интересный собеседник, он легко может перевести разговор из научной области в сферу искусств, а со своими соотечественниками он разговор на чистейшем литературном армянском.

На своей исторической родине ученый в основном бывает по работе. По его мнению, в Армении и сегодня есть хорошие специалисты в области физики, многие из которых также сотрудничают и работают в проектах ОИЯИ.

В разговоре с РУСАРМИНФО Юрий Оганесян признался также, что дорожит армянской культурой, но считает, что она сегодня недостаточно представлена в России.

Комментарии

Мне кажется Юрию Цолаковичу надо взяться за 119 элемент и вместе с ватагой окружающих его молодых людей они вытянут его. Заодно тем самым он продлит себе жизнь и не на одно десятиление. Мои пожелания ему крепкого здоровья, а элементы сами откроются

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image