Буря по-азербайджански, или Очередная победа «Последнего жителя»

4 ноября, 2017 - 20:23

Азербайджан пережил очередное обострение антиармянской истерии. На этот раз в Венеции во время проходящего там 74-го Международного кинофестиваля. Под прицелом наших соседей оказался игровой фильм режиссера Дживана Аветисяна "Последний житель", рассказывающий о судьбе пожилого армянина на фоне событий Карабахской войны и представленный в фестивальной Венеции во внеконкурсной программе.

АЗЕРБАЙДЖАНУ, КАК ИЗВЕСТНО, НЕ НУЖНО ОСОБЫХ ПОВОДОВ, чтобы извергнуть лавину негодования на армян: ложных "исторических причин и фактов" там настругали предостаточно. А вот режиссеру Дживану Аветисяну вовсе не приходится искать карабахские темы: выросший в Арцахе, он с детства слышал ужасные истории о произошедшем с его семьей и другими жителями. Что же так сильно вывело из себя азербайджанских пиарщиков, не пожалевших сил, времени и ресурсов чтобы устроить скандал в Венеции? Ведь, по сути, в своем фильме Дживан Аветисян раскрывает историю взаимоотношений двух давних соседей, армянина и азербайджанца, для которых мир, дружба и человеческие отношения превыше всего.

Фильм Дживана Аветисяна основан на реальных событиях, легших в основу рассказа Цовинар Хачатрян "Последний житель Гюрдживана". Рассказ написан в 1995 г. по следам армяно-азербайджанского противостояния и повествует о насильственном выселении армян из родного села Гюрдживан - родины супруга писательницы и тысяч этнических армян, а также их предков. Не случайно официальным языком Гюрдживана принято считать армянский. Сценарий режиссер и писательница отрабатывали вместе. Он, как и следовало ожидать, немного отличается от литературного прототипа, создан с учетом режиссерской задумки и общей концепции игрового кино. Однако режиссер не сильно отошел от рассказа, наделив главного героя профессией каменотеса, кстати, распространенной среди армян и сегодня, а также выбрав другой финал для своей картины. Если у Цовинар Хачатрян главному герою удается чудом спастись от азербайджанских преследований и погромов и добраться до Армении, то судьба каменотеса Абгара в фильма складывается иначе, что придает особый смысл фильму, становится мессиджем всему современному миру.

СЮЖЕТ "ПОСЛЕДНЕГО ЖИТЕЛЯ" ПОСТРОЕН НА ЗАДУШЕВНОЙ ИСТОРИИ, понятной и, что самое главное, близкой людям во всех уголках земного шара. Абгар - единственный армянин, не покинувший родное село во время погромов и живущий, словно призрак, в окружении опустошенных домов и заброшенных садов, еще не так давно цветущих и плодоносящих. Он ждет известий о пропавшей приемной дочери, литовке по национальности Юрге. Забредший к нему старый друг и сосед азербайджанец Ибрагим обещает найти Юргу. У Ибрагима - свое бремя: каждые роды его дочери Ребекки заканчиваются смертью младенца. Мать Ибрагима постоянно твердит: согласно поверьям, ребенок мусульманской женщины выживет, если роды примет христианин. Пожилой азербайджанец решает попросить соседа-армянина об этой услуге. Он сдерживает обещание и находит Юргу. У молодой женщины помутнен рассудок: на ее глазах азербайджанцы сожгли мужа, а вор и убийца по кличке "Артист" и сейчас пытается навредить ей. Абгару и Ибрагиму ничего не остается, как вместе встать на защиту своих дочерей. Фильм построен на нескольких смысловых уровнях, в нем много важных посылов, переданных художественным языком.

Отмечу, что "Последний житель" - удачная копродукция пяти стран: Армении, Литвы, Ливана, Швеции и США. Автор музыки к фильму - Серж Танкян, в картине снимались армянские и зарубежные актеры - наши популярные артисты Александр Хачатрян, Сос Джанибекян, талантливая литовская актриса Сандра Даукшайте-Петрулене, звезда иранского кино Хомайун Эршади и другие. Сопродюсер фильма, глава литовской кинокомпании Artbox Кестутис Драздаускас, работавший с Дживаном Аветисяном также над фильмом "Теваник", был до глубины души потрясен рассказом "Последний житель Гюрдживана" и его сценарной версией. Кстати, фильм своим международным успехом обязан также преданности кинематографу и любви к Армении и Арцаху литовского продюсера.

Говорить о художественных и идейных достоинствах фильма "Последний житель", думаю, не стоит. За них говорит огромный успех картины на зарубежных фестивалях и показах. В Венецианском МКФ фильм и его создатели участвовали в качестве почетных гостей, приглашенных руководством самого города. Мэр Венеции был наслышан о картине, режиссере, продюсере и решил организовать в своем родном городе показы "Последнего жителя", состоявшиеся при поддержке организации Blue Knowledge Association во главе с Ориеттой Тревисанато Зампиери. Пресс-конференция прошла в бурных позитивных обсуждениях, а после просмотра итальянские зрители аплодировали стоя и спешили поздравить создателей картины с удачной работой.

КАК ОТМЕЧАЕТ ДЖИВАН АВЕТИСЯН, В ВЕНЕЦИИ ОН ФИЗИЧЕСКИ НЕ СТАЛКИВАЛСЯ с азербайджанцами, однако те не преминули попытаться навредить путешествующему по миру фильму. Ведь "Последний житель" был показан в Ливане, России, Нидерландах, Иране, Швеции, Китае, США и других странах и везде снискал всеобщее понимание и огромную симпатию публики. Пресс-конференция с участием Дживана Аветисяна в Стокгольме превзошла все ожидания и продлилась больше часа. Критики, журналисты, деятели кино и зрители подробно расспрашивали о работе, переходя к вопросам об Армении и Нагорном Карабахе. На показе и встрече со съемочной группой присутствовали дипломатические представители разных стран. Теперь нашумевшую картину ждут в Канаде, Австралии, Великобритании и других странах.

Более того, "Последний житель" признан победителем Скандинавского международного кинофестиваля в Финляндии в двух номинациях: "Лучший игровой фильм" и "Лучшее исполнение главной роли". Картина будет показана на закрытии этого престижного европейского кинофорума 28 октября. Успех фильма создатели объясняют тем, что он содержит важные мессиджи о мире, дружбе, потерянной родине и объединяет вокруг себя представителей разных национальностей, профессий, категорий, мировоззрений. "Последний житель" снят в ритме баллады, в нем нет экшна, да он и не нужен: это не голливудский блокбастер с кучей спецэффектов, вовсе нет. Это фильм о тонких человеческих чувствах, нравственном поведении, моральных устоях, поэтому он снят в балладном ритме. По словам режиссера, публика в США признавалась, что после просмотра и благодаря этой картине стала ценить паузы, в которых сокрыт затаенный смысл.

Фильм не рассчитан на широкую аудиторию, а нацелен на зрителя, готового размышлять над происходящим в мире, делать выводы и менять негативы действительности. "Мы сумели гибким языком кино представить историю Нагорного Карабаха. Сегодня юридическое признание Республики Арцах (НКР) в определенном смысле зависит и от информированности о Нагорном Карабахе: во многих странах о нем просто не знают. Мы постарались по крупицам выстроить в фильме идейную линию, способную вселить в сердца зрителей не только сопереживание героям, но и любовь к Арцаху, вызвать интерес к стране наших предков", - говорит Дживан Аветисян, выполняющий, по сути, дипломатическую миссию по вопросу Нагорного Карабаха в сфере мировой кинематографии и считающий личным долгом перед своим народом снимать кино об Арцахе.

Этой же цели служит и другой проект Дживана Аветисяна и его друзей - "Большое кино в маленьком селе", стартовавший этим летом в Арцахе в селе Хачмач, где жили его предки и где режиссер организовал показ всех своих фильмов ("Прерванное детство", "Теваник", "Последний житель"). Суть проекта - в демонстрации фильмов режиссеров из разных стран с их присутствием на показах. Авторы проекта намерены приглашать на свой саммер-фест кинематографистов из числа друзей и коллег, с которыми будут встречаться на различных фестивалях и кинофорумах. Это создаст почву для их знакомства с Арцахом, и, быть может, однажды они захотят снимать кино на этой мирной земле.

ЧТО КАСАЕТСЯ "ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ВЕНЕЦИИ", ТО, УЗНАВ ОБ УСПЕХЕ ФИЛЬМА о дружбе представителей двух враждующих сторон, азербайджанцы ринулись обвинять армянского режиссера в искажении фактов и "попытке представить ложь как предполагаемую правду". Они, "не отходя от кассы", выпустили новостной ролик, пытаясь убедить мир в том, что в Гюрдживане не мог остаться лишь один армянин, что, мол, в Азербайджане сегодня проживают около 35 тысяч наших соотечественников и что Нагорный Карабах исконно азербайджанская территория. Тогда как объяснить вето на посещение Азербайджана армянами и как объяснить решение Сталина передать в июле 1921 г. Нагорный Карабах Азербайджану? Этот документ известен всему цивилизованному миру. Пиарщики из соседней республики в очередной раз попытались протиснуть свою надуманную историю о Ходжалу, однако их очередная попытка фальсификации не увенчалась успехом. Впрочем, как и другие попытки напугать своим пресловутым "черным списком" литовских коллег.

"Наш путь честен, мы рассказываем правдивую историю, поданную в художественном ключе. Все факты в фильме исторически оправданны. В Арцахе помнят события, свидетелем которых был я, есть люди, пережившие невообразимые ужасы в период войны, преодолевшие личные трагедии, продолжающие жить и созидать во имя мира", - утверждает режиссер.

Магдалина Затикян, "Голос Армении"

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image