ГЕНОЦИД ГЕНОЦИДУ РОЗНЬ

5 ноября, 2017 - 17:44

Лет 20 назад в День воинов Св. Вардана священник-дашнакцакан, отвечая в церкви на вопрос прихожанина, почему мы можем не всем доказать, что Геноцид армян – такой же исторический факт, как Холокост, сказал запомнившиеся мне слова: "Сионисты сумели продать Холокост, а мы должны усилиться настолько, чтобы Егерна впредь никогда не было". Вдумаемся в смысл этих слов.

МОРАЛЬНОЕ ОСУЖДЕНИЕ СИОНИСТСКОГО МАКИАВЕЛЛИЗМА МЕШАЕТ увидеть существенное различие между судьбами армян и евреев. С абстрактно-общечеловеческой точки зрения они одинаковы. Армян и евреев, граждан Турции и Германии, убивали лишь за то, что они не сподобились родиться турками и немцами. В обоих случаях балласт нации уничтожал ее цвет и гордость. Зверства турок объясняет (но не оправдывает) их варварство. Злодеяния немцев, "давших миру толпу великих гениев" (как о них отзывался мой дорогой отец), вызывают по меньшей мере недоумение.

Разительные отличия замечаются при взгляде на место и последствия Холокоста и Геноцида (не только армян, но халдеев и греков). Евреев убивали не в Палестине, а в Европе, в двух тысячах миль от их прародины. Армян, халдеев и греков убивали на земле предков. Геноцид этих народов положил конец их присутствию на родине, а Холокост стал ценой, заплаченной евреями за обретение своего очага.

Холокост помог обосновать проект воссоздания Израиля там, где евреев не было 19 веков. Уникальность этого проекта создает не богоизбранность, о которой болтают погрязшие в иудейских суевериях невежды, а умение использовать к своей выгоде даже трагедию вселенского масштаба вроде Холокоста. Компенсации от Германии помогли поднять на ноги Израиль. Нечто похожее имело бы место, если бы армяне, добившись компенсаций от турок, вкладывали эти поступления в Арцах (полезная аналогия для наших горе-юдофилов).

Холокост неузнаваемо изменил карту расселения евреев. Его тяжелые последствия смягчила репатриация уцелевших остатков еврейства Европы и Ближнего Востока в Израиль. Жившие в диаспоре евреи становятся сегодня нацией, живущей в своей стране. Евреи сумели использовать моральный фактор к своей выгоде.

Требование осуждения Геноцида с гуманистических позиций не сулит нам добра и загоняет в тупик. Нельзя делать нашу политику заложницей интересов держав, рассматривающих Армению как пешку на большой шахматной доске. Каждый год в канун дня 24 апреля все напряженно ждут, что президент США произнесет слово "Геноцид", зная в глубине души, что правильному словоупотреблению он предпочтет политкорректный эвфемизм, чтобы ненароком не обидеть Турцию. Белый дом (да и не только он) держит нас на коротком поводке.

АНКА ТРАТИТ НЕМАЛЫЕ СРЕДСТВА НА ЛОББИРОВАНИЕ ПРИЗНАНИЯ ГЕНОЦИДА, время от времени сообщая, что сенатор или конгрессмен Икс соизволил присоединиться к кампании пригвождения Турции к позорному столбу. Стоит ли игра свеч? Скорее всего, нет. Никто не считал денег, израсходованных на присоединение Обамы к кампании за признание Геноцида, хотя ее плачевные итоги стали очевидны после его воцарения в Белом доме. "Друг армян" нарушил свои обещания, продолжая ублажать Турцию за наш счет. Деньги армян выбрасываются на ветер.

Мы должны резко изменить привычное отношение к вопросу признания Геноцида. Признание произойдет, когда это будет отвечать чужим интересам, не обязательно совпадающим с мессианистскими ожиданиями вселенской справедливости. Нет смысла клянчить у чужестранцев жеста, не обязывающего их ни к чему, за который они будут вымогать у нас непомерно высокую цену.

Самым достойным ответом на возню вокруг признания Геноцида станет заявление о невмешательстве Армении в чужие дела. Его смысл должен быть предельно ясен: признаете Геноцид, прекрасно, не признаете - ваше дело, мы вас ни о чем не просим. Нас устраивает любой выбор, который вы сделаете.

В правильности такого подхода убеждает недавнее признание Геноцида Германией. Это решение вызревало долго, и его принятие отвечало германским интересам в не меньшей мере, чем нашим. Узнав о нем, я обрадовался не за армян, а за Германию, к которой всегда относился с любовью. Глупо посягать на право руководства какой бы ни было страны (Армения не в счет) втаптывать в грязь ее честь и достоинство. Осуждение Геноцида, самого чудовищного преступления против человечества, не должно быть непосильным бременем одних армян. Мы не сторожа братьям своим! Хотят позориться, потворствуя Геноциду, господь с ними!

В идеальном мире борьба с геноцидом должна объединять все государства. В мире реальной политики его осуждение становится предметом торга. Доходит до явного абсурда, когда геноцид придумывают и пытаются узаконить взятками чиновникам высокого ранга. Практика Азербайджана показала, что геноцид можно попытаться купить за нефтедоллары. Но есть и другие подводные камни.

Одним из активнейших сторонников признания Геноцида в Германии был депутат Бундестага Джем Ездемир, турок с черкесскими корнями. Порядочность Ездемира не вызывает сомнений, но он выступает в защиту попранных царизмом прав своих предков. Какой должна быть позиция Армении по вопросу геноцида черкесов, если он окажется в повестке дня международной политики? Общечеловеческий подход к проблеме подразумевает выражение солидарности с лишенным родины народом, но поддержка нами борьбы черкесов ослабит позиции России на Северном Кавказе, что идет вразрез с кровными интересами Армении.

ЭТОТ ВОПРОС ПОПАЛ В ПОЛЕ МОЕГО ЗРЕНИЯ, КОГДА ОДИН ИЗ УВАЖАЕМЫХ читателей начал доказывать, что моральный долг армян - подать судебный иск против Америки, совершившей геноцид индейцев. Реализация этого предложения сделает Армению первым врагом Америки, но не улучшит ее отношений с Россией (скорее, наоборот: совершив вызывающе глупый антиамериканский шаг, Армения станет игрушкой в руках московских шовинистов, продемонстрировав, что ей и в самом деле некуда деться после сожжения ею всех мостов, связывающих ее с Америкой).

Но еще забавнее то, что эту инициативу встретят в штыки сами индейцы, боящиеся потерять правительственные субсидии, получаемые ими в качестве компенсации, и не уполномочивавшие нас защищать их права. Индейцев в США больше 7 млн, так что дискуссии об их геноциде даже менее обоснованны, чем негодование черкесов проведением Олипиады в адыгском Сочи, в котором не осталось ничего адыгского, кроме топонимики региона. Но... это не наша война!

Никто не вправе обязывать нас совершить национальное самоубийство, апеллируя к моральному долгу, совести и прочей муре, осточертевшей людям с советской выучкой, которых всю сознательную жизнь терроризировали моральным кодексом строителя коммунизма. Неужто пережившие Геноцид армяне все еще что-то кому-то должны, почему никто не должен ничего им? Наш первый долг – это долг перед самими собой. Будем идеалистами в отношениях друг с другом и нашими друзьями в России и на Западе, но не в межгосударственных отношениях, где все определяет холодный расчет, цинизм и готовность утопить партнера в ложке воды за баррель нефти или аэродром подскока.

Все разговоры о совести и долге должны кончаться за пределами оставшейся у нас части родины. Наши утраты слишком велики, чтобы мы позволяли себе роскошь думать о других, забыв о себе. Думать о ближнем логично, когда ближний думает о тебе. Когда требование паритета не выполняется или игнорируется, апеллировать к морали и совести и аморально, и бессовестно. Благотворительность, как говорится в Америке, начинается дома.

Опасность нового геноцида армян исходит ныне от Азербайджана, которому турки делегировали функцию добивания нашего народа там, где он чудом сохранил свое присутствие. Поэтому акцент в борьбе за разоблачение геноцида надо перенести на Азербайджан, забыв на некоторое время о Турции (тем более что последняя нам в данный момент не по зубам). Этот вопрос будет рассмотрен в заключительной части статьи.

Концовка статьи представлялась мне несколько иной, но недавняя статья Пандухта уточнила мое видение событий. Это касается и начала статьи, затрагивавшего наше отношение к требованию признания Геноцида. К этой теме мы вернемся чуть ниже, а пока стоит вспомнить одну азбучную истину.

ДАЖЕ ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ, МОЩЬ И ВЛИЯНИЕ КОТОРЫХ НЕСОПОСТАВИМЫ с возможностями Армении, не могут распылять силы, желая сразу поразить несколько целей. Это не прошло безнаказанно даже для США, развязавших войны в Ираке и Афганистане. Они не привели к ожидаемому исходу, но ослабили Америку, чем воспользовалась демонизируемая вашингтонскими ястребами РФ (было бы весьма странно, если бы она не извлекла выгод из опрометчивых действий администрации Буша).

Таких примеров немало. 20 лет назад курс Рабина на достижение мира с арабами за счет уступки им части земель Западного берега реки Иордан осуждали, противопоставляя ему в качестве альтернативы курс Ликуда на их заселение. Сторонники Рабина обращали внимание оппонентов на размытость этого курса. Основные массивы подлежащих колонизации земель не были определены как приоритетные, и их заселение велось беспланово. Заселялись все земли понемногу. Возникли мелкие трудно защитимые еврейские поселенческие анклавы в гуще населенных арабами земель, содержание которых стало тяжким бременем для бюджета Израиля (правда, с тех пор ситуация несколько изменилась и в поселениях живут уже 700000 израильтян).

Сторонники Рабина привели образную и весьма поучительную для нас аналогию – удар наносится кулаком, а не растопыренной пятерней. Наши возможности заметно уступают таковым тандема Баку и Анкары. Армения не имеет права позволить себе экстравагантные эксперименты во внешней политике. Учитывая нашу специфику, такие излишества можно смело выкинуть за борт как балласт, мешающий кораблю держаться на плаву.

Приоритетом нашей внешней политики должно стать упразднение Азербайджана, с 1918 года ведущего политику геноцида армян. Этой цели должны быть подчинены все наши усилия. Это значит, что все, что не имеет отношения к упразднению этого уродства, не может иметь отношения к внешней (и внутренней) политике Армении. Нам объявлена беспощадная война на уничтожение, победить в которой мы можем, сосредоточив все ресурсы страны на борьбе с врагом. Все остальное неактуально и несущественно. Так выглядит теоретический идеал армянской политики (или, если угодно, лакмусовая бумажка ее адекватности вызовам, брошенным Баку).

ОСНОВНОЙ ПОСЫЛ СТАТЬИ ПАНДУХТА О ПРАВИЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ АРМЯН К РЕФЕРЕНДУМУ в Иракском Курдистане идеально вписывается в этот контекст. Признание курдской независимости не имеет отношения к сверхзадаче упразднения мазутного ханства, решение которой мы не можем перекладывать на плечи следующего поколения. Но отношение к курдскому референдуму и прямо связанному с ним вопросу открытия посольства Израиля в Ереване имеет еще одно важное измерение.

Мы не вправе делать резкие шаги, чреватые реальной угрозой испортить хорошие отношения, сложившиеся у нас с Ираном. Активизация деятельности израильтян в Эрбиле показывает, что интерес Израиля к Армении явно связан с референдумом в Курдистане, с полным к тому основанием воспринимаемым Ираном как угроза его территориальной целостности. В целом добрые отношения связывают Армению и с арабским миром, единодушно осудившим курдский референдум. Стоит ли портить эти отношения, поддерживая исторических врагов? Турция использует наш промах в Эрбиле, внушив арабам обоснованное недоверие к Армении и выпятив свою роль защитницы арабского Ирака от курдских и армянских (!) посягательств.

Если взглянуть на события под этим углом, то пошлый флирт с враждебным Ирану Израилем и подчеркнутая солидарность с ненавидящими армян курдами вызывают сомнения в нашей способности мыслить. К словам Пандухта о его категорическом неприятии курдской независимости в каком-либо виде можно добавить кажущееся парадоксом уточнение - она неприемлема для нас даже в том случае, если курды из сугубо тактических соображений соизволят признать Арцах! К тому же признание Арменией Курдистана просто аморально на фоне непризнания ею Арцаха.

Конечно, теоретический идеал неприменим к реальностям, которые Армения не в силах игнорировать. Мы поддерживаем отношения с представленными в МГ ОБСЕ державами, представители которых избегают критических замечаний в адрес Баку. Единственной союзницей Армении является Россия, поставляющая Баку убойное современное вооружение, что не устраивает нас. Однако участие в ОДКБ позволяет Армении получать российское оружие, а реверансы в сторону НАТО не откроют ей дверей к его арсеналам.

РЕЧЬ ИДЕТ ДАЖЕ НЕ О БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОСТИ ДЛЯ АРМЕНИИ СОЮЗА С РФ и учета реалий, не всегда устраивающих нас, а о приоритетности развития отношений со странами, руководство которых может в будущем понять логику идеи упразднения султаната. Это прежде всего Россия и Иран. Надо объяснить их руководству целесообразность и выгодность упразднения Азербайджана для этих стран, что вполне осуществимо. Повторю тезисы, выдвинутые в одной из моих недавних статей, добавив к ним еще один пункт:

1. Дружба с РФ и Ираном будет нужна Армении, даже если она достигнет границ, определенных арбитражным решением Вильсона, зато Азербайджан плюнет на них, как только получит вожделенный крошечный Арцах.

2. Россия получит идеальную возможность манипуляции политикой Турции после устранения ее опорного пункта в Кавказском регионе - Азербайджана. Турецкая кобра, лишившись ядовитого зуба пантюркизма, сразу станет ручной.

3. Сговорчивее станет также Грузия. После упразднения Азербайджана ее соседом станет пророссийский аварский Джар. Утратив пешечную подпорку на востоке, Грузия попадет в российско-армянские клещи.

4. Баку внушил Москве боязнь сепаратизма, пустив в обиход версию о том, будто распад СССР начался с Арцаха, создавшего прецедент для сепаратизма во всех остальных регионах. Эту боязнь унаследовала сегодняшняя Россия. Реваншизм державников, верящих, что России предначертано собирать утраченные земли и народы, играет нам на руку. Появление государств коренных народов на месте менее удобоваримого Азербайджана сделает эти видения реалистичными.

5. Это относится и к Ирану, не видящему последнюю перемычку иранского мира в массиве населенных отуреченными азари земель - талышский народ, который в условиях тюркского ига сохранил свою идентичность, культуру и язык. Ничто не мешает нам как друзьям Ирана обратить внимание его руководства на очень странное отношение Тегерана к талышскому освободительному движению.

Сосредоточение сил на борьбе за упразднение Азербайджана означает радикальное смещение акцентов нашей политики. По данным Левона Грантовича Мелик-Шахназаряна, общее число армян, погибших на территории будущей Азербайджанской ССР с 1918 по 1923 г., достигает 250000. Надо задокументировaть и сделать достоянием гласности эту кровавую эпопею, отразив ее как геноцид армян в Азербайджане - с приложением точной карты погромов и числа погибших в каждом месте. Удар кулаком по Азербайджану принесет нам больше пользы, чем удары пятерней по Турции, за которые придется расплачиваться суверенитетом, национальным достоинством и деньгами, нужными нам позарез для осуществления программ репатриации и заселения Арцаха.

НАПОСЛЕДОК ЗАТРОНЕМ ТЕМУ АРМЯНСКОГО КОМПЛЕМЕНТАРИЗМА, прекрасно задуманного программного проекта, плохо понимаемого творцами нашей внешней политики. Он был задуман как сочетание военного союза с РФ с развитием экономических связей с Западом. Идея диверсификации связей с Востоком и Западом была безупречной, ибо глупо держать все яйца в одной корзине.

Однако комплементаризм потерпел крах не по нашей вине. Ответственность за его поражение несут Горбачев с Ельциным, избаловавшие Запад готовностью уступать позиции России по всему периметру ее интересов и даже границ. Запад так привык к уступкам РФ, что собирался подобрать созревший плод, готовый вот-вот упасть к его ногам. Строптивость Путина стала холодным душем на разгоряченные головы натовских ястребов. На Россию обиделись за то, что она не дала себя съесть!

Сегодня мы имеем то, что имеем. Комплементаризм, в праве на который ЕС и РФ в унисон отказали Армении, взят на вооружение Россией и Ираном, ведущими чисто комплементарную политику по отношению к нам и Азербайджану. Сегодня нужна новая концепция армянского комплементаризма, отвечающая реалиям российско-американского противостояния, которые мы не можем игнорировать. Вместо этого мы делаем вид, будто ничего не происходит, занимаясь церемониальной мишурой вроде открытия посольства Израиля или признания Курдистана.

Все это не имеет отношения к задаче упразднения Азербайджана, но вполне может вызвать возмущение Ирана. Если мы хотим дополнить (в этом состоит смысл слова "комплементаризм") отношения с Россией связями с другими центрами силы, этого можно достичь, культивируя эти центры в Азербайджане. Союз с РФ должен быть дополнен нашим обязательством упразднить это уродство как главное препятствие к миру в беспокойном Кавказском регионе, нравится это Кремлю или пока нет. Мы никуда не спешим! Не поймут сегодня, поймут завтра, мы терпеливый народ.

Все для фронта, все для победы - вот наш новый общенациональный боевой клич! Еще раз повторю: все, что не имеет отношения к упразднению Азербайджана, должно быть навеки изгнано из армянской политики. Остальное – от лукавого (или от миротворцев, лучше нас знающих, что нам надо, но не несущих ответственности за будущее наших детей).

А как насчет Турции, Геноцида, озера Ван и сияющих вершин Сиса и Масиса? Нас этот вопрос касается только в увязке с упразднением Азербайджана. Как говорится, поспешишь - людей насмешишь! Всему свое время.

"ГОЛОС АРМЕНИИ"

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image