Министр культуры Армении: Монастырь XII века Гошаванк разрушается из-за халатности строителей

26 ноября, 2017 - 20:31

Экстренно принять меры по установлению временного покрытия на кровлях монастырского комплекса Гошаванк XII века распорядился министр культуры Армении Армен Амирян во время рабочего визита в комплекс 19 ноября.

Визит министра с журналистами в Гошаванк, находящийся в Тавушской области Армении, стал третьим по счету. С 2005 года в Армении была разработана и начата программа по восстановлению раннехристианских и средневековых храмов, однако в некоторых местах эта программа выполняется с грубыми нарушениями. По этой причине министр решил лично посещать, знакомиться и наблюдать за ходом реставраций. И на месте, после осмотра, принимать решения, которые в определенный срок должны быть выполнены.

«В Гошаванке реставрация была начата в 2012 году, было потрачено 55,5 млн. драмов (примерно 115 тыс. долларов США) из предусмотренных в целом на восстановление 120 млн драмов (около 250 тыс. долларов)», - проинформировал журналистов начальник управления по охране памятников при Министерстве культуры Армении Армен Аброян. Однако работы были выполнены с массой нарушений и, по сути, завершено было только восстановление гробницы богослова Мхитара Гоша, которое находится неподалеку от монастыря на высоком холме. В частности, пять лет назад частично были раскрыты кровельные части храмового комплекса, из-за чего влага (дождевая и талая вода) стала проникать внутрь, тем самым разрушая строение, связывающим элементом которого является хрупкий известняковый раствор. Был объявлен новый тендер на строительную компанию, но пока часть кровли остается в открытом виде, почему и министром было принято решение до весны соорудить временное покрытие. Чтобы лучше контролировать работу новой группы строителей, министр распорядился установить камеры, которые будут работать в реальном режиме времени. «Такое наблюдение уже практикуется в случае с дохристианским храмом Гарни, что позволяет постоянно следить за ходом действий нанятых рабочих и в случае обнаружения отклонений от плана по реставрации исключить их», - сказал армянский министр культуры.

Амирян также предложил по окончании восстановительных и укрепительных работ на первом этаже колокольни открыть библиотеку, в которой будут представлены сборники законов – «Судебник» богослова Мхитара Гоша, молитвенники, церковные песнопения - шараканы и его басни. Министра также предложил найти новое место рядом с монастырем для строительства краеведческого музея. Такой музей ранее существовал в заднем дворе монастыря, однако в 2013 году он был закрыт, а около 300 экспонатов перевезены в город Дилижан. Бывший директор этого музея Арцрун Овсепян утверждает, что музейные экспонаты находятся в подвале одного из гостиниц курортного Дилижана и попросил министра Амиряна ускорить процесс строительства каменного здания нового музея.  Министр пообещал, что в новом музее будут установлены также и новаторские системы показов, которые позволят проводить виртуальные экскурсии. Работы по строительству нового здания он обещал начать весной 2018 года.

Еще одним омрачающим моментом стало обнаружение факта продажи в притворе церкви продуктов питания и ручных поделок (ручные часы, четки, магнитики и другие сувениры). Министр назвал недопустимым торговлю внутри действующего храма. Он пояснил, что хоть и монастырь Гошаванк в списке памятников, охраняемых государством, он все же как действующий храм передан Армянской Апостольской Церкви.

«Мы неоднократно обращались в министерство культуры с просьбой обратить внимание на плачевное состояние храмового комплекса, ускорить процесс его восстановления и предусмотреть в планах строительство отдельного здания для маленького киоска, где и будут продаваться церковная литература и продукция епархии», - сообщил «Благовест-инфо» предстоятель Тавушской епархии ААЦ епископ Баграт Галстанян. Он подчеркнул, что продаваемая ныне внутри храмового комплекса продукция – это социально-благотворительный проект епархии.

Всего в таком производстве задействовано 35 семей, которые занимаются собирательством ягод и всяких трав, а потом из них готовят варенья, бальзамические настойки или масла. В этом году епархия купила у них полтонны черники. Такая деятельность не только просто социальная, но и направлена на обеспечение трудовой занятости семей, проживающих в приграничных зонах. Он также подчеркнул, что в мире практикуется ведение хозяйственной деятельности при монастырях и продажа кое-каких продуктов производства религиозных общин в благотворительных целях. «В этом нет ничего криминального, но я согласен, что киоск должен стоять отдельно, что и неоднократно, повторюсь, мы предлагали министерству культуры не только предусмотреть магазинчик, но и восстановить трапезную, стены которого сохранились, но нет крыши», - добавил епископ.

Монастырь Гошаванк или Нор Гети́к— монастырский комплекс XII—XIII веков, находящийся в селе Гош в Тавушской области Армении. Автор сборника законов - судебника Мхитар Гош (род.в 1120-1130 гг. – умер в 1213 г.), при содействии князя Иване Закаряна основал здесь в 1188 году, на месте разрушенного землетрясением монастыря Гетик, новый храмовый комплекс, который назвали Новый Гетик. После смерти Мхитара Гоша в 1213 году монастырь стали называть также Гошаванк. Он стал одним из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. Здесь находились семинария, университет, где учились и жили видные культурные деятели Армении Ванакан Вардапет и Киракос Гандзакеци. Согласно надписям на стене храма, а также сообщениям Гандзакеци, большую часть здания построил архитектор Мхитар по прозвищу «Хюсн». Кроме него, в источниках упоминаются зодчие Григор и Закиос. Монастырь включает церкви Аствацацин (1191—1196) типа купольного зала, гавит (1197—1203), церковь св. Григория (1208—1241) типа купольного зала, а также маленькую церковь Лусаворич (1237—1241) типа сводчатого зала, 2-этажное здание с книгохранилищем (до 1231) в 1-м этаже и храмом, увенчанным звонницей-ротондой, на втором (1241—1291), несколько часовен (в том числе Рипсимэ, 1208) и других зданий. На территории монастыря находится и склеп Мхитара Гоша, а также искусно сделанные хачкары – камни-кресты. В 1957—1966 годах памятники Гошаванка были реставрированы. В 1972 году здесь был создан историко-архитектурный музей. В 2012 году были начаты новые работы по восстановлению монастыря, а все экспонаты вывезены в Ереван, до завершения восстановительных работ. До сегодняшнего дня сохранились многие рукописи, написанные в Гошаванке.

Наринэ Киракосян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image