Грузинские армяне вправе рассчитывать на большее

5 февраля, 2018 - 13:27

На прошлой неделе Государственное агентство Грузии по вопросам религии приняло решение о распределении средств, предусмотренных государственным бюджетом на частичное возмещение ущерба религиозным общинам, пострадавшим за годы советского режима. Часть денег досталась местной епархии Армянской Апостольской Церкви. Но коль скоро речь идет о возмещении ущерба, уместен вопрос – насколько сопоставима сумма компенсации истинным масштабам понесенного ущерба?

Грузия, как известно, многонациональная страна, славившаяся традициями веротерпимости. До установления советской власти тут мирно уживались последователи всех основных конфессий. От коммунистического режима пострадали и православные, и католики, и мусульмане, и иудеи, и апостольские армяне. Кто-то чуть больше, кто-то чуть меньше. Восстановление грузинской государственности позволило в полной мере осуществить реституцию прав собственности Грузинской православной церкви. Патриархии были возращены все сохранившиеся храмы, земельные угодья, иное имущество. Такого внимания удостоились далеко не все общины религиозных меньшинств. Кроме того, у многих представителей нетитульной национальности вызывал непонимание тот факт, что Грузинская православная церковь, в отличие от организаций религиозных меньшинств, напрямую финансировалась государством, получая громадную дотацию из казны. Грузия – светская страна, в которой церковь отделена от государства. Возникал уместный вопрос — почему же тогда средства налогоплательщиков, исповедующих католицизм, иудаизм или ислам, идут в казну Грузинской православной церкви, но обходят стороной костел, синагогу и мечеть?

Западным правозащитникам и сотрудникам европейских организаций такой вот странный подход показался дискриминационным. Дабы выправить ситуацию, в январе 2014-го года правительство Грузии приняло решение о частичной компенсации общинам религиозных меньшинств урона, понесенного за годы правления коммунистической администрации. Достойными финансирования сочли религиозные структуры мусульман, иудеев, последователей Армянской Апостольской и Римской католической церквей. Все другие общины, подвергшиеся в советский период преследованиям, компенсации были лишены.

В государственном бюджете Грузии на 2018-й год на возмещение ущерба общинам меньшинств выделено 1,8 миллиона долларов. Государственное агентство по вопросам религии решило сейчас распределить 1,4 миллиона, а оставшиеся 400 тысяч в конце года. Средства распределены следующим образом: исламская община получит 880 тысяч долларов, армянская – 240 тысяч, католическая – 160 тысяч, иудейская – 120 тысяч. Если установленная пропорция сохранится, то после распределения оставшейся суммы выяснится, что по сравнению с прошлыми годами средства, полученные епархией ААЦ, существенно сократятся. Но дело даже не в этом. Вопросы возникают прежде всего в связи с принципами, заложенными в механизм определения суммы компенсации. Госагентство по вопросам религии утверждает, что решение принималось с учетом двух основных факторов. Первый – масштабы ущерба, понесенного конкретной общиной в советские годы. Второй – количество последователей конкретной пострадавшей конфессии.

Если действительно принимались во внимание именно эти два фактора, то совершенно очевиден субъективный подход. Сравним и убедимся. Мусульманская община получит почти в четыре раза больше, чем армянская. Это при том что за годы коммунистического правления последователи ислама (азербайджанцы, турки-месхетинцы, чеченцы-кистинцы и аджарцы) пострадали явно не больше, чем грузинская епархия Армянской Апостольской Церкви. Достаточно напомнить, что в Тбилиси до революции было всего две мечети. Обе они сейчас невредимы и принадлежат общине. В то же время Армянская Апостольская Церковь только в столице лишилась 26-и своих храмов. Так почему же тогда компенсация армянам настолько скромна? Еще очевиднее диспропорция в случае сравнения с католиками. Они получат всего на треть меньше, чем епархия Армянской Апостольской Церкви. Между тем, согласно официальной статистике, число последователей Римско-католической церкви в Грузии в 32 раза меньше, чем прихожан Армянской Апостольской Церкви. За советские годы у католиков отобрали пять храмов, а у армян – как минимум 170. Может благодаря щедрой компенсации католикам грузинские правители хотят понравиться Ватикану? Но почему за счет армян?

Показательным выглядело бы сравнение с цифрами, отражающими бюджетное финансирование, которое получает Грузинская православная церковь. Но в Грузии не принято публично говорить о том, сколько денег патриархия получает из казны. Судить об объеме финансовых потоков можно лишь по косвенным сведениям. По данным международной правозащитной организации “Transparency International”, только в период с 2002-го по 2013-й годы православная патриархия получила из государственной казны 112 миллионов долларов прямых ассигнований. В последние годы субсидии стали возрастать. Если к сумме прямых ассигнований из казны прибавить средства, поступающие в церковь из местных и муниципальных бюджетов, а также из резервных фондов президента и премьер-министра, получится, что патриархия ежегодно забирает из кармана налогоплательщиков порядка 25 миллионов долларов. То есть в 14 раз больше, чем получают от государства все остальные религиозные общины, вместе взятые.

В цивилизованных странах Запада принята практика выделения государственных средств общинам меньшинств, но исключается финансирование религиозных конфессий, последователями которых являются представители титульной нации. Я был бы только рад, если бы духовные лидеры еврейской, езидской, ассирийской, грузинской общин Армении получали зарплату за счет средств армянского налогоплательщика. Однако для меня было бы совершенно неприемлемым бюджетное финансирование Армянской Апостольской Церкви. В Грузии другие традиции, и у нас нет прав вмешиваться в чужие дела. Но вот граждане Грузии, не являющиеся последователями православия, имеют право выражать недовольство. Налогоплательщик–армянин вовсе не против платить налоги, из которых будет начисляться зарплата православному батюшке. Но верующий налогоплательщик требует справедливости. Если паства армянских храмов составляет 3,5 процента от общего числа верующих, то армянской церкви должно причитаться ровно 3,5 процента от средств, выделяемых религиозным общинам. Иначе будем иметь дело с проявлением дискриминации.

Согласно последней переписи населения, проведенной в Грузии в 2014-м году, верующими себя считают примерно три с половиной миллиона человек, включая адептов нетрадиционных религиозных общин и сектантов. Армян из них – 125 тысяч (109 тысяч — последователи Армянской Апостольской Церкви и 16 тысяч – прихожане Армянской католической церкви.) Если брать за основу официальную статистику, традиционные две армянские церкви должны были получать от государства ежегодно миллион долларов. То есть в пять раз больше, чем было выделено. Но если брать за основу истинные масштабы ущерба, понесенного армянами в годы правления коммунистов, компенсация должна быть гораздо больше.

Исследователи утверждают, что в 18-м веке в Грузии было около 650-и армянских храмов. По официальным данным, в 1911-м году Тифлисская епархия Армянской Апостольской Церкви имела 177 храмов. Только в Тбилиси было 28 армянских церквей. Осталось только две – Святой Эчмиадзин, где находится резиденция главы епархии, и Святой Геворг, которая недавно была отреставрирована на средства, привлеченные армянским филантропом Рубеном Варданяном. Тринадцать армянских церквей столицы были снесены, семь – переделаны в грузинские, три – заброшены и не действуют, две – в развалинах, четыре – считаются спорными. Уже после обретения Грузией независимости храм Кармир Аветаран был взорван неизвестными. Организаторы этого варварского злодеяния так и не были найдены, а сам храм до сих пор в руинах. Такое вот наследие получил нынешний глава грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви Вазген Мирзаханян. Сейчас в подчинении епископа 32 храма, большинство из которых находятся в армянских селах Джавахка и Квемо-Картли. Содержать приходы с каждым годом становится все сложнее. В сложившейся ситуации Мирзаханян особые надежды связывает именно с финансовым содействием со стороны государства.

Но дело в том, что финансовое содействие со стороны государства может иметь и негативные последствия. Точнее, оно может быть использовано правительством для склонения к лояльности. Руководитель грузинского “Центра толерантности” Бека Миндиашвили считает, что выбранная форма государственного финансирования может дать возможность властям контролировать религиозные организации и направлять их деятельность в угодное им русло. Может в этом и стоит искать причину того, что осенью прошлого года епископ Вазген Мирзаханян с такой легкостью отказался от притязаний в отношении спорной церкви в джавахкском селе Гумбурдо?..

Артем Ерканян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image