Айвазовский, “Хаос” и золотая медаль от Папы

21 февраля, 2018 - 20:53

В запасниках Третьяковской галереи найден так называемый альбом «Рисунки русских художников в Риме», или «Альбом камергера П.И.Кривцова», датированный 1843 годом. На одном из его листов любопытная акварель Михаила Скотти – «Айвазовский у Папы Римского». Как же она появилась? Об этом и многом другом в материале Марины и Гамлета Мирзоянов, напечатанном в газете «Ноев ковчег».

В июле 1840 года 23-летний Иван Айв азовский и его товарищ по пейзажному классу Императорской академии художеств Василий Штернберг из Санкт-Петербурга отправились в Рим: русская академия посылала своих лучших воспитанников совершенствоваться в Италию. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции друзья познакомились с Н.В.Гоголем. Незаметно прошли осень и зима в чужих краях. Айвазовский написал тринадцать больших картин, множество прелестных миниатюр. На художественной выставке 1841 года в Риме его картины наделали столько шуму и привлекли к себе такое всеобщее внимание, что Айвазовский сразу стал знаменит. О нем заговорили газеты. В кафе «Греко», куда он обычно приходил обедать с Гоголем, зачастили римляне, чтобы поглазеть на знаменитого русского художника.

В основу картины «Хаос» положен библейский сюжет о сотворении мира: художник изобразил Дух Божий в виде света, пробивающегося сквозь мрачные тучи. Этот образ так впечатлил Папу Римского Григория XVI, что он захотел приобрести полотно для картинной галереи Ватикана.

Сметливый художник отказался от оплаты, просто подарив картину понтифику. Папа в знак особого благоволения пожаловал живописцу Золотую медаль. Успех превосходит все ожидания Айвазовского: его имя прогремело на всю Европу.

На квартире у Гоголя друзья за ужином чествовали Айвазовского. Писатель обнял молодого художника и воскликнул: «Исполать (честь и слава. – авт.) тебе, Ваня! Пришел ты, маленький человек, с берегов далекой Невы в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане». Каламбур Гоголя вызвал дружный смех.

Однако восхищение понтифика «Хаосом» встретило бурю негодования среди кардиналов. Они считали, что картина отражает дьявольскую силу, намеренно спрятанную художником в темных облаках. Шум поднялся такой, что Ватикану пришлось собирать специальный совет, который бы сравнил все Священные писания и подтвердил наличие демонизма в работе. Подвергнув полотно тщательному осмотру на предмет присутствия демонов и не получив ожидаемого результата, совет кардиналов признал картину русского художника чистой и светлой. Так «Хаос» остался в Ватикане, став экспонатом картинной галереи. Сегодня эту картину можно увидеть в Музее конгрегации мхитаристов (армян-католиков) на острове Святого Лазаря в Венеции. Всемирно известное полотно в 1901 году было передано в дар Папой Римским Львом XIII в честь 200-летия конгрегации. (Она экспонировалась на юбилейной выставке Айвазовского в Национальной галерее Армении.)

***

Альбом «Рисунки русских художников в Риме» – плод коллективного творчества архитектора Н.Бенуа, художников В.Штернберга и М.Скотти – был преподнесен камергеру П.Кривцову, назначенному российским правительством в 1840 году «начальником над русскими художниками в Риме». В альбоме бытовые сценки, интерьеры мастерских, а также шаржированные портреты представителей русской колонии.

В акварели «Айвазовский у Папы Римского» Скотти представил сцену в Ватикане: пять «избранных творцов» принимают благословение понтифика. Кто же эти счастливцы? Русский живописец немецкого происхождения Иосиф Габерцеттель, портретист «царства польского» Ксаверий Каневский, архитекторы Александр Кудинов и Иван Черник, стипендиат Черноморского казачьего войска. У папского трона – Иван Айвазовский (с черной бородкой и гладкими волосами, зачесанными на пробор), указующий на полотно в роскошной резной раме, стоящее на мольберте, подарок мариниста понтифику – «Хаос. Сотворение мира».

«Михаил Иванович Скотти был родом римлянин, – вспоминал его коллега по преподаванию в Московском училище живописи и ваяния Н.В.Берг, – но очутился в России довольно рано и стал по языку и некоторым ухваткам совершенно русским человеком. Впрочем, хорошо говорил и по-итальянски. В сущности, он был все-таки итальянец, а не русский. Он был … красивый стройный парень высокого роста с хорошими приемами, несколько замкнутый в себе».

На самом деле М.И.Скотти «был родом» петербуржец. Итальянец Иоанн (Иван) Скотти приехал с супругой в Россию в конце екатерининского царствования. Выгодные заказы обеспечивали семье живописца-декоратора безбедное житье. С раннего детства он рос в художественной атмосфере. Однако внезапная смерть отца, а затем и матери, сразу изменили его жизнь. Приняв российское подданство в 1831 году, Михаил был вынужден заботиться о себе и младшем брате.

После окончания Академии художеств в 1835 году (к слову, И.К.Айвазовский учился в Академии в 1833–1839 гг.) зарабатывал на жизнь и творчество писанием портретов известных вельмож. В 1838 году на средства богатого покровителя И.Шепелева отправился в Италию, где создал свои лучшие картины.

Академия художеств в ноябре 1845 года присвоила ему звание академика «по известным трудам по исторической и акварельной живописи». До весны 1849 года жил в Петербурге, расписывал церкви. В 1857 году уехал в Италию. Многие акварели М.И.Скотти находятся в альбомах особ императорской фамилии.

Художник Михаил Скотти в 1861 году нашел упокоение в земле Франции.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image