Константин Тасиц: Надежда на полноформатное сотрудничество. И готовность к нему

22 мая, 2018 - 16:05

Очередной саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), состоявшийся 14 мая в Сочи, стал для нового главы Армении Никола Пашиняна, по существу, первым выходом в “большой свет”. И он, можно сказать, держался достойно, не затерялся среди видавших виды лидеров постсоветской Евразии. Которые присматривались к дебютанту и, надо полагать, по достоинству оценили его способность адекватно оценивать ситуацию, специфику текущего момента.

Сам Пашинян после саммита выглядел заметно воодушевлённым. В комментарии журналистам он отметил эффективность обсуждений в рамках форума, назвав такой формат, как у саммита ЕАЭС, “довольно интересным”.

Итак, лидер и вдохновитель протестного движения в Армении стал во главе государства. Стремительное продвижение. Даже с учётом нескольких лет работы депутатом Национального парламента. Незыблемому, казалось бы, господству Республиканской партии (которую комплементарно величали “правящей”), пришедшей к власти в Армении после президентских выборов в феврале 2008 года, пришёл конец. Во всяком случае – на обозримое будущее, пока будет функционировать правительство национального согласия. А там, глядишь, и дальше наладится.

Автор не возьмётся утверждать, что после 8 мая этого он проснулся в совершенно новой Армении, как возглашают иные чрезмерно ретивые активисты протестной волны. Однако страница в истории нашего государства все же перевернута. Затронет ли обновление радикально весь армянский социум, все сферы государственной и общественной жизни, или ограничится сменой декораций? Новые власти делают только первые шаги на пути государственного строительства, который далеко не всегда оказывается устлан пальмовыми листьями от ликующего народа. И времени на “раскачку” у команды Пашиняна нет совершенно. 

Возможно, кое-кто остался разочарован бескровной сменой государственной верхушки в Армении – без десятков убитых и сотен покалеченных, без чрезвычайного положения, баррикад на улицах, без брошенных в застенки смутьянов, и т.п. А то неинтересно как-то получается, пресно. Например, украинский политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования и вице-президент Центра исследований корпоративных отношений Ростислав Ищенко и вовсе пророчит нам гражданскую войну.

К счастью, подобные мрачные перспективы видятся далеко не всем. Руководитель сектора кавказских исследований Центра исследований стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований (РИСИ) Константин Тасиц – полагает, что коллапс Армении не грозит. Если, конечно, не увлекаться политическими декларациями.

- Константин Игоревич, после неизбрания Пашиняна премьер-министром 1 мая прошла всего неделя, и правившая до недавнего времени Республиканская партия согласилась признать его главой государства, так и не выдвинув своего кандидата. Как Вы думаете, почему республиканцы так быстро "сдали назад"? Они просто тянули время, чтобы за эту неделю как-то перегруппироваться? Или они намерены перенести борьбу в другую плоскость, постаравшись до внеочередных парламентских выборов, так сказать, напакостить новоизбранному премьеру как можно ощутимее, блокируя его возможные инициативы? Или всё же достигнута некоторая договорённость с Пашиняном?

- Мне кажется, были достигнуты какие-то договорённости с РПА, поскольку Пашинян несколько смягчил свою риторику. Он стал подчёркивать, что после его прихода к власти не будет “вендетты” или массовых преследований республиканцев. В то же время, РПА, безусловно, заинтересована в затягивании времени, чтобы схлынули негативные эмоции. В настоящее время рейтинг партии сильно упал, и, как полагают эксперты, если бы парламентские выборы проводились прямо сейчас, республиканцы рисковали бы вообще не пройти в Национальное собрание. А после избрания нового премьер-министра, политическая борьба с улицы опять переместилась опять в парламент, где РПА сохраняет сильные позиции и будет иметь возможность влиять на принимаемые решения.

- Никол Пашинян до недавнего времени был известен как политик если не прозападного толка, то, во всяком случае, как не сторонник сближения с Россией, а также развития партнёрства в формате ЕАЭС и ОДКБ. Сегодня он заявляет, что прагматично оценивает реалии и воспринимает такое стратегическое союзничество как объективную необходимость, которую нельзя не учитывать. Тем не менее, антироссийские настроения в Армении в последнее время снова усиливаются. Поговаривают о смене политического курса в этом плане, вплоть до требования убрать российскую военную базу, дислоцированную в Гюмри. Вы разделяете подобные опасения?

- Общественные настроения в Армении, как и в любой другой стране, переменчивы. Мы помним резкий всплеск негатива в отношении Москвы после апрельского обострения в 2016 году на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе. Тем не менее, уже на следующий год благодаря предпринятым действиям восприятие России улучшилось. Эта динамика сильно зависит от реальной составляющей отношений России и Армении. Если удастся выстроить взаимовыгодные связи, разрешив или, по крайней мере, смягчив те сложные вопросы, которые имеются, то взаимоотношения, думается, продолжат динамично развиваться. Большим плюсом является то, что армянской политической элите свойственен прагматизм и ориентация на собственные национальные интересы. В отличие от некоторых других стран, где в отношении России зачастую доминируют идеологические клише.

- В продолжение темы: уже началась ответная реакция в России - типа "Россия не обязана постоянно спасать Армению", и тому подобное. В частности, скандальную известность приобрело выступление "Армяне, катитесь колбаской!" Михаила Леонтьева в эфире КР-радио. Этот ролик распространяется в сети YouTube, нередко удостаиваясь одобрительных откликов. Как Вы думаете, кто за всем этим стоит?

- Такие высказывания следует рассматривать как частные мнения отдельных лиц. Эти мнения могут быть очень разными. Официальная же позиция России была однозначна выражена официальным представителем МИД Марией Захаровой и пресс-секретарем президента РФ Дмитрием Песковым. Они оба выражали надежду и готовность к полноформатному сотрудничеству с армянским народом при любом правительстве. А последние события в Армении рассматривали как её внутреннее дело.

- Насколько велика вероятность того, что такие обоюдные выпады – наверняка режиссируемые определёнными силами - действительно приведут к ухудшению отношений между Москвой и Ереваном?

- Безусловно информационный фон оказывает влияние на российско-армянские отношения. Однако эти отношения в большей степени зависят от других факторов: объёма экономического сотрудничества, политического и военного взаимодействия и т. д. Обеим сторонам следует больше внимания уделять именно этим составляющим. Что, в свою очередь, будет создавать позитивные информповоды, которые позволят улучшить климат в двусторонних отношениях.    

- Считаете ли Вы возможным возвращение во власть в каком-либо виде экс-президентов Армении - Сержа Саргсяна, Роберта Кочаряна, Левона Тер-Петросяна? В частности - Тер-Петросяна, "выучеником" которого считается Пашинян, хотя после марта 2008 года они вроде разошлись во взглядах?

- Мне кажется, это маловероятно. Во время митингов один из запросов протестующих был связан с ротацией власти и появлением новых лиц. Поскольку у Пашиняна отсутствует своя политическая команда, скорее, он может привлечь к работе во властных структурах членов других оппозиционных партий. Или сохранить чиновников-республиканцев среднего и низкого звена.

Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image