Демарш и возможные последствия

30 июня, 2018 - 14:30

Начало нынешнего лета ознаменовалось не только беспрецедентными погодными аномалиями (старожилы всех сопредельных стран объединились и утверждают, что такого ветреного и дождливого, а кое где – даже снежного мая-июня не припомнят). А и новыми «точками накала», возникшими в международных отношениях. Одна из них связана с нашим западным соседом по Закавказью – Грузией, которая разорвала дипломатические отношения с Сирией.

Как сообщается на сайте грузинского МИДа, официальная нота о разрыве дипотношений была 1 июня передана дипломатическим представительствам САР в Организации Объединённых наций и в Арабской Республике Египет. Постоянный представитель Грузии при ООН Каха Имнадзе проинформировал генсека ООН Антониу Гутерреша о прекращении дипломатических отношений между Тбилиси и Дамаском. Поводом для такого демарша послужило признание Сирией независимости Абхазии и Южной Осетии.

По сообщению РИА-Новости, абхазский президент Рауль Хаджимба заявил, что Сухум и Дамаск уже ведут работу по взаимному открытию посольств. А министр иностранных дел Южной Осетии Дмитрий Медоев в комментарии “Радио Спутник” охарактеризовал факт признания как “важнейшее событие и для нашей страны, и для Сирии, и для наших друзей”. По его словам, последующие шаги не заставят себя долго ждать, и они будут происходить в рамках международного права. “Работа в этом направлении не прекращалась никогда. Она продолжается и сегодня”,- заявил Медоев.  

Неприятно, но не смертельно

Российский политолог, эксперт по вопросам Кавказа Российского Института стратегических исследований (РИСИ) Константин Тасиц полагает, что воздействие того, что Сирия признала Абхазию и Южную Осетию, на российско-грузинские отношения будет минимально. Правда, заметим: определённая разнонаправленность внешнеполитических векторов всё же очевидна.

- Определённые подвижки между Тбилиси и Москвой,- говорит К.Тасиц,- сегодня, безусловно, имеются. Но они касаются экономической и гуманитарной сферы. На политическом же треке стороны жёстко стоят на своих позициях, и уступать не намерены. Россия, в соответствии с положениями своей внешней политики, способствует становлению Абхазии и Южной Осетии как новых независимых государств, в том числе – их международному признанию. Грузия стремится реинтегрировать свои бывшие автономии и восстановить территориальную целостность. В рамках такого видения действия Тбилиси вполне логичны. Ведь аналогичным образом Грузия ранее разорвала дипотношения с другими государствами, признавшими Абхазию и Южную Осетию.

Справка: в настоящее время независимость Абхазии и Южной Осетии признали пять государств-членов ООН – Российская Федерация, Никарагуа, Венесуэла, Науру и Сирия. Вначале признали, но потом дали “обратный ход” Вануату и Тувалу. Среди других государств, которые, как предполагается, пойдут на признание, рассматриваются Боливия и Эквадор. Из других территорий и организаций независимость Абхазии и Южной Осетии, в частности, признали Гагаузская автономия, Приднестровская Республика, Луганская Народная Республика и НКР.

В своё время грузинские власти довольно долго иронизировали в адрес Венесуэлы, Никарагуа и особенно острова Науру, признавших независимость Южной Осетии и Абхазии. Официальному Тбилиси понадобилось некоторое время, чтобы осознать: смех смехом, а признание суверенитетов экс-автономий странами, пусть вроде бы малозначащими в мировой политике, но представленными в ООН, ничего хорошего не сулит. И юмор сменила активная дипломатия. Которая, видимо, преуспела не везде.

В концепции национальной безопасности Грузии Россия обозначена в качестве «противника номер один». Восстановление дипотношений Тбилиси обусловливает заведомо неприемлемым требованием отзыва Россией признания Абхазии и Южной Осетии.

“Россия, как и прежде, настроена на диалог и развитие добрососедских отношений с Грузией и грузинским народом. С нашей стороны никаких препятствий нет, и степень нормализации зависит исключительно от политической воли и реализма Тбилиси”,- подчёркивается на официальном сайте МИД РФ.

Правительство альянса “Грузинская мечта” во главе с Бидзиной Иванишвили, сформированное по итогам парламентских выборов в октябре 2012 г., заявило о настрое на “дозированную нормализацию двусторонних отношений”. 

Обратная проекция

Недавний визит премьер-министра РА Никола Пашиняна в Грузию, конечно, не стал “холостым выстрелом”. Однако результатами, наверное, увенчался меньшими, чем ожидалось. Потому что вскоре после того визита – 13 июня грузинский премьер Георгий Квирикашвили, которого Пашинян успел назвать “своим другом”, объявил о своей отставке на фоне общественных протестов и возвращения в грузинскую политику основателя правящей партии "Грузинская мечта", миллиардера Бидзины Иванишвили. Глава правительства мотивировал своё решение "фундаментальными разногласиями" с Иванишвили касательно методов преодоления социально-экономических трудностей в стране. Дошло до того, что на заседании политсовета “Грузинской мечты” Иванишвили обвинил лично премьера в ухудшении жизненного уровня социально наименее защищённых слоёв населения. Сейчас в Грузии формируется новое правительство, председателем которого уже назначен бывший министр финансов – 36-летний Мамука Бахтадзе.

Разрыв дипотношений с Сирией стал, по сути, последней внешнеполитической инициативой теперь уже бывших властей Грузии. Кремлю эта инициатива пришлась явно не по вкусу. И теперь на урегулирование отношений между Москвой и Тбилиси наслоился еще один проблемный аспект.

Все эти передряги неизбежно затрагивают и Армению, поскольку, по прихоти исторических процессов ми человеческих факторов, полноценное сообщение с внешним миром для нас обусловлено, в первую очередь, ситуацией в Грузии и России.

- Обострение отношений между Россией и Грузией негативно влияет на Армению из-за проблемы транзита: через грузинскую территорию пролегает основная линия импортно-экспортных операций Армении с Россией,- отмечает К.Тасиц.-  Хорошо, что по вопросам транспортного сообщения были достигнуты определённые договорённости в формате Карасин-Абашидзе. После подписания контрактов с швейцарской компанией SGS сформирована правовая база для открытия транзита через территорию Абхазии и Южной Осетии. В отсутствие дипломатических отношений между Россией и Грузией посреднические усилия Швейцарии остаются востребованным инструментом для поддержания двусторонних контактов. Однако предстоит ещё большая работа по имплементации пунктов соглашения. Остаётся масса нерешённых вопросов: проблемы безопасности, экологии, восстановления дорожного полотна, роль абхазской и югоосетинской сторон, и др. тем не менее, стороны выражают готовность работать конструктивно и не политизировать данный вопрос. Так что есть шанс, что в перспективе всё же будет достигнуто компромиссное решение.

Диалоговый канал России с Грузией в формате неофициальных встреч статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел РФ Григория Карасина со спецпредставителем премьер-министра Грузии по вопросам урегулирования отношений с РФ Зурабом Абашидзе заработал в декабре 2012 года. Конструктивное обсуждение актуальных вопросов в рамках этого диалога уже позволило добиться осязаемых результатов: оживилась двусторонняя торговля, круглосуточно работает единственный наземный пропускной пункт на российско-грузинской границе – “Верхний Ларс – Казбеги”. В конце 2013 г. между Россией и Грузией возобновлено регулярное автомобильное, а с октября 2014 г. – и авиасообщение.

Соглашения о механизмах таможенного администрирования и мониторинга товарной торговли удалось достичь после того, как в 2011 г. тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили снял вето на вступление России в ВТО, но лишь с тем условием, что маркировкой и контролем грузов, которые будут проходить через коридоры на территории Абхазии и Цхинвальского региона, будут заниматься международные посредники.

Для такого мониторинга стороны пригласили швейцарскую компанию Société Générale de Surveillance (SGS). Согласно условиям соглашения, она будет заниматься не таможенными процедурами, а предоставлением информации о грузах, вывозимых в Россию и ввозимых из России. Компания-наблюдатель должна будет контролировать поток грузов на российско-грузинской границе, в том числе на неконтролируемых официальным Тбилиси участках грузино-российской границы – через Рокский тоннель (на административной границе с Южной Осетией) и через реку Псоу (на административной границе с Абхазией).

В декабре 2017 года Грузия и SGS, при посредничестве МИД Швейцарии, подписали соглашение о механизмах таможенного администрирования и мониторинга товаров на грузино-российской границе. А 19 мая текущего года российское правительство и Федеральный совета Швейцарии подписали соглашение о механизмах таможенного администрирования и мониторинга товаров на грузино-российской границе. Параллельно власти РФ оформили соглашение с компанией SGS. Тем самым, все процедуры, необходимые для начала практической реализации Соглашения от 09.ХI.2011 об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами России с Грузией, наконец, выполнены.

Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image