ПРОЩАНИЕ С МАТЁРЫМ

30 июля, 2018 - 22:02

Арест второго президента РА Роберта Кочаряна – экс-глава государства пока задержан на 2 месяца для выяснения всех обстоятельств, связанных с его противоправными деяниями в бытность президентом – вызвал в Армении небывалый общественный резонанс. Который сопровождается опять же небывалым единодушием в социуме, сопоставимым, быть может, разве что с уходом Сержа Саргсяна, казавшегося вечным и нерушимым, в отставку 23 апреля текущего года.

Конечно, это вовсе не означает, что следственные органы, избирая в отношении Кочаряна вышеупомянутую меру пресечения, руководствовались настроениями, складывающимися в обществе. Им есть чем руководствоваться, ибо закон – превыше всего (должен всегда быть таковым, во всяком случае). Если в ходе предварительного расследования выявились факты и свидетельства против Кочаряна, признанные неопровержимыми – то проше пана в КПЗ, обождать там окончательных результатов. И дожидаться он их там будет, несмотря на внешнее бодрячество и щеголянье пепельной сединой и тропическим загаром (который г-н Кочарян явно приобрёл в ходе очередного африканского сафари, охотясь там на жирафов или носорогов на деньги, заработанные, надо полагать, непосильным трудом во имя отечества), по меньшей мере, шестьдесят календарных дней.

Из армянских политических игроков арест Роберта Кочаряна осудили Республиканская партия Армении и Революционная Федерация Дашнакцутюн. Которые сегодня, вообще-то, сегодня ассоциируются, в первую очередь, не с настроениями социума, а с уголовно-олигархической системой, отчаянно стремящейся вернуть утраченные позиции, на которые посягнул Никол Пашинян. Остальные считают такую меру в отношении экс-президента вполне оправданной, констатируя, что Кочарян, при всех его заслугах на первом и втором этапах становления армянского государства и Нагорного Карабаха, свободного от азербайджанских поползновений, испытания временем явно не выдержал. В Арцахе, насколько можно судить, отношение к Кочаряну, волею текущего момента более двух десятилетий находившемуся на высших ступенях государственной власти сначала в НКР, а потом в РА, тоже далеко не почтительное. И снова видеть своего земляка высокопоставленным госруководителем здравомыслящие арцахцы явно не желают.

Правда, некоторые стенания донеслись и из Степанакерта. К примеру, на днях в СМИ появился комментарий депутата парламента НКР от фракции «Родина» Рудика Гюснунца, который опасается, что арестом Роберта Кочаряна мы загоняем себя в сложную ситуацию. По его мнению, неуместно превращать президента страны-победительницы в мишень и вовлекать его в круг внутриполитических проблем. “На мой взгляд,- полагает Гюснунц,- арест бывшего президента Армении и Арцаха может привести к серьёзным возмущениям. Кроме того, это может породить новые проблемы в плане урегулирования карабахского конфликта”. А также аресту Кочаряна, по мнению Гюснунца, сильно возрадуется Азербайджан, и это – в нынешней гипернапряжённой ситуации, когда возобновление военных действий возможно в любой момент.

Подобного рода пропагандистские вбросы сегодня запускаются в обращение довольно активно. Вышеупомянутые политические силы призывают “не трогать Джавдета”, поскольку Кочарян – чуть ли не символ борьбы армянского народа за свободу и независимость, и, значит, он вне подозрений. А посему, мол, инкриминировать ему противозаконную уголовщину нельзя. Вот такая демагогия, в коей весьма поднаторели те, кто до недавнего времени находился у власти и был неприкасаемым для критики. По меньшей мере, странная у них аргументация. Странная – если не сказать большего…

Утром деньги, вечером – принципы

Вообще говоря, официальному Баку всегда была на руку коррумпированность Армении, сращение властей с криминально-олигархическими структурами, что сильно подрывало обороноспособность государства. Всё это особенно предметно начало формироваться как раз в период президентства Кочаряна. А потом продолжилось при Серже Саргсяне. Что и вдохновило Азербайджан предпринять вооружённую агрессию в апреле 2016-го. Но расчёт не оправдался. Потому что наши солдаты и офицеры, принявшие на себя тот удар (честь и хвала воинам, вечная память погибшим!), в позорных условиях нехватки вооружений сражались не “за Роберта” или “за Сержа”, не за проворовашихся, зажравшихся генералов, а за свою Отчизну, за свой народ. И – выстояли, хотя кое-кому это явно пришлось не по вкусу.

Господин Кочарян, а может, Вы в погоне за личным благополучием запамятовали, что такое Отчизна? Что ж, сейчас у Вас появилось время подумать и вспомнить. Судя по нынешней тенденции развития событий, скоро оно появится не только у Вас.

Между прочим, если кто забыл: в 1997 году Роберт Кочарян покинул должность президента НКР ради того, чтобы назначиться премьер-министром Армении. А год спустя – избраться президентом РА вместо Левона Тер-Петросяна. Именно тогда он, в обмен на признание легитимности тех скандальных выборов, согласился на вывод Нагорного Карабаха из числа непосредственных сторон-участниц переговорного процесса по карабахскому урегулированию. Армянской дипломатии, по существу, до сих пор не удаётся полноценно преодолеть последствия того конъюнктурного шага.

Ещё один неудобный момент в президентской биографии Кочаряна касается его согласия в 1999 году на обсуждение проекта, предполагавшего урегулирование карабахской проблемы посредством территориального обмена между Арменией и Азербайджаном. Этот “бартер” вошёл в историю как “план Гобла”: по имени американского аналитика, бывшего специального советника госсекретаря США Джеймса Бейкера по вопросам советских национальностей и прибалтийских дел, одного из самых авторитетных в Штатах специалистов по России и другим странам бывшего СССР – Пола Гобла (Paul A. Goble).

Так называемый “Гобл-2” (в отличие от первого варианта – плана “Гобл-1”, одобренного ещё в январе 1992 г. администрацией Джорджа Буша-старшего), не предусматривал ликвидации границы Армении с Ираном и не допускал территориальной стыковки Турции и Азербайджана. Взамен по “Гоблу-2” предлагалось обменять Мегринский район на юге Армении на западную часть Нахичеванской автономии – там, где эта автономия имеет 11,5-километровую границу с Турцией. При этом предполагалось, что:

-  НКР вместе с Лачинским коридором становятся частью Армении, либо обретают независимость;

- граница между Арменией и Турцией разблокируется на всем её протяжении;

- решается вопрос неанклавного существования Нахичеванской автономии Азербайджана;

- граница между Арменией и Ираном сохраняется, только переносится несколько севернее, что играет важную геополитическую роль: передаваемый Армении участок Нахичеванской автономии в этом случае не допускает соединения Турции и Азербайджана.

Лет 10-12 назад “план Гобла” всё еще был предметом обсуждения. Так, в 2004 году, в связи с так называемыми “ки-уэстскими договоренностями”, поднялась волна слухов насчёт предстоящего “обмена” (“сдачи Мегри). Поговаривали даже, что официальный Вашингтон намеревался тем самым “загнать Армению в угол”, чтобы пересмотр приоритетов в пользу США стал для неё безальтернативным. По некоторым данным, упомянутый проект, с некоторыми редакторскими поправками, обсуждался на встрече президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева в 2006 г. в Рамбуйе.

       С тех пор ни Ереван, ни Баку меняться территориями вроде не собираются. Хотя, быть может, полностью списывать “Гобл-2” в архив было бы пока преждевременно. 

К слову: именно Гобл в своё время помогал создать в Азербайджане Дипломатическую академию, превозносил, наряду с Витаутасом Ландсбергисом и Мустафой Джемилёвым, Абульфаза Эльчибея. Ныне он – адъюнкт-профессор Института мировой политики (Дюпон-Серкл, Вашингтон), где преподаёт курс “Ислам и геополитика в Евразии”.

В общем, много чего висит на Роберте Кочаряне. Тут и носороги не помогут.

Пора ответ держать

Российский политолог и дипломат, зав. кафедрой международных отношений Московского Гуманитарного университета Николай Платошкин напоминает Роберту Кочаряну русскую поговорку о верёвочке, которая может виться очень долго, но конец-то всё равно будет.  

- Я поддержал мирные протесты в цивилизованной Армении, которые привели к мирной, цивилизованной смене власти,- отметил Платошкин в комментарии ИАЦ “Ноян Тапан” (ссылка: https://youtu.be/MM5UdUJmbrE).- Считаю, что то, что сейчас происходит в Армении,- это нормальное торжество демократии, смысл которого: никто и никогда не должен корчить из себя неприкасаемого для закона. Помните – справедливость всегда восторжествует, может быть, не через год, и не через два. Но непременно восторжествует. Я желаю братскому армянскому народу продолжения мирного демократического процесса, на который многие в России смотрят с уважением. 

По оценке российского эксперта, российской стороне есть много чему поучиться у сегодняшней Армении. Хотя бы, например – тому, что вовсе не обязательно развешивать в кабинетах чиновников портреты руководителей государства. И не следует демонстрировать своё подобострастие к власть предержащим. Главное – делать свою работу.

“В России много людей, которые тепло относятся к братскому армянскому народу. Наши отношения насчитывают уже не одну сотню лет. Когда-то вы учились у нас, когда-то – мы у вас. Мы вместе отстояли свою родину в годы Великой Отечественной войны, за что вам отдельное спасибо. Как ни пытались бы иные политологи и эксперты – кто по дури, а кто и по меркантильным соображениям – представить события в Армении как нечто ужасное для России, этого никогда не будет”,- резюмирует Николай Платошкин.

    Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image