Есть ли предпосылки к воссозданию единой Сирии?

22 ноября, 2018 - 18:45

В выступлениях многих российских политиков и их пресс-служб продолжают звучать как заклинания тезисы о сохранении во что бы то ни стало единой и неделимой Сирии. Казалось бы, немногие оппоненты могут возразить против такого варианта развития событий. Большинство здравомыслящих людей только бы приветствовали такой исход сирийского кризиса. Но факты упрямая вещь и складывающиеся реалии на пространстве бывшей Сирийской Арабской Республики весьма далеки от этих оптимистичных «прожектов».

Во-первых, надо понимать, что возврат к Сирии 2011 года вряд ли возможен даже теоретически. Баасистский режим со всеми своими пороками полностью дискредитировал себя перед широкими народными массами. Сирийцы уже не могли мириться с затянувшимся на десятки лет военным положением, раздутым репрессивным аппаратом, засильем во власти алавитского клана и партии Баас, отсутствием социально-экономических реформ, лишением сотен тысяч курдов гражданства и т.д.

Окончательно доверие к правительству Асада было подорвано в ходе семилетней гражданской войны, когда в результате ракетно-бомбовых ударов и артиллерийско-минометных обстрелов была разрушена большая часть жилого фонда, инфраструктуры, погибло и пропало без вести несколько сот тысяч сирийцев, свыше 7 млн оказались на положении беженцев в соседних странах, 2-3 млн – на положении перемещенных лиц. Авторитету правящего режима не добавили паралич воли и неспособность противостоять нескольким десяткам тысяч боевиков ИГИЛ и «Джабга ан-Нусра» (запрещены в РФ). Потребовалось вмешательство великих держав: РФ, США, а также ряда других государств, чтобы разгромить отряды радикальных исламистов и защитить Сирию от их нашествия. Сегодня большая часть страны находится под протекторатом иранских аятолл, которые оказывают содействие Асаду в удержании контроля за территорией силами иностранного шиитского легиона (КСИР Ирана, ливанская «Хизбалла», афганские, иракские, йеменские и пакистанские отряды боевиков). Вряд ли сирийцы, большая часть которых является арабами-суннитами, захотят вновь вернуться к диктатуре партии Баас, которая привела к такой масштабной катастрофе, и терпеть присутствие военных контингентов иностранцев-шиитов.

Во-вторых, несколько северо-западных районов Сирии оккупировали турецкие войска, где создаются альтернативные Дамаску органы власти, новая армия и другие силовые структуры. Планируется передислоцировать туда из Турции часть лагерей сирийских беженцев. Эрдоган заявляет, что пока Асад у власти – мира в стране не будет и ВС Турции ни под каким предлогом из этих районов не уйдут.

В-третьих, большая часть северных и северо-восточных районов Сирии контролируется так называемым Демократическим альянсом (курдские ополченцы, арабы-сунниты и христиане). Им оказывают логистическую, военную помощь и поддержку США.

То есть, страна фактически распалась на три анклава. Ясно, что силовым путем ее вновь не соберешь под знамена Асада или другого диктатора. Ни Эрдоган, ни иранские аятоллы, ни США своих сирийских союзников оставлять не собираются. Похоже, что сегодня их устраивает раздел Сирии на три части и фиксация положения «ни войны, ни мира». Намерений к мирному решению этого затянувшегося конфликта никто не проявляет. Переговорный процесс в Женеве и Астане так и не дал сколько-нибудь ощутимых результатов, проект новой конституции ни окружение Асада, ни оппозиция даже не обсуждают. Речи о создании нового коалиционного правительства в Сирии также пока не идет.

Надо признать, что попытка Франции создать искусственно на осколках бывшей Османской империи новое государство под названием Сирия не удалась. «Вершители судеб мира» рисовали границы по карте и не учитывали интересов всех народов, населяющих эти территории. Разделили новыми границами государств туркоманов, курдов, ассирийцев, армян, друзов, другие этнические и религиозные группы. Они долго экспериментировали с Сирией, с 1923 по 1936 год существовало даже Государство алавитов, но потом французы вынуждены были бросить эту страну на произвол судьбы. Смена военных режимов завершилась приходом к власти арабских националистов — баасистов, которые немногим отличались по своим методам правления от обыкновенных фашистов.

Поэтому, когда некоторые псевдопатриоты и «знатоки Востока» призывают к воссозданию единой и неделимой Сирии, то они должны уточнять, какая эта будет Сирия? Баасистская асадовская, соответственно, проиранская алавито-шиитская или новая, протурецкая, где у власти будут исламисты суннитского толка типа «Братьев-мусульман»? В любом случае, несколько миллионов сирийских курдов, которые сыграли решающую роль в разгроме ИГИЛ, остаются вновь бесправным меньшинством. Уже сейчас можно констатировать, что Дамаск и оппозиция при поддержке Тегерана и Анкары и молчаливом согласии Москвы игнорируют курдов и не приглашают их представителей на переговоры в Женеву, Астану или Сочи.

Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image