ХРИСТИАНСКАЯ ЭФИОПИЯ ПРИНЯЛА АРМЯН, БЕЖАВШИХ ОТ ГЕНОЦИДА

6 января, 2019 - 15:56

Недавно эфиопская государственная газета The Ethiopean Herald сообщила, что в столице страны Аддис-Абебе планируется приступить к реставрации исторической лестницы «Себа Дережа», построенной армянскими архитекторами.

И хотя имена чужестранных зодчих не упоминаются, тем не менее издание подчеркнуло, что в ходе восстановительных работ будет сделано все, чтобы максимально сохранить оригинальность первоначального замысла: «Данное инженерное сооружение находится в центре города и было полностью создано – от проекта до завершающей кладки – армянскими мастерами во времена императора Менелика Второго, период правления которого относится к концу XIX – началу XX века».

Менелик Второй достаточно знаковая фигура не только в хрониках царской фамилии, но и в истории страны, которая долгое время называлась Абиссинией. Именно он основал на территории одной из провинций новую столицу своей державы – Аддис-Абебу, что переводится как «новый цветок». Хотя первоначально город носил название Финфин, означающее на местном наречии «горячие источники». Правда, они не только горячие, но еще и минеральные, а ванны из них любили принимать члены царствующего дома. Аддис-Абебу часто называют «столицей Африки» или «Парижем Африки» в связи с ее историческим, политическим и дипломатическим значением для всего континента. Здесь мирно сосуществуют различные религиозные конфессии: христиане, мусульмане, иудеи, приверженцы традиционных африканских верований. Соответственно также мирно уживаются люди разных национальностей.

Что касается армян, то в царствование Менелика Второго численность армянской общины достигала двух тысяч человек, чему в немалой степени поспособствовали кровавые события на территории Османской Турции. Как говорят местные жители, сегодня посещение армянского кладбища дает полное представление о трагедии народа, прибывшего на Черный континент сначала из Константинополя, Айнтапа, Арапкира, Харперта, затем из Аданы и Вана, и наконец, из Мараша, Спарты и Смирны. Многие наши соотечественники, спасаясь от турецкого ятагана, нашли тогда спасение в христианской Эфиопии, которая приняла их довольно дружелюбно. Это и понятно. Армяне здесь проживали еще с седьмого века и всегда пользовались уважением как ученые, просветители, христианские миссионеры, губернаторы, муниципальные служащие, представители полиции и секретных служб, работники императорского монетного двора и казначейства, дипломаты, политики, военачальники, крупные промышленники, известные ювелиры, опытные кожевники, заезжие купцы и известные фотографы. Очень часто это были целые династии, передающие секреты своего мастерства по наследству от отца к сыну. Например, официальный титул придворных фотографов был пожалован семье Бояджан, которые на протяжении нескольких поколений имели право фотографировать царственных особ для исторических хроник императорского дома. А Тигран Эбеян и семья Багдасарян были лучшими ювелирами, поставлявшими двору его императорского величества изысканные изделия из золота, серебра и драгоценных камней. Многие из них сегодня считаются большой редкостью и высоко оцениваются на престижных международных аукционах.

Кстати, не менее ценными считаются и работы Скундера (Александра) Богосяна, который еще в молодом возрасте стал самым известным художником Африки. «Человек, объединивший Африку и Запад. Уроженец Эфиопии, сыгравший важную роль в представлении европейских модернистских стилей в Африке. Будучи жителем Соединенных Штатов, стал одним из самых известных африканских современных художников на Западе, – так обычно отзываются о нем искусствоведы. – Он был первым эфиопским художником, произведения которого украсили залы Музея современного искусства де Пари и Музея современного искусства в Нью-Йорке». Даже после смерти мастера престижнейшие музеи современного искусства мира выстраиваются в?очередь за его произведениями. В продолжение творческой темы старшее поколение эфиопов рассказывает еще и о гимне, который написал маэстро Кеворк Налбандян. Впервые он был исполнен в 1930 году музыкальным ансамблем «Арба Лиджох», что в переводе означает «40 детей». Оркестр действительно состоял из сорока армянских сирот, чудом спасшихся от турецкой резни и нашедших приют во дворце эфиопского императора. Но в 1992 году, наверное, в угоду веяниям времени в стране появился новый гимн.

Сегодня трудно перечислить всех известных армян и их благие дела на абиссинской земле. Среди них особенно выделялся негоциант Саркис Терзян, сыгравший значительную роль в борьбе против итальянского порабощения в конце XIX века. В 1890 году вместе с Овсепом Бехесниляном он закупил у французов крупную партию оружия. Вместе с другом он переправил этот арсенал в Эфиопию иностранными судами и верблюжьими караванами, соблюдая при этом, как сказали бы сегодня, полнейшую конспирацию. 7 декабря 1895 года эфиопские войска победили врага. В этом немаловажную роль сыграли винтовки, патроны, пулеметы и специальная техника, которую привезли Терзян с Бехесниляном. В их честь солдаты слагали песни. Однако герои скромно ушли в тень и занялись каждый своим делом. Саркис создал мукомольное производство, которое приносило хорошую прибыль. А потом, несмотря на сложный городской рельеф, решил заняться развитием железнодорожного сообщения в эфиопской столице. И даже привез сюда первый паровоз, который местные жители так и окрестили – «Саркис бабур», или «паровоз Саркиса». Правда, это был всего лишь паровой каток для постройки городских дорог. Со временем он сломался, но еще долго лежал грудой металлолома в рабочем районе Serategna Sefer как напоминание о достижениях цивилизации и благих намерениях. И хотя первый опыт строительства железных дорог имел весьма скромные масштабы, тем не менее отрасль получила дальнейшее развитие. Сегодня в стране завершается строительство европейской колеи, которая будет обслуживать международную сеть в направлении приграничных государств. Примечательно, что в самом стольном граде Аддис-Абебе и самой высокогорной столице мира идея Саркиса Терзяна реализована в скоростном трамвайчике, один из вагонов которого назван его именем. А что касается Овсепа Бехесниляна, то спустя некоторое время его племянник Агоп Бехшнилиан основал семейный бизнес. Это крупнейший в стране конгломерат HAGBES, представляющий собой предприятия широкого производственного профиля. Даже после революционных событий 70-х годов прошлого века, свержения императора и национализации частной собственности фирма продолжает работать, хотя и со значительными ограничениями в коммерческой деятельности.

К сожалению, экономический потенциал взаимодействия между нашими странами сегодня невелик. Однако весной 2018 года была достигнута договоренность о выходе армянских специалистов IT-сферы на рынок Эфиопии со своими технологическими решениями. По словам?представительницы армянской общины Тамар Геворгян, опыт армянских инженерных лабораторий, где ежегодно получают образование тысячи школьников, интересен Эфиопии. «Армянские специалисты IT-отрасли будут работать с коллегами из Эфиопии, подготовят учителей, после чего программа будет запущена в действие. Это один из удачных проектов сотрудничества в области современных технологий», – отмечает она.

Не случайно, вручая недавно верительные грамоты главе армянского государства, Чрезвычайный и Полномочный Посол Эфиопии в Армении Грум Абай Тешоме подчеркнул, что установление дипломатических отношений в 1993 году лишь в очередной раз подчеркивает взаимное желание к выгодному сотрудничеству. «Еще в седьмом веке армянская община играла значимую роль практически во всех сферах жизнедеятельности нашей страны. На протяжении веков армяне внесли в общественную жизнь нашей страны значительный вклад. И мы уверены, что вековая дружба также послужит развитию современных отношений между Арменией и Эфиопией», – подчеркнул он, одновременно отметив факт того, что современным городским обликом Аддис-Абеба обязана армянскому архитектору Овьяну. Примечательно и то, что без малого сто лет здесь действует Армянская апостольская церковь Святого Георгия, построенная меценатом и купцом Миграном Мурадяном.

На ее освящении присутствовали члены императорской фамилии, что лишь еще раз подчеркнуло тесное переплетение судеб и христианских традиций в истории двух народов. Правда, по словам дьякона Вардкеса Налбандяна, сегодня провести полную службу уже невозможно. Ведь, кроме него, армянских священников в Эфиопии больше не осталось. «Да и армян тут не больше ста человек, – с горечью говорит он. – Ни свадеб, ни крестин не бывает. Хотя в городе до сих пор сохранились армянские названия, например мост Mekonyan Bridge или район Armen Sefer. Но уже почти без армян». После революции 1974 года, когда был свергнут последний император, армянская община разорилась. Предприятия, рестораны, агентства были национализированы. Молодые армяне, покинувшие Эфиопию ради хорошего образования, уже не возвращались обратно. Многие уезжали в другие страны семьями. От некогда большой и дружной диаспоры осталось всего несколько семей. Остальные разлетелись по свету в поисках лучшей жизни. И все же дети и внуки армян, проживающие сегодня в США, Канаде или Европе, приезжают изредка в Аддис-Абебу посмотреть страну, принявшую их предков после геноцида начала ХХ века.

Сергей Тигранян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image