Две тысячи лет христианства в горах Кавказа

25 февраля, 2019 - 21:27

Армяне называют свою страну Хайастан: дом Хайка. Родоначальник армян, согласно древним источникам, приходится праправнуком Ною – отцу и патриарху всего послепотопного человечества. Соседние народы, правда, называли и продолжают называть ее по-разному: Армения, Айасса, Сомхети, Урарту. Находясь между Малоазийским и Иранским нагорьями, Армянское нагорье знаменито в первую очередь своими горными хребтами. Высота его в среднем составляет 1500-1800 м над уровнем моря. Вот почему Армения, будучи выше окружающих стран, часто называется “горным островом”. Геологические исследования показывают, что Армянское нагорье – единый горный организм, возникший приблизительно 300 тыс. лет назад на месте древнего океана.

Горный остров

Две вершины в сознании армян занимают особое место: Арарат и Арагац. Первая из них, конечно же, - Арарат. Символ Армении после падения Российской империи в результате Первой мировой войны по решению правительств стран Антанты вместе с другими армянскими землями был передан Турции. (Примечательно, что, начиная с 20-х годов XX в., не только в Турции, но и в США, Западную Армению стали называть Восточной Анатолией с очевидной целью предать это событие забвению). Имея две вершины, Арарат является высочайшей точкой мира по относительной высоте: высота Большого Арарата – 5165, а Малого – 3925 метров.

Арарат – гора библейская. “И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских” (“Книга Бытия”). Частица древа Ноева Ковчега – одна из самых почитаемых святынь не только для армян, но и для всего христианского мира. История ее обретения такова: св. Иаков Мцбинский возжелал подняться на гору, чтобы увидеть Ковчег и взять частицу от него. После долгого и трудного восхождения он заснул на снежном склоне; во сне он увидел ангела, подающего ему частицу Ковчега. Проснувшись, Иаков увидел кусок окаменевшего древа; он восславил Бога и пустился в обратный путь. Сейчас святыня помещена в складень – серебряный триптих чеканной работы конца XVII века. В 1766 году от левого нижнего угла реликвии был отломлен небольшой фрагмент, который глава армянской церкви Симеон I отправил в дар императрице Екатерине II в благодарность российским монархам за их заботу об армянском народе.

В Библии, кроме того, повествуется, что Ной, сойдя с горы, “начал возделывать землю и насадил виноградник “. И вот уже более пяти тысяч лет (всемирный Потоп был в 3246 г. до Р.Х.) как только начнут таять снега на Малом Арарате (обычно в конце августа) местные жители собирают виноград. Об армянском коньяке знают все; армянские же вина не столь известны, хотя Пушкин – большой ценитель дружеских застолий и потому хорошего вина – писал в книге “Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г.”[1]: “Карабахское вино стоит некоторых бургонских”.

Высота второй по значимости горы Армении – Арагаца - 4090м. С ней связано очень красивое древнее предание: легенда рассказывает, что на вершине Арагаца горит таинственная лампада, возженная св. Григорием, крестившим весь армянский народ в 301 г.; но увидеть ее могут только чистые сердцем. В основе этого простодушного мифотворчества - безусловная вера в истинность слов Сына Божия: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят “.

На этой горе еще в 1946 г. была построена бюраканская астрофизическая обсерватория, основанная всемирно известным ученым академиком Виктором Амбарцумяном. Здесь и по сей день исследуется строение Вселенной. Давно известно, что для постижения тайн мироздания недостаточно сухого рассудка,- необходим еще и поэтический настрой ума. Проницательные путешественники всегда среди лучших черт армян отмечали тягу к знаниям и развитое эстетическое чувство. Вот почему среди них много мыслителей, поэтов, художников, архитекторов... Назову только самые известные имена: поэтов Григора Нарекаци и Ованеса Туманяна, художников – Мартироса Сарьяна и Ивана Айвазовского, философа – Давида Непобедимого, ученых – братьев Орбели.

Интересно, что в 2005г. около 6000 армян со всего мира собрались вокруг горы Арагац, исполнив главный армянский национальный танец – кочари. Действие имело символический характер: организаторы и участники уверяли, что точно так же армяне когда-нибудь станцуют и вокруг священного Арарата.

“Не город – орешек каленый…”

В истории у армян было много столиц; с 1922 года – это Ереван. В течение многих веков это был ничем не примечательный город: однообразные дома, кривые улицы, пыль... Восточная Армения в 1828 г. в результате русско-персидской войны вошла в состав России. Этому предшествовали тяжелые бои за Ереван, в которых русские и армяне сражались плечом к плечу. В русско-персидской войне особенную храбрость проявили карабахские армяне. Многие из них потом перешли на службу в российскую армию. Самый знаменитый из них - герой Отечественной войны 1812 г. полковник Валериан Мадатов (Ростом Мадатян). Именно он первым перешел реку Неман, а затем и Вислу. Присоединившись к Русскому корпусу, он принял участие в разгроме саксонских войск у Калиши, за что и был награжден Георгиевским крестом 3-й степени. Во время русско-персидской войны он совершил подвиг: силами своего двухтысячного полка разбил десятитысячную персидскую армию у Шамхора. Победа эта во многом предопределила дальнейший ход событий: Россия вышла из войны победительницей. Братство по оружию армян и русских было неизменным на протяжении всего исторического пути. Маршал Баграмян командовал в годы Великой Отечественной войны Первым Прибалтийским фронтом; авиаконструктор Артем Микоян строил лучшие в мире истребители. Армения, не имеющая выхода к морю, дала России трех адмиралов, самый известный из которых – Исаков, и даже хоккейного вратаря, чемпиона мира Мкртчяна. Продолжается это братство и в наши дни: войска, выводимые из Грузии, будут нести службу в Армении, охраняя нашу общую границу.

Как мы уже говорили, старый Ереван не производил особого впечатления. Известны слова, сказанные Николаем I главнокомандующему Паскевичу после того, как он узнал, что из себя представляет Эривань: “И за этот глиняный горшок я дал тебе орден!” Таким “глиняным горшком” и оставался Ереван до начала XX в. В 20-х годах XX в. началось строительство “нового“ Еревана – столицы Армении. Возглавил реконструкцию выдающийся архитектор Александр Таманян, построивший свою творческую концепцию на основе традиционализма. Что, собственно, и помогло городу сохранить исконно армянский дух и колорит. В армянском характере есть немало черт, вызывающих улыбку: например, склонность к неоправданному хвастовству; однако Ереван по праву можно считать первым городом, построенным на почти голом месте по единому плану. Именно Таманяну надо отдать пальму первенства, а не Нимейеру - архитектору столицы Бразилии. Выдающийся мастер работал в Санкт-Петербурге, был членом имперторской Академии Художеств… После революции жил в Париже и лишь в 20-е годы вернулся в Армению.

Столица построена по принципу “города - сада”. Правда, название это в данном случае весьма условно, если сравнивать Ереван с такими городами, как Легворт в Англии или же Хеллерау в Германии. И тем не менее замысел построить озелененный город оказался вполне удачным. Этому способствовали также климатические условия города. Интересно, что изначально Таманян строил город, население которого не должно было превышать 150 тыс. Сегодня, однако, неселение Еревана составляет около миллиона человек. Причина в том, что вплоть до 80-х годов в Ереване не прекращалось строительство новых кварталов, вследствие чего город сильно расширился.

Итак, центральное ядро города опоясывается бульварным кольцом. В центре его – главная площадь страны, носившая имя Ленина. Сегодня это – Площадь Республики – главный общественный и административный центр страны. Помимо Совета министров, правительственного здания и гостиницы Интуриста, на Плошади Республики одна из главных достопримечательностей – Государственная картинная галерея. Здесь хранится богатая коллекция работ армянских, русских и западноевропейских художников. Среди них – Сарьян, Левитан, Репин, Рубенс, Ван Дейк, Курбе и др.

Все здания построены из знаменитого армянского розового туфа – материала, ставшего “визитной карточкой“ города. К площади сходятся основные «артерии» города. От нее же расходится целая система улиц. По замыслу Таманяна, связь Площади Республики с находящейся на севере Театральной площадью должна была осуществляться с помощью Северного проспекта. Однако проспект этот при Таманяне, да и после его смерти, так и не был построен. И только сегодня в Ереване ведется активное строительство Северного проспекта, что значительно меняет общий вид города. Хотя он и строится по проекту Таманяна, однако во многом новые архитекторы отклоняются от первоначального плана. А именно: согласно замыслу Таманяна, с любой из центральных улиц Еревана должен быть виден Арарат. Новые же высокие здания Северного проспекта явно нарушают эту концепцию.

Ах, Эривань, Эривань, не город – орешек каленый, Улиц твоих большеротых кривые люблю Вавилоны.

Так писал побывавший в 1930 г. в Армении поэт Осип Мандельштам. И действительно, “большеротые”, иными словами - шумные улицы столицы часто переплетаются весьма витиевато, напоминая каленый орешек. Однако в этом и заключается своеобразие города.

Одним из центральных архитектурных памятников Еревана является здание Театра оперы и балета имени Александра Спендиарова. Напротив этого монументального здания, выдержанного в строгом стиле, установлены памятники великому армянскому поэту Ованесу Туманяну и композитору Спендиарову; Эти личности выбраны не случайно: на сюжет трагической поэмы Туманяна «Взятие крепости Тмук» Спендиаровым была написана первая армянская опера “Алмаст”, премьера которой состоялась в 1928 г.

Да и вообще, большинство архитектурных памятников Еревана выделяются в первую очередь своей строгостью, отсутствием всякой помпезности. Яркий пример тому – комплекс “Каскад”, расположенный недалеко от оперного театра. Строение это, напоминающее громадную лестницу в небо, разукрашено множеством узоров в сугубо армянском стиле: хачкары[2], орлы, виноград… Взобравшись на самый верх, можно увидеть весь Ереван, как на ладони. Вот почему Каскад – одно из излюбленных мест отдыха горожан.

Однако принцип “строгости” и “сдержанности” здесь отчасти нарушается. Особенно в последние годы. Пару лет назад на каждом ярусе Каскада были установлены уродливые скульптуры, никак не вписывающиеся в это строение: летающие зайчики, целующиеся пары с треугольными головами, геометрические фигуры, поднимающиеся по лестнице. Здесь же установлены нелепые скульптуры очень модного ныне итальянского скульптора Ботеро: римский воин громадных размеров и не менее громадная черная кошка. К сожалению, вряд ли найдется сейчас страна, которую бы миновал смертоносный вирус постмодернизма. Напротив же Каскада – памятник Александру Таманяну.

Одной из главных культурных ценностей не только столицы, но и всей страны является знаменитый Матенадаран – самое крупное хранилище древних рукописей во всем мире. Правда, большая часть раритетов не выставляется в главном экспозиционном зале: хранятся они, как правило, в архивах, для получения доступа к которым необходимо специальное разрешение. Однако и в самом выставочном зале находится ряд редчайших экспонатов: например, иллюстрированные рукописные Библии: краски на миниатюрах ничуть не поблекли за прошедшие столетия.

Само здание Матенадарана – одно из главных достижений армянской архитектуры. Построено оно было в 1950-е годы по проекту архитектора М. Григоряна. Прямо у входа в Матенадаран установлен памятник создателю армянского алфавита Месропу Маштоцу. Перед ним на коленях стоит его первый ученик Корюн – крупный ученый, переводчик, автор труда “Житие Месропа Маштоца”. Следует отметить, что армянский алфавит был создан в 405г., в довольно сложный для Армении период, когда активно велась борьба против персидского нашествия. Библия была переведена на армянский язык, и потому армяне сумели сохранить в годы бедствий, которых было много в их истории, язык и веру. Именно поэтому по сей день в школьных учебниках по истории создание армянского алфавита Месропом Маштоцом принято называть подвигом…

В Ереване большое количество уличных рынков. Это отчасти придает городу некий восточный колорит. Хотя назвать Ереван городом восточным трудно. Впрочем, западным его тоже не назовешь. Ведь Ереван – один из тех редких городов, где явно чувствуется переплетение культур Запада и Востока. Именно на этом переплетении и зиждется армянская культура, своеобразная и выделяющаяся. Самый знаменитый из рынков и наиболее интересный для туристов – вернисаж, находящийся, кстати, недалеко от Площади Республики. Здесь на лавках можно увидеть все те предметы, которые так или иначе характеризуют Армению: сделанные из глины красные гранаты, красочные армянские ковры, картины и коллажи с изображениями на армянскую тему, популярные в Закавказье нарды, четки, изделия из серебра и золота, книги... Особенно оживленно здесь бывает по выходным, когда территория рынка увеличивается чуть ли не вдвое.Однако, чтобы полностью понять и прочувствовать город, необходимо заглянуть в его внутренние дворики; сохранившиеся еще с 1930-х гг., они составляют одну из главных особенностей столицы. Многие сегодня в шутку говорят, что Ереван стоило бы вывернуть наизнанку, чтобы выделялись в первую очередь не крупные архитектурные строения, а именно внутренние дворики. У жителей столицы отношение к ним трепетное. Здесь всегда стараются сохранять чистоту, комфорт. Атмосфера тут по патриархальному уютная: беседки, нарды, вывешенное белье, маленькие балкончики...

Первая христианская страна

Совсем недалеко от Еревана находится город Эчмиадзин – религиозный центр Армении. Город знаменит своим монастырским комплексом, построенным в начале IV в., почти сразу же после принятия народом веры Христовой. Армения – первая страна в мире принявшая христианство в качестве государственной религии. Произошло это при царе Трдате III. Обращению в истинную веру царя и всего народа предшествовали чудесные события. Известно, что царь, будучи язычником, жестоко карал всех тех, кто пытался распространить в Армении христианство. Так, он решил умертвить самого почитаемого армянского святого – Григора Лусаворича, т. е. Просветителя, за то, что тот отказался поклониться идолам.

Трдат бросил его в глубокий ров - Хор-Вирап, который можно увидеть и сегодня. Григор Лусаворич провел в нем 14 лет, хранимый Богом. Царь же, как пишут древние историки, в это время заболел неизлечимой “свиной” болезнью. До наших дней сохранились древние изображения Трдата со свиной головой. Царь совершенно обезумел; но по Божьему Промыслу его сестра увидела вещий сон, что от болезни ее брата может вылечить только св. Григорий. Царь повиновался Божьему гласу, и, совершенно излечившись, не только сам стал христианином, но и повелел крестить всех подданных, разрушив до основания почти все, кроме одного, языческие храмы в Армении. В 301 г. царь начинает строительство Эчмиадзинского собора, завершившеея в 303 г.

Что же означает само слово “Эчмиадзин”? Из жития Григора Лусаворича мы узнаем, что он увидел чудесный сон. Ему снилось, будто с небес спускается Христос и указывает на место, где должен быть построен собор. Так, если перевести дословно, то Эчмиадзин означает буквально “спустился единородный”, т.е. Иисус Христос.

В Эчмиадзине находится резиденция католикоса всех армян, а недалеко от нее – музей, где хранятся мощи армянских святых, иконы, множество церковных принадлежностей.

Экспозиция здесь весьма интересна и своеобразна. Так, например, в музее выставлен ковер XII в., сотканный китайскими армянами. Помимо музея, на территории собора находятся могилы почти всех армянских католикосов, что, конечно же, создает особую сакраментальную атмосферу.

Как мы уже упоминали, принятие христианства в Армении сопровождалось разрушением языческих храмов. Однако один из них все же уцелел. Согласно историческим источникам, велись многочисленные споры о том, стоит ли разрушать языческий храм, находящийся в Гарни.

Трдат пощадил его только потому, что это, во-первых, подлинный шедевр архитектуры; во-вторых, построенн он в удивительно живописном месте. По нему можно судить о языческой архитектуре древней Армении, хотя в его облике нельзя не увидеть влияние эллинизма. Храм был построен в III в. до Р. Х. Тут же рядом находится баня с мозаичным полом I в. до Р. Х.

Недалеко от храма Гарни находится знаменитый монастырь Сурб Гегард (Святое копье), построенный в XII – XIII вв. Храм высечен прямо в скале, поэтому он прекрасно гармонирует с окружающей природой. Назван он так потому, что в нем хранилась одна из величайших христианских святынь – наконечник копья, которым римский воин пронзил распятого на кресте Христа: “ Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого распятого с Ним.

Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится” (Евангелие от Иоанна, 19:31-36). В 43 году эту святыню принес в Армению Апостол Фаддей. Ныне она находится в Эчмиадзине; один раз в семь лет копьем Католикос освящает Святое миро.

Армянское религиозное искусство отличается подлинной самобытностью. Вот что пишет знаменитый советский востоковед и лингвист, академик Н. Я. Марр: “Для самого главного элемента в каждой оригинальной архитектуре, именно творчества, важнейшим моментом является местный источник зарождения худежественных идеалов. Этим, глубоко захватывающим народные слои культурным брожением и объясняется богатство художественных форм Армении…” И действительно, всякое армянское художественное творчество, а тем более архитектурное, так или иначе включает в себя элементы фольклора, а вернее – основывается на нем.

Яркий пример тому – знаменитые на весь мир армянские “хачкары”, в дословном переводе – “крест-камни”. Первые хачкары, можно сказать, пришли на смену языческим символам. Вскоре их начали устанавливать по поводу различных праздников, важных событий. Особенно часто хачкары ставились на могилах. Традиция эта поддерживается и ныне. Заметим также, что на многих хачкарах имеются надписи, повествующие о тех или иных событиях.

Голубоглазое озеро

В Армении находится одно из самых красивых озер мира – Севан. Расположено оно на высоте 1900 м. Армянам, несомненно, доставляет удовольствие рассказывать всем гостям, что Севан – самое высокогорное озеро мира. Это не совсем верно: по высоте и площади зеркала воды его превосходят четыре озера: Титикака и Поопо в Андах, Тенгринор и Кукунор – в горах Центральной Азии. Но они все соленые, поэтому Севан действительно самое высокогорное и большое пресноводное озеро.

Севан – настоящее чудо, и по этой причине - загадка для ученых. Во-первых, совершенно невозможно объяснить его происхождение: «Разве не удивительно, что в безводных субтропических широтах, где испарение в 3-10 раз превышает количество атмосферных осадков, где палящие лучи солнца иссушают буквально все, где месяцами не выпадает ни одной капли воды, в плену исполинских гор бережно [хранится] 58 млрд. куб. м кристально чистой воды!»[3]. Трудность решения этой загадки усугубляется тем, что Севан - не единственное озеро, расположенное в субтропической зоне: есть еще Ван и Урмия в пределах Армянского нагорья; Мертвое море и Тузла – в Передней Азии; Лобнор и Кукунор – в Центральной Азии. Однако все они соленые и вода их непригодна для питья и орошения; вода же Севана не только пресная, но и необыкновенно вкусная. Как же засияло это прекрасное голубое око на сухом и обветренном лице Армянских гор?

Другая не менее интересная загадка – происхождение знаменитой форели, которую в Армении называют «ишхан» - князь рыба. И поверьте, она заслуживает это имя. Ишхан славится своим нежным и ароматным, без мелких косточек мясом. Армяне любят застолья и говорят: «Если на столе ишхан, другим рыбам здесь делать нечего». Воды озера некогда изобиловали знаменитой форелью. Сейчас по многим причинам рыбы гораздо меньше, и потому стоит она недешево, но побывать в Армении и не отведать этой замечательной рыбы с очень нежным и ароматным мясом - то же самое, что побывать в Бразилии и не пойти на футбол.

Но как же этот родственник лососевых рыб – научное имя Salmo ischan - оказался вдали от всех «родственников», к тому же живущих в соленых водах Тихого океана и Северной Атлантики? К тому же, ишхан – эндемик озера, т.е. более не встречается нигде в мире[4]. Библейский царь и пророк Соломон говорил: «Ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их». Не стоит ли современному человеку прислушаться к этим словам и принять именно разумом, что эволюционная картина мира в своей объяснительной силе уступает Библии? «Нет ничего невозможного для Бога»! И это величественное озеро и всех рыб, обитающих в нем сотворил именно Он!

В истории армянского народа сохранилось множество событий, связанных с озером. Однако главное из них – знаменитое Севанское сражение, произошедшеее в 924 г., в период, когда в Армении велась борьба против арабских захватчиков. Не достигнув серьезных успехов в борьбе с арабами, армянский царь Ашот II со своими войсками временно остановился на Севанском озере. Узнав об этом, арабский полководец Бешр расположил свои войска на противоположном берегу Севана. Неожиданно открыв стрельбу по арабам, армяне заставили последних обратиться в бегство. Севанское сражение стало итоговым: в течение 924-925 гг. Армения полностью была очищена от арабов.

Севан – один из главных символов Армении и всегда был источником вдохновения для армянских поэтов и художников. Отношение всех армян к Севану очень точна передала Сильва Капутикян: “Ты дорог нам, как кровь, Севан!“ Вдохновенным певцом Севана был художник Г.Башинджягян, картины которого - своеобразная галерея поэтических “ портретов“ озера во все времена года.

«На грани спорящих миров»

У каждого народа своя история и свое предназначение. Один из древнейших народов мира ведет свой род от Хайка - сына библейского Тагармы. В 2942 г. до Р.Х. Хайк победил в поединке в Вавилоне местного царя Бела, и, опасаясь мести, и переселился со своей семьей на территорию Армянского нагорья. Его положение – между Востоком и Западом – не дело случая, а как и все в нашей жизни,- зримое проявление Божьей Воли. Понять ее и неукоснительно следовать ей – значит исполнить свою миссию. Хранить свет Христовой истины далеко на востоке - именно так понимали свое предназначение лучшие умы армян. Исторический путь армян подтверждает нашу мысль: когда народ помнил об этом, он благоденствовал; ослабление же веры всегда приводило к упадку, пусть и под покровом суетного и непрочного земного богатства. Об этом проникновенно говорит великий армянский историк V века Мовсес Хоренаци в «плаче об утрате Армянского царства». Вдумаемся глубоко в его слова, ничуть не потерявшие своей силы и в наши дни; слова, которые могут быть отнесены не только к армянам: «Монахи лицемерные, чванливые, тщеславные, предпочитающие почести Богу…Начальники,..приспешники воров, скаредные, рвачи, скупые, алчные, расхитители, разорители, сквернолюбцы,…Простолюдины дерзкие …бражники, вредоносные, бегущие от наследственного надела…Сверх всего этого – смуты со всех сторон, согласно сказанному [в Евангелии], что «нет мира нечестивцам»…От этого да оградит нас Христос Бог, вместе со всеми, кто поклоняется Ему в истине»[5].

Но бедствия жизни никогда не повергали народ в уныние, ибо стойкость в вере, жизнелюбие и упорный труд всегда были присущи армянам. Русский поэт Валерий Брюсов – составитель и редактор книги «Поэзия Армении», увидевшей свет в 1916 году, очень точно передал эту особенность народной души. В стихотворении «К армянам» он писал:

Все бури, все волненья мира,

Летя, касались вас крылом –

И гром глухой походов Кира,

И Александра бранный гром.

………………………………

Нередко вас клонили бури,

Как вихри – нежный цвет весны, -

При Чингисхане, Ленгтимуре,

При мрачном торжестве Луны.



Но – воин стойкий – под ударом

Ваш дух не уступил судьбе;

Два мира вкруг него недаром

Кипели, смешаны в борьбе.



И уцелел наш край Наирский[6]

В крушеньях царств, меж мук земли:

Вы за оградой монастырской

Свои святыни сберегли».

[1] Во время русско-турецкой войны поэт посетил Армению. Он вел подробный дневник, который был впоследствии напечатан в журнале “Современник “.

[2] Вертикальные каменные плиты с вырезанными на них крестами – памятники искусства, не встречающиеся более нигде в мире.

[3] Габриелян Г.К. «Жемчужный Севан», Москва, «Мысль», 1978 г.

[4] Интересный факт: мальки ишхана были выпущены в озеро Иссык-Куль в Киргизии, и рыба быстро акклиматизировалась в этом озере. Причем в Иссык-Куле ишхан достигает громадных размеров: 14-16 кг; на Севане же обычный вес рыбы – не более 1 кг.

[5] Мовсес Хоренаци. История Армении. Книга 3, глава 68.

[6] Наири – еще одно имя Армении; так ее называли в древности ассирийцы.

В оформлении статьи использованы фотографии Ваге Давтяна. Фотографии Севана – Сергей Арутюнян. В статье также использованы фотографии из благотворительного журнала НовоНахичеванской и Российской епархии ААЦ «Армянская церковь» (№4, 2006 г.)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.