Значимое достижение карабахского урегулирования

11 мая, 2019 - 08:41

10 мая в Степанакерте состоялась конференция, посвященная 25-летию заключения Соглашения о прекращении огня и военных действий в зоне карабахского конфликта. Организовало мероприятие министерство иностранных дел Республики Арцах. В работе конференции приняли участие государственные и общественные деятели, аналитики и эксперты из Арцаха, Армении и России.

Открывая мероприятие, министр иностранных дел Республики Арцах Масис Маилян отметил, в частности,  роль заключённого 12 мая 1994-го года Соглашения о прекращении огня и военных действий в предотвращении общерегиональной катастрофы.

Первое заседание конференции проходило на тему: «Роль парламентской дипломатии в подписании соглашения о перемирии».

В своём выступлении  председатель Национального собрания Республики Арцах Ашот Гулян отметил, что соглашение от 12 мая 1994-го года по сей день является единственным подписанным всеми сторонами конфликта значимым документом, который, пусть и не в полной мере, но является сдерживающим фактором для Азербайджана. Спикер остановился на роли парламентской дипломатии в подготовке и принятии 25 лет назад знакового документа о прекращении огня, рассказал и о своём личном участии в данном процессе. При этом Гулян подчеркнул необходимость налаживания постоянного диалога между парламентариями сторон в контексте урегулирования карабахского конфликта.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации по Нагорному Карабаху, российский сопредседатель  Минской группы ОБСЕ в 1992-1996 годах Владимир Казимиров, при непосредственном и активном участии которого состоялось подписание Соглашения, отметил важную роль парламентской дипломатии в принятии данного документа и в целом урегулировании карабахского конфликта. Говоря об идее привлечения  к мирному процессу спикеров парламентов,  Владимир Казимиров заметил, что в тот период в регионе конфликта везде действовали «партии войны» и нужно было создавать «партии мира», для чего и решили привлечь миротворческий потенциал  народных избранников.

Касаясь событий, которые предшествовали подписанию 5 мая 1994 года всеми тремя сторонами конфликта при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ Бишкекского протокола, на основании которого  12 мая того же года было достигнуто соглашение о прекращении огня, Владимир Казимиров отметил, что  военно-политическая ситуация в конце 1993-го года и к началу 1994-го года, когда Армия обороны НКР перешла в контрнаступление, развивалась настолько неблагоприятно для Азербайджана, что ему как воздух нужно было перемирие, так как ситуация грозила агрессору потерей новых важных территорий и коммуникационных узлов. При этом дипломат заметил, что хотя военный потенциал Азербайджана теоретически был весомее, но в плане реализации этого потенциала армянская сторона оказалась гораздо эффективнее.

По словам Казимирова, согласно Соглашению, помимо прекращения огня предполагалось и его надёжное закрепление, чего, к сожалению, по сей день не произошло. При этом Казимиров отметил, что в документе не хватает конкретных договорённостей.

Подчеркнув важность Соглашения о прекращении огня от 12 мая 1994-го года в контексте мирного разрешения азербайджано-карабахского конфликта, министр иностранных дел Арцаха Масис Маилян заметил в своём выступлении, что единственно значимое достижение в процессе урегулирования конфликта стало возможным благодаря усилиям российской посреднической миссии во главе с сопредседателем Минской группы ОБСЕ Владимиром Казимировым. При этом руководитель дипломатического ведомства республики заметил, что достижение долгосрочного мира в зоне азербайджано-карабахского конфликта невозможно без надёжного закрепления режима прекращения огня и реализации мер доверия, что позволило бы исключить рецидив широкомасштабных военных действий апреля 2016-го года.

Говоря о необходимости восстановления трёхстороннего формата, закреплённого  в документах Будапештского саммита ОБСЕ, Масис Маилян отметил, что такой естественный формат в своё время позволил каждой из сторон конфликта напрямую представлять свои интересы на переговорах. «Однако постепенно официальный Баку стал отказываться от трёхстороннего формата переговоров», – добавил министр.

В качестве самого грубого случая нарушения режима прекращения огня за период после подписания бессрочного соглашения о прекращении огня Масис Маилян указал широкомасштабное наступление Азербайджана в апреле 2016-го года с использованием тяжёлой техники и авиации. По его словам, Венские и Санкт-Петербургские договорённости 2016-го года, предусматривающие внедрение международного механизма расследования нарушений перемирия и системы мониторинга ситуации на линии соприкосновения, так и остались на бумаге по вине азербайджанской стороны. Масис Маилян убеждён, что закрепление режима прекращения огня является необходимым условием для обеспечения долгосрочного мира.

Заместитель министра иностранных дел Республики Армения Шаварш Кочарян отметил важность того, что в катастрофический для азербайджанской стороны 1994-ый год Баку вынужден был вести прямые переговоры со Степанакертом, в результате чего и удалось подписать существенный  документ о прекращении огня. По его словам, тогда переговоры шли исключительно между представителями Азербайджана и Нагорно-Карабахской Республики, но в последний момент Гейдар Алиев неожиданно предложил и Еревану присоединиться к процессу. Комментируя данный факт, Шаварш Кочарян заметил, что, с одной стороны, это несколько размыло роль Степанакерта, но с другой стороны, подпись официального Еревана практически придала подписанному документу международный характер.

Вместе с тем замминистра признался, что с тех пор не было зафиксировано  реального результата, устраивающего народы сторон конфликта.

Азербайджанская сторона, руководствуясь принципом «или всё, или война»,  прикрывается переговорами, фактически готовясь к войне. Понятно, что в таких условиях положительного результата не будет», – отметил Шаварш Карапетян.

По его словам, азербайджанские  власти осознают, что как только Арцах станет  принимать полноценное участие в переговорах, то разрушится вся пропаганда официального Баку, пытающегося  представить карабахский конфликт как территориальный спор с Арменией. Подчеркнув  недопустимость искусственного столкновения международных принципов, Шаварш Кочарян заметил, что с точки зрения международного права Арцах имеет очень крепкие позиции.

В ходе второго заседания конференции обсуждалось значение Соглашения о прекращении огня от 12 мая 1994-го года в процессе мирного урегулирования конфликта и его  военно-политические аспекты.

По итогам конференции было принято заявление, в котором участники призвали стороны конфликта, а также сопредседательство Минской группы ОБСЕ приложить все усилия для сохранения стабильности в регионе, создания условий для эффективных переговоров и налаживания конструктивного диалога между обществами сторон конфликта, а также  недопущения эскалации напряжённости, таящей в себе риск новой войны.

«Необходимо проявить политическую волю для того, чтобы установленное 25 лет назад перемирие надежно закрепить и трансформировать в полноценный, всеобъемлющий и устойчивый мир, что отвечает жизненным интересам всех народов Южного Кавказа», – резюмируется в заявлении участников конференции, посвящённой 25-летию заключения Соглашения о прекращении огня и военных действий в зоне карабахского конфликта.

Ашот Бегларян, Степанакерт

Комментарии

За чем же дело встало? Вперёд и с песней!!!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image