Армяне Малакки и их забытое наследие

6 июня, 2019 - 13:44

Если вы вспомните главные торговые порты XVI-XVII веков, то можете быть уверены — везде побывали армянские торговцы. Одним из таких портов была Малакка в Малайзии. Сегодня это популярное туристическое направление, исторический центр города входит в список ЮНЕСКО, но немногие знают, что когда-то там жили армяне.

Захваченная португальцами в 1511 году Малакка вступила в пору расцвета, когда туда потянулись торговцы из Европы, Азии и Африки. Надо ли говорить, что среди них были армяне? Некоторые из них приезжали со своими товарами и грузами, некоторые же действовали как посредники. Преодолевая огромное расстояние на пути из Европы, они часто останавливались в портах индийского Гуджарата, чаще всего в Сурате, где продавали опиум, розовую воду, серебро, оружие и изделия из стекла. Загрузившись тканями, индиго и жемчугом, торговцы продолжали путь в Малакку. На обратном пути они направлялись в Индию через Мальдивы, заполнив трюмы специями, сандаловым деревом, фарфором, золотом, шелком и дамастом. На протяжении месяцев между этими путешествиями торговцам и морякам нужно было найти безопасное место для проживания и хранения товаров. И то, и другое давала Малакка.

В 1641 году Малакку захватили голландцы. Ее значение транспортного узла снизилось, хотя она по-прежнему привлекала большое количество купцов, в том числе армян из Персии и Индии. Малакка стала важным пунктом маршрута, выстроенного торговцами из Новой Джульфы (Нор Джуги), что в Исфахане. Другими направлениями их товаров были Кантон (Гуанчжоу), Пегу и Суринам в Мьянме, Манила и Батавия (совр. Джакарта).

В Малакке армяне жили в конце 1600-х годов, в то время как путешественник Чарльз Локьер в 1711 году заметил, что среди жителей города двое или трое армян. У них репутация честных и справедливых торговцев, пишет Локьер, но при этом сетует, что голландцы не уделяют им внимания.

Пять надгробий — единственное свидетельство существования этой «скоротечной» общины. Старейшее принадлежит Ованесу (Иоанну) Саркису, погребенному при церкви святого Петра.

«В этой могиле находится тело молодого Иоанна, происходящего из Еревана. Он был сыном Саркиса, весьма уважаемого торговца. Он умер в возрасте 30 лет в год 1736 от Рождества Христова», — написано на надгробии по-армянски.

Надпись на португальском немного отличается от первой: «Здесь покоится Иоанн Армянин, сын ходжы Саркиса Мелиджяна, уроженец Еревана в Исфахане в Персидском царстве. Он умер в возрасте 30 лет 31 декабря 1736 года». Под Ереваном подразумевается не современная столица Армении, а один из армянских кварталов в Исфахане.

Второе надгробие, найденное у разрушенной церкви святого Лаврентия, принадлежало Тархану Чугуренцу, сыну Ованджана, который умер 4 января 1746 года. Сейчас оно хранится в Музее Стадхёйс вместе с другими, не идентифицированными армянскими надгробиями.

Известно надгробие Якова (Акопа) Шамьера, которое помещено в главном приделе церкви Христа. На нем изображены черепа со скрещенными костями и герб этого армянского семейства. На гербе изображены весы для взвешивания драгоценных камней, чернильница с пером и торговые инструменты Якова — ножницы и портновский метр.

Яков был ученым и купцом. В 1722 году он основал первое армянское периодическое издание в Индии, опубликовал памфлет под названием «Увещевание», чьей целью было пробудить патриотизм в умах молодых армян. Эпитафия на его надгробии дает нам кое-какое представление о его пылких чувствах к родной культуре.

«Приветствие тем, кто читает эпитафию на моей могиле! Принесите мне весть о том, что мой народ свободен, этого я страстно жаждал. Сообщите мне, что среди нас появился лидер, чего я очень желал, пока был жив. Я, Яков, отпрыск уважаемых предков из Армении. Я получил имя Чамрчамян. Я был рожден в чужестранной Новой Джульфе, городе в Персии. Достигнув 29-летия, я принял свою судьбу, 7 июля моя жизнь завершилась в год 1744 от Рождества Христова. Я упокоился в этой могиле, которую купил», — говорится в надгробной надписи.

Армянский священник из США, который был наслышан об этом желании усопшего, отправился в Малакку в 1991 году, когда Армения объявила о независимости, чтобы «сказать» Якову, что его страна стала свободной.

Голландское правление в Малакке закончилось в 1795 году, когда город временно, до 1818 года, оккупировали британцы. На этот период приходится неудачный вояж Джоаннеса Сета, который проехал из Сурата в Мадрас (Ченнаи), где сел на судно «Арарат», прибывшее в малазийский Пинанг в 1796 году. После того как он продал почти весь свой груз и закупил новые товары, то продолжил свой путь в Малакку. Однако «Арарат» атаковали французы, которые находились в состоянии войны с британцами. Армян высадили в Пинанге, а весь груз был конфискован.

Тем не менее, в годы британского правления некоторые армянские торговцы процветали. Среди них — Яков (Акоп) Минас, который жил вместе с семьей в большом особняке на улице Хирин в Малакке. После смерти Якова семью возглавил его сын Иосиф (Овсеп), который также стал представителем сообщества армянских купцов.

В декабре 1816 года они направили прощальное письмо сборщику налогов Джону Макалистеру, выражая благодарность и благие пожелания. Письмо подписали Иосиф Минас, Маркар Карапет, Саркис Арратун Саркис и Харапет Симон.

В ответ Макалистер поблагодарил купцов и выразил надежду, что каждый из них будет «наслаждаться здоровьем, счастьем и процветанием, которые заслужили своей профессией, честностью и хорошим поведением».

Иосиф Минас и господин Шамьер стали героями новостей в 1821 году. Они были пассажирами брига Covelong, принадлежавшего Хачатуру Галустяну. Корабль направлялся из Пинанга обратно в Малакку, когда остановился, чтобы помочь терпящему бедствие судну. Оба господина уступили свои каюты спасенным женщинам и детям. Когда благодарные мужья публично объявили им благодарность, Минас и Шамьер ответили, что приятная компания дам на борту была вполне достаточной компенсацией за неудобства, которые терпели они сами.

Армяне из Рангуна (совр. Янгон в Мьянме) и Пинанга продолжали торговать с Малаккой. Среди них был Петрос Арратун, Исайа Захария, Иоанн Карапет, Харапет Габриэль и Джордан Макертум.

Тем не менее, к 1820-м годам Малакка, которая вернулась под голландское управление, переживала упадок. В 1819 году англичане основали новый порт в Сингапуре. Некоторые армяне, увидевшие новые торговые возможности, стали перебираться туда. Среди них были Саркис Аратун Сарксис и Аристакес Саркис (они не были родственниками). Маркар Карапет перебрался в Пинанг в 1822 году, как и Иосиф Минас вместе со всей семьей. После смерти Иосифа его родственники вернулись в Малакку, откуда в 1829 году переехали в Сингапур.

В 1886 году адвокат Джо (Жуаким или Оваким) П. Оваким (Овакимян) открыл отделение своей конторы в Малакке. Фирма, которая управлялась английскими адвокатами, называлась «Оваким, Грум и Эверард». Младший брат Джо Карапет был старшим секретарем фирмы. Он был женат на Элизе Родик, которая родила ему Конрада, Марию, Иосифа и Элизу. Когда в 1900 году Элиза умерла во время родов, Карапет вместе с детьми перебрался обратно в Сингапур, где стал работать брокером. Он женился вновь в 1903 году, но уже в следующем году покончил с собой из-за финансовых проблем.

В 1889 году Джон Оваким стал барристером на азиатских территориях Британии. В 1890 году он перебрался в Малакку, приняв работу в конторе после отъезда Роберта Грума. Фирма стара называться «Оваким и Эверард», но когда Джеймс Эверард умер в 1891 году, фирма снова сменила название — на «Братья Оваким». В течение следующего десятилетия это была ведущая юридическая контора в регионе со штаб-квартирой в Сингапуре.

Как и его братья, Джон женился на девушке неармянского происхождения, Френсис Паунделл, с которой познакомился в Лондоне. Их второй сын Бэзил родился в 1890 году в Малакке, он тоже стал известным юристом. В 1896 году Джон вместе с женой и тремя детьми обосновался в Куала-Лумпуре, где отрылся еще один филиал фирмы «Братья Оваким».

Младший брат Джо и Джона Сет с 1893 года управлял офисом в Малакке. Он тоже женился на англичанке — Эллен Янг, но брак был бездетным. В 1904 году фирма распалась: один за одним из жизни ушли из жизни братья — 45-летний Джо (1902), 46-летний Джон и 38-летний Сет (1904).

Другая армянская семья, жившая в Малакке в те годы, — семейство Филиппа Авета. Он родился в 1865 году в Мадрасе. В 1884 году перебрался в Сингапур, но по рабочим вопросам перемещался между Малаккой и Сингапуром. В 1922 году он вместе с женой и детьми перебрался в Лондон.

В 1891 году перепись зафиксировала, что в Малакке жили четверо армян, согласно переписи 1901 года — шестеро. Учитывая, что население города тогда уже составляло 91.000 и 95.000 соответственно, немного удивительно, что их вообще включили как отдельную категорию. Вероятно, армянское население Малакки тогда было меньше 50 армян, а сегодня об их присутствии напоминают лишь пять надгробий.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image