Уничтожение армянского наследия в Азербайджане
Молодому христианскому и демократическому государству — Арцах, продолжает противостоять Азербайджан — мусульманская квази-монархическая диктатура ближневосточного типа, опирающаяся на добычу нефти.
Начиная с конца 1960-ых, Азербайджаном управляет клан Алиевых, основанный Гейдаром Алиевым — генералом КГБ, который после избрания на пост первого секретаря Коммунистической Партии Азербайджана управлял Азербайджанской ССР в 70-ые и 80-ые годы.
В 1993 году, через два года после провозглашения независимости Азербайджаном, вернувшийся к тому времени из Москвы Гейдар Алиев организовал военный переворот и пришел к власти, став третьим по счету президентом страны.
Когда в 2003 году умер Президент Гейдар Алиев, главой Азербайджана стал его единственный сын Ильхам. Его «выбрали» подтасовав, как обычно, результаты голосования. Ильхам Алиев продолжает традиции авторитарного правление своего папы.
В ильхамовском Азербайджане подавляется любое проявление инакомыслия: оппозиционные партии фактически запрещены, свободной прессы нет как таковой, интернет — под контролем, за критику властей каждый год десятки людей отправляются за решетку или же погибают при невыясненных обстоятельствах.
На сегодняшний день основной мишенью алиевского режима в Азербайджане являются памятники армянского историко-культурного наследия, сотни которых находятся на западе Азербайджана и в области Нахичеван.
В 2006 году Ильxам Алиев приказал разрушить все армянские церкви, монастыри и кладбища в Нахичеване. Нахичеван был признан частью Армянской Республики как правительствами Антанты, в 1919-1920, так и российскими большевиками, в 1921 г. Однако под давлением турецкого правительства Нахичеван был передан в правление Советского Азербайджана.
Массовое разрушение памятников архитектуры и хачкаров (армянских каменных резных крестов), находящихся на всемирно известном средневековом кладбище в Джульфе, весной 2006 г. вызвало протест международной общественности. Западная пресса сравнила азербайджанский вандализм с разрушением в 2001 году памятника Будды в Афганистане режимом Талибан.
А за два года до этого, Ильхам Алиев публично призвал азербайджанских историков переписывать учебники истории, вычеркивая все упоминания о фактах, не имеющих прямого отношения к азербайджанскому (тюркскому) историческому наследию своей страны.
Задача это действительно не из простых. Aзербайджанцы — относительно молодая этническая общность. Являясь потомками тюркских кочевников пересилившихся из Средней Азии, азербайджанцы практически не оставили на территории современного Азербайджана какого-либо ощутимого культурного следа.
В отличие от Армении, Грузии и Ирана (Персии), история и культура которых сформировалась еще в период античности, «Азербайджан» как географическая, политическая и культурная единица появилась лишь в начале 20-го века. До 1918г.
«Азербайджаном» называлась не территория нынешней республики, а провинция Персии, граничившая с нынешним Азербайджаном на юге и населенная преимущественно тюркоязычными персами.
В 1918 году, после долгих совещаний и рассмотрения нескольких альтернативных предложений, тюркские руководители Закавказья решили провозгласить свое собственное государство на территории бывшей Бакинской и Елизаветпольской губерний России и назвать его «Азербайджан».
Это незамедлительно вызвало острую дипломатическую реакцию со стороны Тегерана, который обвинил Баку в присвоении персидской историко-географической терминологии. Лига Наций отказала признать и принять самопровозглашенное государство «Азербайджан» в свой состав.
Для того, чтобы продемонстрировать всю нелепость ситуации с провозглашением независмости «Азербайджана» в 1918-ом г., представьте что немцы образовывают для себя национальное государство и называют его «Бургундия» (аналогично названию одной из провинций Франции) или же «Венеция» (аналогично названию провинции Италии) — вызывая тем самым протест Франции (или Италии) и ООН.
До 1930-ых годов понятия «азербайджанцы» как такового не существовало. Оно появилось благодаря так называемой «коренизации» — большевистскому проекту, направленному в частности, на создание национальной идентичности для множества этнических групп, не имеющих самоназвания.
В их число входили и тюрки Закавказья, которые упоминались в царских документах как «кавказские татары» (наряду с «поволжскими татарами» и «крымскими татарами»). До 1930-ых годов, «кавказские татары» именовали себя либо «мусульманами», либо определяли себя в качестве членов племен, кланов и городских сообществ, например афшары, падары, сарыджалы, отуз-ики и т.д.
В начале, однако, кремлевские власти решили называть азербайджанцев «тюрками»; именно этот термин официально фигурировал при определении населения Азербайджана во время Всесоюзной переписи 1926 г. Московские большевики-этнографы также придумали стандартные фамилии для «азербайджанцев» на основе арабских имен с добавлением славянского окончания «-ов», и изобрели алфавит для их бесписьменного языка.
На сегодняшний день, азербайджанский исторический ревизионизм и культурный вандализм подвергается открытому осуждению российскими и международными учеными и политиками.
Однако бакинский правящий режим игнорирует международное общественное мнение, и продолжает относиться к армянским историческим и культурным памятникам на территории Азербайджана как к прямой угрозе азербайджанской государственности.
Однако интерес международного сообщества к памятникам древнего христианского зодчества помогает остановить азербайджанский вандализм и сохранить бесценное культурное и духовное наследие Южного Кавказа.
Добавить комментарий