Между верой и политикой: из истории и современности ААЦ и РПЦ

20 июня, 2019 - 15:09

Разрыв отношений между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом, который уже назвали  одним из крупнейших церковных расколов всех времен, разумеется, не мог оставить равнодушными христиан мира. Вместе со всеми с душевным  трепетом следят за развитием событий и верующие Армянской Апостольской Церкви, которая в своей многовековой истории, оказавшись в водовороте военно-политических событий, также пережила немало сложных и тяжелых периодов – гонений и вражды, непонимания и хулы.

Из истории Армянской церкви

Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) – одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих ее как от Византийского православия, так и Римского католицизма. ААЦ относится к группе дохалкидонских Древневосточных Православных Церквей.

Христианство в Армению принесли апостолы Фаддей и Варфоломей (отсюда название – Апостольская), а распространение новой религии среди армян связано с деятельностью Григория Просветителя. Его самоотверженная и неустанная проповедь привела в 301-ом году к принятию армянским царем Трдатом III Великим  христианства. Таким образом, Армения стала первой в мире страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Все языческие святилища были закрыты или переделаны в церкви, их владения переданы христианскому духовенству. Григорий стал епископом-католикосом и главой Армянской церкви. Появились многочисленные монастыри.

Духов­ным центром Армянской Апостольской Церкви и резиденцией ее предстоятеля – Католикоса – является Сурб Эчмиадзин (Святой Эчмиадзин). Эчмиадзинский кафедральный собор был основан в 301-ом году на месте, где, по преданию, сошел с небес и ударил о землю огненным молотом сам Господь Иисус Христос, единородный Сын Божий, явивший­ся в видении святому Григорию Просветителю, чтобы указать место для строительства храма. Отсюда и название храма – Эчмиадзин, что в пе­реводе с армянского означает «место сошествия Единородного».

Создание в 405-ом году  Месропом Маштоцом армянского алфавита позволило перевести на армянский язык не только Библию, но и много других литературных произведений. Таким образом, церковь стала поистине народной и помогла впоследствии армянам сохранить свою идентичность.

Армянские церкви и монастыри были хранителями традиций и веры, научными центрами и духовными школами. Во времена, когда Армения находилась под тяжким гнетом персидского и османского ига, церковь оставалась единственным очагом, объединявшим весь армянский народ.

Отношение Армянской Апостольской Церкви к разрыву РПЦ с Константинополем

«Армянская Апостольская Церковь является сторонницей каноничности и никогда не может приветствовать шаги, направленные на разделение церкви», – так прокомментировал Католикос всех армян Гарегин II разрыв Русской Православной Церкви с  Константинопольским Патриархатом.

Хотя Армянская Апостольская Церковь не входит в Константинопольский Патриархат и данный конфликт напрямую ее не касается, тем не менее паства ААЦ искренне обеспокоена происходящим, понимая, что дарование Патриархом Варфоломеем томоса об автокефалии Украинская Церкви и прекращение евхаристического общения РПЦ с Константинопольской Церковью грозит единству тысячелетнего мирового православия, а значит и ослаблению христианства в целом.

В Первопрестольном  Святом Эчмиадзине с первых же дней наметившегося раскола, высказались за скорейшее преодоление разногласий между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом.

«Молимся во избежание нового раскола в Церкви Христовой. Надеемся, что под предводительством Святого Духа и известной нам мудростью Патриархов двух Церквей, в духе братской любви и терпимости будет преодолено это», – заявил глава пресс-канцелярии Католикоса всех армян священник Ваграм Меликян.

Заместитель Верховного Патриарха и Католикоса всех армян по международным вопросам архиепископ Натан Ованнисян отметил, что Армянская Апостольская Церковь следит за происходящим со стороны, как за событиями сестринской церкви. «Естественно, раскол в любой традиционной церкви вредит христианскому миру. Мы за то, чтобы его не было», – отметил он.

Многие наблюдатели сходятся во мнении, что церковь на Украине стала заложницей политического конфликта и в случае дальнейшей эскалации ситуации более чем тысячелетнее духовное единство может быть всерьез поколеблено политическими бурями.  Верующие же призывают действовать в духе православного единства.

Политические игры с верой

К сожалению, в разные периоды  своей истории в центре региональных и глобальных политических игр и вытекающих из них спекуляций, направленных на раскол и ослабление, оказывалась и Армянская Апостольская Церковь. В частности, на  протяжении многих веков ААЦ обвиняли, а некоторые продолжают и сегодня обвинять в ереси монофизитства – учении, которое принимает во Христе одно только божественное начало.

Но как и почему ААЦ  и армян,  получивших Благую Весть у апостолов Христа, первыми принявших христианскую веру как государственную религию, отдавших более миллиона жизней за преданность вере, обвиняют в ереси?

Христианские догматы, как известно, устанавливаются на Вселенских Соборах. Первые три Собора, справедливо называемые Вселенскими (Никейский – 325-го г., Константинопольский – 381-го г. и Эфесский – 431-го г.), не вызвали разногласий и их постановления были единодушно приняты всеми Церквами. Кроме того, Православное вероисповедание во всей полноте было сформулировано именно во время этих первых трех Вселенских Соборов. Раскол в догматическом направлении произошел в 451 году на IV Халкидонском Соборе. Ряд религиоведов считает, что  непринятие Армянской Церковью Халкидона связано с его взаимоисключающими понятиями и христологическими исповеданиями, не соответствующими Апостольским преданиям.

«То, что армяне в течение полутора тысяч лет считаются еретиками-монофизитами, является предрассудком, который в ХХI веке надо преодолеть», – утверждает богослов, историк восточного христианства, специалист по истории Армении итальянец Джованни Гуайта, призывая  внести ясность в это вековое богословское недоразумение, которое отнюдь не способствует единству православных народов. По его словам, причина неприятия армянами Халкидонского Собора не догматическая, а внешняя: представители древнейшей Армянской Церкви по объективным причинам не присутствовали на соборе, а в дальнейшем соборные решения стали использоваться разными правителями как инструмент церковно-политического давления, что также не способствовало его принятию.

Если говорить более конкретно, то Византийская и Римская империи, дискредитируя учение Армянской Апостольской церкви, пытались навязать свою формулировку природы Христа, обвиняя армян в монофизитстве. Халкидонский собор стал орудием в руках Запада, в частности Рима, для разделения Вселенской Церкви. Как отмечают специалисты, это было разделение не столько на почве веры, сколько на политической почве, политическая игра по религиозным соображениям, продиктованная желанием Византии полностью присоединить западную часть Армении к Империи и ассимилировать армянский народ. В этих условиях верность своей Церкви стала средством самосохранения армянского народа.

«Армяне сопротивлялись, и, соответственно, не могли принять богословия, навязываемого в такой форме, – разъясняет Гуайта. – Армяне считают, что есть единая, а не единственная природа, как говорит ересь монофизитства, отрицающая человеческую природу во Христе. Армяне против этой ереси, о чем всегда ясно говорили молитвы Армянской Церкви, ее Символ веры, а основатель ереси Евтихий всегда считался еретиком. Армянская Апостольская Церковь  учит, что две природы объединились в единую богочеловеческую природу».

Кандидат  философских наук   Артур Геворкян в статье «Православие Армянской Церкви» пишет: «В 1964 году в Оркусе (Дания) был принят меморандум, свидетель­ствующий со стороны полноты всех Православных Церквей, что Ар­мянская Апостольская Церковь является братской Православной Цер­ковью. Под этим документом стоят подписи представителей всех Православных Церквей. После многолетнего диалога, который вели, Право­славные Церкви, начиная с окончания Второй мировой войны и до 1964 года, были подведены итоги, и определено, что Армянская Апостоль­ская Церковь – это Православная Церковь другой восточной традиции… Дружественные отношения Русской Православной Церкви и Ар­мянской Апостольской Православной Церкви скреплены исторической общностью и братской близостью русского и армянского народов».

Утверждения ученого практически подтвердил состоявший 22-23 сентября 2001 года визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Армению для участия в праздновании 1700-летия принятия христианства Арменией в качестве государственной религии. В ходе торжественного освящения новопостроенного кафедрального собора в честь священномученика Григория Просветителя в Ереване Алексий II, в частности, сказал: «Идеал соборного единства вдохновляет наши Церкви в их взаимном стремлении друг ко другу. Традиционная близость наших Церквей является прочной основой для укрепления единства братских народов Армении и России. И в этом смысле наше присутствие на освящении нового кафедрального собора Армянской Апостольской Церкви является зримым свидетельством и залогом дальнейшего сближения наших Церквей и народов».

Русское православие в Арцахе

В июне 2010-го года в Степанакерте в торжественной обстановке и при всеобщем воодушевлении был  заложен православный  храм Покрова Пресвятой Богородицы. Мэрия Степанакерта предоставила русской общине Нагорного Карабаха территорию размером 6110 кв. м. для строительства храма. На месте будущей церкви был установлен деревянный крест. Чин основания храма совершил представитель Московского Патриархата Отец Александр Васютин, который затем сказал журналистам: «Православные храмы, которые некогда были в Степанакерте, недалеко от столицы, а также в городе Шуши, не сохранились, а русским в Карабахе нужен свой духовный центр. Властями города и республики православной общине был предоставлен замечательный участок земли, который она с огромной благодарностью принимает и начинает строительство нового храма».

Свое воодушевление выразил и предводитель Арцахской епархии ААЦ архиепископ Паргев Мартиросян: «Сегодня мы переживаем действительно исторический момент – в стольном граде Карабаха – Степанакерте – закладывается православный храм, что еще больше укрепит связи между нашими Церквами, народами, между Россией, Арменией и Карабахом, усилит нашу веру на земле Арцаха и приумножит Божью благодать на этой земле». А президент республики  Бако Саакян заявил, что решение о строительстве храма, который «символизирует многовековую дружбу армянского и русского народов, принято по желанию населения республики».

Ожидалось, что православный храм в Степанакерте станет духовным центром для местной русской, а вернее славянской общины, на сегодня объединяющей порядка свыше 200 человек. Прежде православные Арцаха получали духовное окормление в церквях Армянской Апостольской Церкви, так как появившиеся  после присоединения Карабаха к Российской империи в начале 19-го века храмы Русской Православной Церкви, к сожалению, не сохранились на территории современного Арцаха.

Больше всех перспективе иметь родную церковь, пожалуй, радовалась председатель русской общины Карабаха Галина Сомова: «Для всех нас, славян Нагорного Карабаха – русских, украинцев и других –  сегодня волнительный день. Мы построим храм благодаря тому, что весь народ Карабаха переживал вместе с нами, переживает и будет переживать, пока не будет нанесен последний штрих в строительство церкви».

Готовность содействия в вопросе строительства в Карабахе православной церкви выразил также основанный Москве «Клуб друзей Арцаха», в который входят известные ученые, бизнесмены и деятели культуры.

Однако не только не был нанесен «последний штрих в строительство церкви», но даже  первый кирпич не был заложен. С тех пор прошло почти 10 лет, а сооружение первого  храма Русской православной церкви в пусть и непризнанной на международном уровне, но де-факто республике, не продвинулось ни на шаг. И не трудно догадаться, в чем причина. Да, она банальна – та же политика, вернее – политико-пропагандистское давление официального Баку. Увы, в соответствующих, то ли   политических, то ли религиозных высоких инстанциях поддались грубому шантажу, оставив своих соотечественников наедине со своей несбывшейся мечтой.

Сегодня Русская община Арцаха, а она объединяет русских, украинцев, белорусов и др., вновь заявляет о необходимости строительства русского православного храма в Степанакерте. Надеемся, голос их, наконец, будет услышан.

Верующие всех стран, соединяйтесь!

Этот перефразированный интернационалистический коммунистический лозунг сегодня как никогда актуален для представителей мировых конфессий.  В данном контексте следует отметить визит в Армению в 2016-ом году Папы Римского Франциска, который сам Понтифик назвал «паломничество в первую христианскую страну мира». Этот исторический визит поистине стал визитом мира, визитом, проповедующим мирное сосуществование и пропагандирующим толерантность. Краеугольным камнем послания Папы стали простота и духовность, адресованные  народу Армении и всему миру. По своей сущности это было большим сигналом для верующих всего мира – посланием межцерковной солидарности и умиротворения.

И нужно реально следовать этому святому посланию. Христиане и в целом верующие мира должны найти в себе силы и стать выше политики и ненужных амбиций с тем, чтобы  объединяться для противостояния мировому злу. Разделение Церкви и народов по политическим мотивам особенно опасно на фоне активности международных  террористических организаций, когда каждый день в мире гибнет множество безвинных людей, христиан и нехристиан. А дальнейшее противостояние религий  и отчуждение людей может привести к страшным мировым катаклизмам, наподобие ядерной войны. Нельзя недооценивать такие угрозы…

Ашот Бегларян, Степанакерт

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image