БЕЖЕНЦЫ ТЕРПЯТ И ВЫЖИВАЮТ

20 июня, 2019 - 18:46

Государственный подход в отношении беженцев из Азербайджана - интеграция. Сей постулат (именно так, поскольку целостной концепции как таковой не было) свелся к агитации принимать гражданство в перспективе обретения достойного жилья.

НАПОМНИМ, что собственно концепция по интегрированию беженцев была разработана аж в 2016 году, а программу действий приняли в 2017-м (в этом ряду - госпрограммы по обучению армянскому языку, правовой ликбез, знакомство с культурой и историей армянского народа, содействие в открытии малого бизнеса). В помощь от Армянского Красного Креста порядка 1700 семей получили орудия и инструменты, ульи, инкубаторы, домашних животных, что позволит семьям обрести экономическую независимость и стать на ноги. Яснее ясного, что эти действия в основном нацелены на беженцев новой волны - соотечественников из Сирии, число которых в Армении составляло порядка 22 тысяч, позже часть из них выехала в третьи страны, а некоторые вернулись в свою страну.

Что касается самой многочисленной части, беженцев из Азербайджана, то в отношении них руководствовались принципом "терпеть и выживать". При этом введены ограничения: беженцы не имеют права занимать государственный пост, не могут стать собственниками земельного участка (только право на жилье) и не могут голосовать (за исключением выборов в органы местного управления). Излишне говорить, что отсутствие жилья и работы были и остаются главными препятствиями для интеграции беженцев. Сколько в Армении остается беженцев из Азербайджана? Ответить четко на этот вопрос для государственных структур сегодня затруднительно.

ИЗВЕСТНО, что в 1988-1992 годах из Азербайджана в Армению прибыло свыше 360 тысяч человек, что составляло порядка 10% от численности коренного населения. И без того пострадавшей от землетрясения и пребывающей в тяжелом социально-экономическом положении стране пришлось взвалить на себя непосильную ношу - заботу о соотечественниках, спасшихся от нового витка геноцида. В те годы было принято свыше 150 правительственных решений, в числе которых - предоставление временного жилья с перспективой скорейшего решения основного жилищного вопроса. На средства международных доноров было построено порядка 5 тысяч коттеджей, тысячи семей были размещены в общежитиях, ведомственных зданиях, гостиницах и в селах. Впоследствии в рамках жилищной программы в марзах 780 семей приобрели жилье на выданные жилищные сертификаты. На этапе, когда предстояло охватить Ереван, программу заморозили в связи с разгоревшимся экономическим кризисом, с 2009 года из  бюджета не выделялись средства на обустройство беженцев.

Между тем люди продолжают влачить жалкое существование в неприспособленных для жизни условиях. И это продолжается 30 лет. Уже третье поколение вырастает в этих "времянках", а старшее - уходит, так и не дождавшись достойной жизни. Читатели "ГА" знают о мытарствах жильцов общежития учебного комплекса "Мхитар Гош" по улице Себастия, 3а. Отчаявшись оперативно решить проблему, 9 из 23 оставшихся там семей беженцев обратились в миграционную службу Министерства территориального управления и развития РА с просьбой о приватизации занимаемых помещений.

В БЕСЕДЕ С КОРРЕСПОНДЕНТОМ "ГА" они сказали, что своими силами отремонтировали помещение, пристроили санузлы. Тем не менее даже после преобразований данные помещения не соответствуют допустимым критериям. Об этом сказала начальник отдела по вопросам интеграции беженцев миграционной службы И. Акопян, сообщив, что правительство вернуло проект приватизации на доработку и вернется к повторному рассмотрению после того, как указанные помещения будут пригодны для проживания. Есть ли на это в резервном фонде необходимые средства и сколько еще ждать?

Увы, четкого ответа не получили. Излишне говорить, что и остальные 14 семей, изначально ратующие за получение жилищных сертификатов, остаются в подвешенном состоянии. И Бог ведает, сколько им еще ждать и надеяться.

Незавидна участь и тех беженцев, что проживают в аварийных зданиях по улице Арцаха. Как известно, мэрия до конца месяца намерена выселить жильцов аварийных домов по этой улице. Для 100 семей выделены квартиры из общинного жилфонда, а семьям, которым не досталось квартир, мэрия будет выплачивать 70 тысяч драмов ежемесячно на аренду жилья на срок, пока новостройку по ул. Сисакяна, 3 не сдадут в эксплуатацию.

Однако несколько семей, в числе которых пожилые, инвалиды, участники ВОВ, оказались перед фактом, что занимаемые на протяжении нескольких десятков лет помещения втайне от них были проданы через коменданта третьим лицам и теперь являются чужой собственностью. На протяжении 4-5 лет беженцы обивают все инстанции, разбираются в судах. И в зависимости от исхода этих разбирательств либо смогут наконец рассчитывать на получение достойного жилья, либо окажутся вновь у разбитого корыта, вернувшись в списки первоочередников замороженной жилищной программы, в которой на данный момент состоят 882 семьи. На что им тогда рассчитывать и сколько ждать?

В УСЛОВИЯХ, когда государство не имеет возможности решить жилищную проблему беженцев, остается наиактуальнейшим требование компенсации от Азербайджана за нарушение прав человека, материальный и моральный ущерб по национальному признаку. Почему в этом вопросе наши дипслужбы и правительство и парламентарии ничего не предпринимают? Лет 10 назад силами общественных организаций были собраны документы с заявлениями от беженцев, потерявших имущество в Азербайджане. Собранные материалы были частично переданы властям Арцаха, частично - в ООН или направлены в Европейский суд. По словам И. Акопян, уже есть прецедент: иск семьи Саркисян удовлетворен, и Азербайджан обязали выплатить армянской семье компенсацию в 5 тысяч евро за понесенный ущерб. Истец оспаривает размер указанной суммы. Тем не менее лед вроде бы тронулся, прецедент налицо. И непростительно молчать.

Но почему-то в отношении остальных семей молчат госструктуры и правозащитники. Почему-то никому нет дела и до 13 тысяч писем от беженцев о нарушении прав человека, которые Армянский центр защиты прав человека им. А.Д. Сахарова собрал и через УВКБ ООН передал в Европейскую комиссию по правам человека? Неужели нашим властным структурам также не хватает средств и времени на эпистолярные подвиги, чтобы лоббировать интересы беженцев, выбравшихся из ада?

Марта АХНАЗАРЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image