Армяне-мусульмане в террористических сетях - серьезный тревожный звонок для Армении

25 июня, 2019 - 14:12

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов в интервью АрмИнфо рассуждает об угрожающих Армении в контексте суннитско-шиитского противостояния вызовах и угрозах. Делится видением роли исламизированных армян-мусульман в транснациональных террористических угрозах. Прогнозирует возможные последствия прямого военного столкновения между США и Ираном для всего Кавказского региона.

На первый взгляд, Армения – одна из редких безопасных стран мира в которых проявления терроризма носят минимальный характер. А как обстоит ситуация в соседних странах, в частности: Грузии, Азербайджане, российском Северном Кавказе?

Ситуация и складывающаяся конфигурация выглядят достаточно сложно и неутешительно. Потому что у нее есть несколько слоев. Первый слой состоит из постоянно углубляющихся суннитско-шиитских противоречий. Источник этих противоречий – Ближний Восток откуда они расползаются по всему миру. Ярким примером суннитско-шиитских противоречий, в частности, является Северный Кавказ. К примеру, в Чеченской республике эти противоречия завершились выступлением главного муфтия, в котором он открыто запретил шиитскую пропаганду в республике. Следует признать, что для этого у чеченцев были серьезные основания – в Дагестане шиитское продвижение видно невооруженным глазом. Таким образом, можно констатировать, что конкуренция между двумя основными направлениями ислама становится все более конфликтной.

И в этом смысле, большой интерес представляет то что происходит сегодня в Грузии. Традиционно шиитское азербайджанское население этой страны сегодня активно суннизируется. Причем, происходит это не в Грузии, а в России, где работают грузинские азербайджанцы. В Москве, в Магнитогорске, в любом другом регионе они подпадают под влияние чеченцев, после чего происходит их обращение в суннизм. Возвращаясь в Грузию, они становятся участниками противоречий между шиитами и суннитами. Могу сказать, что 35-40% населения традиционно шиитского тбилисского пригорода Поничала уже сегодня являются суннитами. И скорее всего этот процесс будет продолжаться.

В Азербайджане суннизм, на первый взгляд, также постепенно укрепляет позиции в отношении шиитов…

Это так. Сегодня мы видим также, хотя и не явную, но политику поощрения суннизации в самом Азербайджане. К этому приводит то, что основные шиитские лидеры находятся в тюрьмах. В свою очередь все эти события ведут к существенному углублению суннитско-шиитских противоречий и вполне могут привести, в том числе, к прямым столкновениям. Уже сегодня и с той, и с другой стороны делаются весьма серьезные заявления, что накладывается на общую политическую нестабильность в нашем регионе.

Следует помнить, что первоначальное разделение на Ближнем Востоке со всеми вытекающими последствиями произошло именно по линии сунниты-шииты. И Сирия – тому самый яркий пример. Подобная ситуация в числе всего прочего имеет выход и на терроризм. Очень многие террористы в суннитском мире зачастую вдохновляются именно антишиитскими идеями и лозунгами. В этом свете, разгром “Исламского государства” “на земле” никоим образом не должен нас обманывать и успокаивать. Самое печальное то, что террористические сети сохранились. Более того, в них вовлекается огромное число людей, готовых идти и действовать под брендом ИГ. Таким образом, сегодня сохраняется огромное количество “горючего материала”, так как радикализация молодежи, к сожалению, очень высокая.

Вернемся к Армении…

Вернемся. В этом смысле, для окруженной всем этим нестабильным регионом: Ближним Востоком и Кавказом Армении, вся ситуация на ее границах также является весьма серьезным вызовом. Мне кажется, что серьезным тревожным звонком для Армении должны являться данные о появлении в террористических сетях армян-мусульман. Причем, речь здесь идет не об армянах, принявших ислам век назад в той же Турции. Это совершенно другие, обращенные в ислам лишь недавно, армяне. У этих людей армянские имена и фамилии, но, при этом, они тесно интегрированы в террористические сети. Последние таким образом действительно становятся транснациональными и вот этот их транснациональный характер, к сожалению, говорит о том, что никто сегодня от терроризма не застрахован.

Собственно, в Армении транснациональный характер терроризма уже имел место, как минимум, один раз, когда в Гюмри армянином-мусульманином без видимых причин был убит российский военнослужащий…

Совершенно верно. Случай в Гюмри стал наглядным примером транснациональности терроризма. Не скажу, что часто, но с достаточной регулярностью в террористических сетях на территории России проходят и мусульмане-армяне. Таким образом, понятно, что главарям и организаторам всех этих террористических ячеек и сетей национальность их членов совершенно безразлична. Терроризм принимает транснациональный характер, что заключает в себе многие опасности. И в Гюмри, к великому сожалению, мы действительно имели возможность лишний раз в этом убедиться. Таким образом, сегодня Армения, вне всяких сомнений, входит в число интересов террористических сетей.

На юге Армении и Кавказа, в целом, находится, пожалуй, самое мощное шиитское, причем, теократическое государство Иран. Чем может обернуться для нашего региона прямое военное столкновение Ирана с США и их союзниками именно с точки зрения шиитско-суннитского противостояния, о котором вы говорили?

Я очень надеюсь, что прямого американо-иранского столкновения все-таки не будет. Ни с той, ни с другой стороны все-таки нет ясного сценария как вести такую войну, войну подобных масштабов. Мне кажется, что именно отсутствие подобного видения и является главным, серьезным тормозом на пути сценария конфликтного развития ситуации. Однако, мы сегодня живем в весьма непредсказуемом мире. И если война все же начнется, это станет для всего региона полнейшей катастрофой. Причем, далеко не только в свете суннитско-шиитских противоречий.

Столкновение США с Ираном окончательно подорвет весь наш и так нестабильный, местами тлеющий регион. И если в определенных его точках ситуацию как-то удавалось удерживать, такая война будет развиваться по принципу ядерного взрыва. Взорвется все, включая Карабах. И как-то предсказать развитие событий и уж тем более пытаться их контролировать в случае ирано-американской войны совершенно невозможно. Однако, несмотря на то, что я занимаюсь регионом, не оставляющим места для оптимизма, в данном вопросе я все-таки настроен оптимистично и, думаю, что до прямого военного столкновения между Ираном и США дело не дойдет.

Давид Степанян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image