«Мы не уйдем, пока нам не заплатят» — забастовка на грузинском участке железной дороги Баку-Тбилиси-Карс

25 июля, 2019 - 15:05

Уже месяц, как на грузинском участке железной дороги Баку-Тбилиси-Карс практически приостановлены строительные работы.

Причина в том,  что уже четыре месяца как азербайджанская компания «Демирйол» не платила зарплату рабочим. Компания признает долг и не отказывается его выплатить, однако конкретных сроков не называет.

Рабочие опасаются, что компания, которая по контракту скоро должна покинуть Грузию, так и не выплатит им зарплату. Поэтому большую часть последнего месяца они отказываются работать.

23 июля рабочие остановили перегрузку груза, который прибыл из Турции на станцию “Ахалкалаки” и возобновили ее лишь после очередного обещания со стороны компании, что ближайшие дни долг будет погашен.

Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс является частью международного амбициозного проекта, идея которого в том, чтобы через Грузию соединить железные дороги Азербайджана и Турции – и тем самым создать более дешевый и короткий альтернативный транспортный коридор из Центральной Азии через Южный Кавказ до Европы.

Большой кусок этой стратегически важной дороги проходит через грузинский регион Джавахети, который преимущественно населен этническими армянами.

Изначально в Джавахети были против этого проекта.

Главной проблемой для местного армянского населения было то, что маршрут Баку-Тбилиси-Карс фокусируется на Азербайджане и исключает Армению.

Проблемой было и то, что дорога должна была пройти по самым плодородным землям – посевным полям и пастбищам.

Однако перспектива создания рабочих мест в регионе, где тотальная безработица, перевесила.

Еще до начала реализации проекта правительство обещало, что для жителей Джавахети со строительством железной дороги и впоследствии с ее эксплуатацией появится много рабочих мест.

Люди ожидали, что в плане трудоустройства этот проект станет альтернативой российской военной базе, где работали многие из местного населения.

Однако сегодня, когда по железной дороге уже идут первые составы, местное население говорит, что их обманули.

Как рассказывают местные, азербайджанские и турецкие компании, которые проводят работы в регионе, предпочитают привлекать «своих».

«Местных армян на работу не берут. Привозят своих, азербайджанских рабочих из Баку и Марнеули (район Грузии, где компактно живут этнические азербайджанцы)», — говорят здесь люди.

По рассказам жителей села Кулалис Ниноцминдского района, через посевные поля которого пролегает железная дорога, общее число рабочих из местных не больше двадцати человек, а конкретно из их села работают всего восемь человек.

Один из них Ашхарабек Хачатрян. Ему 30 лет. Ашхарабек самого начала строительства работает там сварщиком.

Он  единственный кормилец семьи из десяти человек. Родители — пенсионеры, брат с женой — инвалиды, растят четверых детей. Жена недавно перенесла операцию, теперь не может даже в поле работать. Многочисленная семья каждый день на протяжении четырех месяцев ждет, когда Ашхарабек получит зарплату.

Компания «Демирйол» задолжала ему шесть тысяч лари [около $2 тыс.].

«Грузинский филиал этой компании скоро здесь закрывается и покидает Грузию, вместо нее придет турецкая компания «Полат». Ясное дело, что «Полат» не закроет долг другой компании. Кто нам поможет?», — спрашивает Ашхарабек. 

В селе Кулалис Ашхарабек не единственный, кто ждет зарплаты.

Владимир Арабян на собственном грузовике перевозил камни и песок за 80 лари в день [около $27,5]. Он также участвует в забастовке и уже третий день не выходит на работу.

 «Я не только свое время тратил, работал, но также и разбил свой грузовик. Сколько можно работать без денег?», — рассказывает Владимир. 

Против компании, которая задолжала, выступают не только местные армяне, но и приезжие из Баку и Марнеули азербайджанцы. В основном их зарплата 600-1500 лари [около $200-520] в зависимости от проделанной работы.

Из-за того, что компания постоянно задерживает зарплаты за тяжелый труд, среди местного населения все больше растет недовольство по отношению к самому проекту железной дороги.

В регионе вновь заговорили о том, что железную дорогу строят в им в ущерб.

Мужчины, собравшиеся в центре села, обсуждают, какую пользу им принесла железная дорога.

«Какая польза? Только вред. Все поля испорчены, пастбищ для скота нет, земли нет, чтобы ее обрабатывать, в чем наша выгода?»

« Нас на работу не принимают, а тем, кого приняли, — зарплату не платят».

«Обманом забрали земли у людей. Если сельчанина заставляют продать земли, то как тогда ему прожить?»

«Сначала мы не соглашались продавать наши земли, начали таскаться по судам, много историй, вплоть до угроз, но в конце они достигли своей цели. Мы были вынуждены отказаться от наших земель. Взамен нам даже рабочих мест не дают», — говорят на сельской «бирже».

В селе Кулалис Ниноцминдского района — около тысячи человек и примерно 110 хозяйств. Железнодорожная линия тут перекрыла дорогу, ведущую из села в город.

Такая же ситуация в Ахалкалакском районе, где железная дорога пролегает через четыре села — Карцах, Дадеш, Бозалы и Сульда. Протяженность дороги составляет 25 километров, и почти вся она проходит через пахотные земли.

Бюджет Ахалкалаки четвертый год получает налог с железной дороги.

За эти четыре года года в местный бюджет было внесено около 20 миллионов лари [около $7 млн.], однако в селах, через которые пролегает железная дорога, ощутимых положительных изменений нет.

Жители там продолжают в перечислять прежние проблемы: плохие дороги и питьевая вода, нехватка пастбищ и т.д.

Местное население жалуется, что, помимо вреда, они никакой прибыли от этого проекта пока не получили.

Как сказал председатель сакребуло [местный орган самоуправления] Ахалкалаки Наири Ирицян, со строительства местный бюджет получает налогов примерно в пять-шесть миллионов лари [около $2 млн.]. Эти деньги распределяются на весь муниципалитет:

«От этой суммы какая-то часть могла бы пойти на эти села, поскольку через них пролегает железная дорога. Например, в прошлом году в селе Дадеш мы построили детский сад, в этом году отремонтировали детский сад в селе Сульда», — рассказывает он.

Ирицян говорит, что в целом от эксплуатации железной дороги местная экономика особенного облегчения не почувствовала.

«Строительство железной дороги идет медленно. Мы этого почти не чувствуем. Пока только десять вагонов пшеницы и ячменя увозят и привозят, и то по ночам. Мы этого фактически не видим», — говорит он.

По его словам, проект не дал региону и новых рабочих мест.

«Ожидания были велики, нам пообещали, что откроются тысячи рабочих мест, примут местных на работу, инфраструктура будет развиваться, надеялись, что частный сектор займется бизнесом — гостиницы, там, и многое другое», — говорит Ирицян.

Однако, как говорят в грузинской компании «Марабда Ахалкалаки», которая также вовлечена в строительство дороги, пока рано говорить о пользе, так как железная дорога еще работает в тестовом режиме.

В Грузии было построено две станции — Ахалкалаки и Карцахи.

Работы на станции “Карцахи” закончены, но ее пока не открыли. На территории ахалкалакской станции тоже еще идут работы.

Дорога рассчитана на перевозку в год пяти миллионов тонн груза. Однако пока по этому пути проходят лишь несколько вагонов два-три раза в неделю.

Что касается пассажирских составов, они и вовсе тут пока не ездят.

По информации руководства ЗАО «Азербайджанские железные дороги», по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс пассажирские перевозки должны были начаться во втором квартале этого года.

Пробные пассажирские вагоны из Швейцарии прибили в Ахалкалаки 24 марта 2019 года. Эти вагоны «Азербайджанские железные дороги» заказали у компании Stadler. Они будут перевозить пассажиров на железной дороге Баку-Тбилиси-Карс.

Агуник Айвазян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image