ДОМ МИНАСА - ОЧАГ ВДОХНОВЕНИЯ

12 августа, 2019 - 13:38

Среди знаменательных дат прошлого культурного сезона стояло 90-летие Минаса. Юбилей великого художника был отмечен открывшейся в июле прошлого года в Национальной картинной галерее выставкой "Минас Аветисян. Искусство древнее и совершенно новое" и скандалом вокруг двух гибнущих фресок мастера, на реставрацию которых у Министерства культуры не нашлось денег.

ГРЕХИ КУЛЬТУРНОГО ВЕДОМСТВА взялись замаливать строители. Комитет градостроительства объявил о начале реализации программы реконструкции отчего дома Минаса Аветисяна в Джаджуре, который предполагается превратить не в дом-музей, но в некий дом творчества художников. 

Идея восстановить и превратить в Дом-музей разрушенный в землетрясением 1988 года дом, в котором родился великий армянский художник, владела его сыновьями на протяжении многих лет. Воплотить  ее так и не удалось. Зато в 2003 г.  фонд ЛИНСИ  инвестировал средства в строительство нового здания музея с постоянной экспозицией работ Минаса, который был открыт в 1982 году и который был разрушен землетрясением - и идея дома-музея, вроде, утратила актуальность.  Зато встал вопрос о создании в Шираке музея монументального искусства, который поднял председатель Совета попечителей благотворительного фонда "Минас Аветисян", сын художника Арман Аветисян.

Случилось это в связи необходимостью срочной реставрации двух оказавшихся на краю гибели фресок великого художника. За несколько лет фонд его имени отреставрировал и переместил в безопасное место 9 из 12 монументальных фресок.  Потом фонд обанкротился стараниями экс-мэра Гюмри Вардана Гукасяна, задолжавшего ему 15 миллионов драмов, и на реставрацию фресок "День" и "Ночь" денег уже не нашлось.

Арман Аветисян со товарищи  писали письма с прилагаемыми документами членам правительства и встречались с тогда министром культуры Лилит Макунц. Увы… На письма не отвечали, а министр ответила, что каких-либо программ и финансов на реставрации не предусмотрено, так что - извините. А ведь речь шла о 20-25 тысячах долларов… Вот тогда Арман Аветисян и выдвинул идею создания музея монументального искусства.

"Мы уже практически смирились с тем, что фреска "День" потеряна, но "Ночь" еще можно спасти. Все фрески необходимо собрать под одной крышей.  Единственный вариант разрешения этой проблемы - создание музея монументального искусства, где будут выставлены фрески Минаса, декорации к балету "Гаяне", а также работы других мастеров. Такой музей может стать первым и единственным в Шираке, и его создание не только спасет фрески Минаса, но и станет серьезным импульсом для  туристической сферы", - говорил ровно год назад Аветисян-младший.

ИДЕЯ МУЗЕЯ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА тоже не получила развития.  Но параллельно с ней прорастала концепция восстановления разрушенного землетрясением дома, в котором родился великий художник.  Именно этой инициативой и заинтересовались. Только не в культурном ведомстве, а в Комитете градостроительства. В Джаджур уже направились архитекторы, которые занялись нумерацией камней сохранившегося остова дома с тем, чтобы сохранить все, что возможно сохранить, и осуществить восстановление с максимальной точностью по отношению к оригиналу. В начале нынешней недели на место будущей реконструкции приехал целый десант от Комитета градостроительства во главе с его руководителем Ваагном Вермишяном, чтобы понять на месте, с чем предстоит иметь дело. На реконструкцию планируется направить как государственные деньги, так и частные инвестиции.

Дом, который подлежит реставрации, был заложен через год после рождения мастера.  Так что, идея восстановления родилась, если не в год 90-летия Минаса, то в 90-летие самого дома. Дома, который, как гласит семейная история, был построен по всевышнему повелению.  А история такова.

К Карапету Аветисяну, будущему отцу будущего великого армянского художника пришла старуха и стала настаивать, чтобы вместе они отправились на каменный карьер невдалеке от Джаджура - явившаяся ей во сне Богоматерь велела найти спрятанный там "Нарек", и сделать это должен Карапет. Карапет всеми силами пытался избавиться от назойливой старухи, но она упорствовала. Наконец, в очередной ее приход взмолилось уже все село - сходи с ней на карьер, Карапет, от тебя не убудет. Поиски были долгими, и Карапет Аветисян готов был высказать женщине все, что думал об этой  эскападе, когда вдруг из под очередного камня вышла на свет обернутая тряпкой книга в серебряном окладе. Испуганный Карапет пртянул книгу своему странному поводырю. "Нет, - ответила старуха, - Богоматерь сказала, что это твоя книга, и ты должен хранить ее в доме, который тебе предстоит построить". И Карапет начал строительство. Вскоре у него родился сын Минас. А для "Нарека"  в одной из стен дома сделали специальную нишу, которую загородили камнем с крестом.

В любом случае, в отреставрированном доме Минаса этого камня уже не будет - так же, как и "Нарека". В руинах разрушенного землетрясением дома их так и не удалось найти…

НО ОСТАВИМ В СТОРОНУ СЕМЕЙНОЕ ПРЕДАНИЕ. Чем станет Дом Минаса с учетом того, что здесь уже существует Музей Минаса?

"Есть идея превратить отреставрированный дом в своеобразную гостевую мастерскую, куда могли бы приезжать, жить и работать художники из разных уголков мира. Чтобы Джаджур стал своеобразным местом паломничества творческих людей, где они могли бы создавать свои шедевры, как делал когда-то отец. Здесь можно будет проводить фестивали и биеннале. Кроме творческих импульсов, появление такого дома может стать импульсом для развития Джаджура, который все больше превращается в богом забытый угол большого мира", - уверен Арман Аветисян.

Идея создания дома творчества, в котором художники из разных стран будут работать, и их будет охранять и вдохновлять, если не дух "Нарека",  то дух Минаса - одной из ключевых фигур армянского искусства второй половины XX века - замечательна. К тому же, она вовсе не нова. Такие арт-резиденции действуют не только по всей Европе. В соседней Грузии они привлекают не только артистов и ученых всевозможных сфер, но всевозможные гранты, а значит финансовые потоки - в науку и культуру, в страну.

Здорово, что Комитет градостроительства взялся за восстановление дома Минаса. Странно, что к этому не причастно министерство и культуры. Ему здесь точно есть над чем подумать - и в широком контексте.

Сона МЕЛОЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image