Сирия, Иран, Амулсар: давление США на Армению усиливается

28 августа, 2019 - 13:13

Удастся ли Николу Пашиняну сформировать общенациональную «повестку дня»?

Для американо-армянских отношений, к теме которых мы обращались в одной из предыдущих публикаций, предстоящий сентябрь станет весьма важным периодом. Под давлением Конгресса администрация Трампа может разморозить финансирование по программам внешней помощи на 2020 год, общий объем которой составляет около 4 миллиардов долларов. Из этой суммы 40 млн. долларов составляют программы помощи Армении, а также поддержка программ разминирования в Нагорном Карабахе, дискуссии по которым продолжаться в ходе очередной осенней сессии палат американского Конгресса. К 89 членам Палаты представителей США, выступившим в поддержку программ HALO Trust, через неделю присоединились ещё 22 сенатора США, поддержав соответствующее обращение. «Мощный ответ сенаторов и конгрессменов на безответственные планы администрации президента США сократить помощь Арцаху демонстрирует широкую поддержку, которую получает эта жизненно важная гуманитарная программа. Мы благодарим всех, кто в такие сжатые сроки выступил в поддержку безопасности армянского народа в Нагорном Карабахе», – отметил в этой связи исполнительный директор Армянского Национального Комитета Америки Арам Амбарян. Также в ANCA продвигают возобновление финансирования в рамах программы «Вызовы тысячелетия» на образовательные и научные цели объемом 140 млн долл. (совет директоров этого «независимого» агентства, ведущего от имени самой богатейшей страны мира борьбу с «глобальной бедностью», возглавляет госсекретарь Майк Помпео).

Спикер Палаты представителей США демократ Нэнси Пелоси полагает, что приостановка программ внешнего финансирования подорвёт доверие сторон к процессу утверждения бюджета. В свою очередь, два влиятельных республиканских законодателя – Линдси Грэм и Холл Роджерс – заявили, что замораживание иностранной помощи нанесет ущерб национальной безопасности и усилиям по борьбе с терроризмом, и создаст проблемы в ходе и без того непростых бюджетных переговоров между Белым Домом и Конгрессом.

Ведущий научный сотрудник программы «Россия и Евразия» вашингтонского Фонда Карнеги за международный мир  Пол Стронски рассматривает разговоры о сокращении финансовой помощи Арцаху как проявление недовольства отправкой Сирию «обученных США армянских саперов в рамках российской миссии». В то же время, выделение в 2018-2019 гг. Азербайджану более ста миллионов долларов на «укрепление безопасности», по его мнению, связано с «вопросом Ирана», который, заметим, активно муссировался американскими экспертами в ходе встреч с армянской парламентской делегацией в минувшем июле. По мнению представляющегося «другом Армении» господина Стронски, «…нынешняя администрация очень отличается от своих предшественников… Администрация Буша, администрация Обамы, были готовы работать с Арменией по вопросам санкций, торговли и найти решения. А эта администрация, в частности, советник по национальной безопасности Джон Болтон и президент Дональд Трамп, не очень склонны это делать. Следовательно, я предполагаю, что [армянское] правительство действительно находится под давлением. И вновь, решение, связанное с разминированием, было принято в более широком контексте. В Соединенных Штатах есть опасения по поводу этой проблемы. В Штатах вряд ли проигнорируют подобные шаги, если они связаны с Сирией. Они хотят, чтобы деньги американских налогоплательщиков служили цели правильно. Но если обученные на эти деньги люди отправляются в Сирию, чтобы помочь жестокому режиму Асада, то это может вызвать серьезную озабоченность».

Известно, что премьер-министр Армении Никол Пашинян собирается в Нью-Йорк, где планирует принять участие в открывающейся там 17 сентября очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Вопрос о его выступлении с главной публичной международной трибуны пока остаётся открытым – так же, как и о возможной встрече с Дональдом Трампом, не перестающим выделывать лихие внешнеполитические кульбиты, о которых мы ещё скажем. Год назад, сославшись на занятость, отказался встречаться тогда ещё с исполняющим обязанности главы армянского правительства, приобретшим после «бархатной революции» широкую международную известность. Министру иностранных дел Зограбу Мнацаканяну также не удалось пока встретиться с государственным секретарём Майком Помпео, однако двусторонние контакты поддерживаются на разных уровнях. В частности, в июне 2018 года в Вашингтоне побывал президент Армении Армен Саркисян (который встречался с Помпео), а в Лос-Анджелесе – вице-премьер Тигран Авинян. В октябре 2018 года в Ереване в рамках своего кавказского турне побывал советник Трампа по вопросам национальной безопасности Джон Болтон, а в декабре – заместитель главы USAID по вопросам Европы и Азии Брок Бирман. 26 августа министр образования, науки, культуры и спорта Армении Араик Арутюнян встретился c американским послом Линн Трейси, обсудив совместные проекты в сфере науки, культуры и образования. В недавнем интервью «Голосу Америки» Б. Бирман рассказал, что «армянский» бюджет организации в 2015 году составлял 8 миллионов долларов, а в 2018 году – уже 18 миллионов. Армения видит новые возможности для стратегического диалога с Вашингтоном, завил 27 августа З. Мнацаканян в рамках ежегодной конференции центрального аппарата МИД, дипломатов и сотрудников консульств. Он отметил, что США сыграли важную роль в сформированной вокруг Армении атмосфере безопасности с первых лет независимости страны, особенно в поддержании регионального мира: «Мы уверены, что платформа для стратегического диалога с США открывает новые возможности для расширения и углубления нашей повестки двустороннего сотрудничества».

При выработке такой платформы будет необходимо учитывать специфику внешнеполитического курса администрации Трампа. Например, его недавняя идея арендовать у Дании остров Гренландия только с виду кажется эксцентричной и даже несколько аномальной. Если скандинавского союзника таким образом предупреждают о необходимости и далее препятствовать реализации проекта «Северный Поток – 2» (а также двигаются в Арктику для противостояния Китаю), то, к примеру, армянские предприятия включаются в иранский «санкционный» список как «действующие против национальных интересов» Америки. На этом фоне официальное приглашение в Ереван Хасана Роухани на запланированную на 1 октября встречу глав государств Евразийского Экономического Союза вряд ли увеличит шансы на встречу с Трампом, хотя бы и мимолётную…

Далее, резонансная история с разработкой золотоносного рудника «Амулсар», вызывающая протест значительной части общества, также имеет внешнеполитический и внешнеэкономический аспект. В октябре 2018 года тогдашний посол США в Ереване Ричард Миллз недвусмысленно намекал на недопустимость сворачивания реализуемого компанией Lydian International проекта, в котором он не увидел ни коррупционной составляющей, ни нарушения экологических норм. Указанная кампания с британской налоговой юрисдикцией и штаб-квартирой в Колорадо, зарегистрирована на фондовой бирже Торонто; её акционеры – инвестиционные фонды США, Канады и Европы, а также Европейский банк реконструкции и развития. Периодически Lydian International и её дочерние предприятия угрожают Армении крупными исками в международных судебных инстанциях.

Недавно озвученное главой правительства решение по Амулсару, чреватое массовыми протестами и расколом в поддерживающей его парламентской фракции, можно расценивать как непростой компромисс в условиях прогрессирующего финансово-экономического давления со стороны западных и транснациональных структур. Armenian Weekly пишет о непростой реальности, в которой большинство государств, Армению, не получают выгод от экономических проектов, связанных с крупными иностранными инвестициями; скорее, они являются «узниками жестокой системы». «Проживая в Армении, я видел, как выглядит настоящая бедность, которую можно было видеть не только в разрушающихся цементных фасадах жилых домов советских времен,продолжает автор редакционной колонки. – Настоящую бедность можно найти в ошеломляющей культурной и экологической пустоте, сформированной индустриальной экономикой, отдающей корпорациям привилегии  над сообществами, и чей рост и масштаб невежественны и слепы не только к законам природы, но и к законам человеческой природы».

В условиях сохраняющейся внешнеполитической турбулентности армяно-американских отношений, уязвимых для атак со стороны недружественных лоббистов, немаловажное значение приобретает укрепление контактов с местной американской диаспорой. На 22 сентября в Гранд-Парке Лос-Анжелеса, неофициальной «столицы» армян восточного побережья, запланированы встречи главы правительства с соотечественниками. При определённых условиях, они способны стать значимым событием в треугольнике «Армения – Арцах – Диаспора». Как сообщил сам Пашинян, он надеется на то, что «в самом армянском городе» Америки «будет обсуждена озвученная в Степанакерте повестка». Итогом «бархатной революции» должна стать консолидация общества и отказ от господствовавшей долгие годы разрозненности. Ранее Пашинян «отказаться от мышления, которое делит нас на карабахцев, иджеванцев, гюмрийцев, армян диаспоры». По его мнению, политические и экономические успехи Армении и Арцаха в экономике укрепляют как армянскую диаспору, так и её единство с исторической родиной. Как пишет Armenia Today, «более чем очевидно, что в Степанакерте Никол Пашинян сделал конкретную заявку стать общеармянским лидером. Судя по настроениям простых граждан в Арцахе, его рейтинг во втором армянском государстве весьма высок. Очевидно, что премьер не сомневается, что подобной популярностью он пользуется и среди диаспоры. Именно этим можно объяснить его желание посетить, как выразился Пашинян, "столицу Спюрка". Если его встречи с соотечественниками в Лос-Анджелесе будут успешными, можно наверняка спрогнозировать, что в дальнейшем премьер посетит и некоторые другие страны, где существуют многочисленные армянские общины».

Статистические показатели свидетельствуют о позитивных тенденциях в экономике за последний год, в то время как граждане, почувствовав перемены к лучшему, начали возвращаться в страну, что отмечают и зарубежные наблюдатели. Вместе с тем, история с Амулсаром может привести к существенному падению уровня поддержки правительства и к серьёзной внутриполитической дестабилизации. От ответа на вопрос, удастся ли на пути к (хотя бы относительному) общенациональному единству сформировать содержательные ответы на вызовы современного мира, во многом будет зависеть восприятие Никола Пашиняна как подлинного лидера, работающего на благо армянского народа – хотя бы и при достаточно узком коридоре возможностей. Либо же – как на очередного проводника интересов глобальных корпораций.

Андрей АРЕШЕВ, политолог, Москва

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image