Зона расширения: ЕАЭС наращивает число своих деловых партнёров

4 октября, 2019 - 14:26

Церемония подписания соглашения о Зоне свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами и Республикой Сингапур, а также Рамочного соглашения о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствами-членами и Республикой Сингапур прошла в присутствии глав государств – членов Союза, прибывших 1 октября в Ереван на очередной саммит ЕАЭС. Специально по этому случаю в столицу Армении прибыл и премьер-министр города-государства Ли Сянь Лун.

Подписанный договор стал первым из серии соглашений, сообщила накануне саммита министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина: «Мы завершаем переговоры с Сингапуром. Остальные будут подписаны в ближайшие годы. Это более сложная форма соглашения, оно касается не только торговли товарами, но и торговли услугами и инвестициями».

Как, в свою очередь, отметил Ли Сянь Лун, «для Сингапура это соглашение о ЗСТ – существенный шаг вперед. ЕАЭС – это динамичный и большой рынок с более 180 миллионами населения, расположенный на пересечении путей между Европой и Азией, имеющий большой потенциал роста, особенно в цифровом секторе и логистике». Он также отметил, что в рамках ЕАЭС в этом году отмечен рост торговли в 9,2%, увидев в этом один из важных индикаторов интеграционных процессов.

Сингапур не является активным торговым партнёром для стран ЕАЭС. В 2018 году товарооборот между ним и странами-участницами организации составил чуть более 4 млрд. долларов, из которых 3,26 млрд приходился на экспорт в Сингапур и 946 млн долларов – на импорт в государства ЕАЭС. При этом 80% от этого объёма товарооборота приходится на Россию, на Казахстан – порядка 14%. А доля Сингапура в торговом обороте Армении и вовсе составила менее 0,1%. Цифры незначительные. «Но у обеих сторон есть потенциал. Я уверен, что объёмы увеличатся, а связи окрепнут», – оптимистично заявил на саммите в Ереване Ли Сянь Лун.

Хотя соглашение о ЗСТ подписано 1 октября текущего года, переговоры о его заключении начались ещё в 2015 году. Это нормальная практика при заключении подобного рода договоров. Столько же времени потребовалось ЕАЭС для подписания соглашения о создании ЗСТ с Вьетнамом. В итоговом документе, как сообщили в ЕЭК, страны ЕАЭС и Сингапур договорились, что беспошлинный доступ будет обеспечен сразу 40% товарам этого города-государства, и 87% – после завершения всего переходного периода, который составит от 3 до 10 лет.

Какие преимущества сулят странам ЕАЭС соглашение о создании ЗСТ с Сингапуром? Можно выделить несколько направлений, например, приток инвестиций, а также обмен опытом реформ. Но прежде всего, это инновационное развитие. Сингапур смог построить наукоемкую экономику, благодаря чему быстро сократил разрыв от развитых стран. На 2016-2020 годы правительство выделило 13,7 млрд. долларов на поддержание инновационных разработок, тем самым власти стремятся укрепить конкурентоспособность экономики. Не секрет, что страны ЕАЭС также вынашивают планы по развитию инновационных предприятий. В данном случае Сингапур может дать мастер-класс своим новым деловым партнёрам.

Что же касается опыта реформ, то интересную зависимость между природными и человеческими ресурсами выделил один из архитекторов «сингапурского чуда», ныне почётный старший министр и член парламента этой страны Го Чок Тонг. Выступая в Сенате Казахстана в сентябре 2016 года, он заметил, что «человеческие ресурсы – это постоянно растущий актив, а все остальное – это обесценивающиеся активы. Чем больше вы инвестируете в человеческий капитал, тем более ценным он становится. И чем больше вы добываете природных ископаемых, тем меньше их у вас становится». Такой «формулы успеха» придерживался сам Сингапур, благодаря чему выбился в мировые лидеры.

Сингапур, как одна из финансовых столиц Азии, также обладает большими инвестиционными возможностями. В 2016 году из 33 млрд. долларов прямых инвестиций в экономику России 16,3 млрд. пришлись на этот город-государство. Аналогичная картина наблюдается в других странах ЕАЭС. Поэтому заключение с ним соглашения о создание Зоны свободной торговли обещает сделать приток капитала стабильным, что позитивно отразится на экономических показателях, также обещают появиться новые рабочие места и, возможно, даже новые отрасли на пространстве ЕАЭС.

С другой стороны, Сингапур традиционно возглавляет глобальные бизнес-рейтинги и находится в другой «весовой категории» в отличие от большинства членов ЕАЭС. Например, в этом году он занял первое место в рейтинге конкурентоспособности стран мира, составленный Международным институтом управленческого развития (Швейцария), потеснив США и Гонконг (Россия на 45 месте. – Ред.).

Логичный вопрос: почему власти Сингапура выбрали страны ЕАЭС в качестве деловых партнёров? Тем более что город-государство уже является участником АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. – Ред.), более респектабельного регионального объединения. Можно выделить ряд доводов. Прежде всего, это состояние экономики Сингапура. Кризис 2008 года подвёл черту под глобализацией, а именно с ним было связано бурное развитие большинства государств Азии. В том числе Сингапура, чья экономика ориентировалась на экспорт. Как следствие, в 2019 году отмечен самый минимальный рост ВВП за 10 лет. Во втором квартале он составил 0,1%. Тенденция заставляет власти Сингапура искать новые рынки, и очевидно, что ЕАЭС привлёк к себе внимание. Во-первых, здесь проживает свыше 180 млн. человек, потенциальных потребителей. Во-вторых, Союз придерживается политики «открытых дверей» и готов к диалогу с партнёрами, несмотря на географическое удаление.

Обращает на себя внимание и тот факт, что Сингапур развивался за счёт своего порта. Город расположен на пересечении морских торговых путей, соединяющих Европу и страны Азии, в то время как государства ЕАЭС находятся в центре Евразии. Географическое расположение также могло подтолкнуть Сингапур развивать торговые связи с евразийским объединением.

Учитывается наверняка и то обстоятельство, что КНР, являющаяся основным деловым партнёром Сингапура, проводит политику «Один пояс – один путь», которая предполагает восстановление исторического сухопутного Шелкового пути. С одной стороны, проект может перетянуть объёмы транзитных грузов у Сингапура, с другой – в Евразии формируется новый центр деловой активности. Китайские инвестиции в страны Нового шелкового пути превысили 70 млрд долларов, а торговля с ними КНР в 2018 году выросла на 16,3%. У Сингапура есть ещё шанс вскочить на подножку набирающего скорость поезда.

Возвращаясь к соглашению, подписанному в Ереване, заметим, что Сингапур – не первая страна с которым у ЕАЭС было подписано соглашение о ЗСТ. Первым был Вьетнам, с которым соглашение было заключено ещё в 2015 году. В последующие годы наблюдался рост торговли. По словам главы ЕЭК Тиграна Саркисяна, по итогам 2016 года товарооборот между ЕАЭС и Вьетнамом составил 4,3 млрд долларов, в 2017 г. – 5,9 млрд, в 2018 году – 6,7 млрд.

Есть серьезные основания надеяться, что и в торговле между странами ЕАЭС и Сингапуром будет такой же устойчивый рост.

Замир КАРАЖАНОВ

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image