Примирение? Ни за что!

11 октября, 2019 - 16:36

Так принципиально-безапелляционно продолжают реагировать президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его сподвижники, едва только речь заходит о возможном смягчении напряженности во взаимоотношениях властей и общества. Тем же, кто придерживается мнения, расходящегося с насаждаемым единовластием, уготованы репрессии - вплоть до тюремного заключения.

Подобную жесткую позицию режим "султана Реджепа" занял, в частности, в отношении своего согражданина - предпринимателя и филантропа Османа Кавала (Osman Kavala), который выступает за примирение с армянами и курдами. Такое "предательское" поведение привело его за тюремную решетку, в каковом положении он, без суда и следствия, пребывает уже 700 дней - почти два года. На прошлой неделе в тюрьме он отметил свой 62-й день рождения.

По сообщению портала al-monitor.com, правозащитное сообщество расценивает удерживание Османа Кавала за решеткой как политическое стремление турецких властей "вселить страх в гражданское общество страны".

Кавала – один из тех, кто инициировал в 2013 году массовые протесты, вошедших в историю как “события в Гези”. В этих протестах власти усмотрели попытку государственного переворота. А уж за такое кара предусмотрена суровая.  

Справка:

Упомянутые волнения в Турции начались 28 мая 2013 года на площади Таксим в центре Стамбула, а затем охватили также другие районы города и ряд других регионов страны. Несколько сот человек, включая ряд общественных деятелей и парламентариев, выступили против вырубки деревьев в парке Гези, расположенном на площади Таксим. Власти намеревались  переоборудовать площадь: намечалось восстановление “Артиллерийских казарм Халил-паши”, создание пешеходной зоны, коммерческих и развлекательных центров, подземных транспортных развязок и т.д. Реализация проекта была связана с коммерческими структурами, довольно тесно связанными с правящей в Турции “Партией справедливости и развития” (АКР) во главе с Эрдоганом, который тогда был премьер-министром. .

Внутренней стороной протеста послужило недовольство светской части турецкого общества авторитарным исламистским правительством. Демонстранты проявили недюжинное упорство, и лишь вечером 20 июля полиции удалось вытеснить их из парка с помощью слезоточивого газа и водометов (говорят, в ход были пущены и резиновые пули). Но волнения продолжались вплоть до января 2014 года – в Стамбуле, Анкаре, Эскишехире, Антакье, Газиантепе. По разным источникам, в ходе столкновений с полицией погибли от 4 до 9 человек, и около 8 тыс. получили ранения.

В итоге Региональный административный суд Стамбула все-таки удовлетворил апелляцию Министерства культуры и туризма Турции, разрешив вырубку деревьев в парке Гези ради строительства торгового центра. Но пока этот замысел не претворяется в жизнь.

Между прочим, сама площадь Таксим была построена в 1940-е годы на некогда располагавшемся здесь армянском кладбище при церкви “Сурб Акоп”(Святого Иакова). Кладбище было основано еще в середине XVI века, в правление султана Сулеймана I Великолепного, и просуществовавшего до 1939 г. Затем оно было полностью разрушено, его мраморные надгробия использовались для строительства фонтанов и лестниц парка Таксим-Гези.

Суд над Османом Кавала и остальными 15 обвиняемыми в тех протестах продолжился 8 октября. Если их в итоге признают виновными, то им грозит пожизненное заключение без возможности условно-досрочного освобождения. Эрдоган настроен решительно: он обвиняет Османа Кавала в "финансировании террористов во время событий в Гези“ и в получении поддержки от ”хорошо известного венгерского еврея Сороса". Под которым, знамо дело, подразумевается американский миллиардер венгерско-еврейского происхождения Джордж Сорос, специализирующийся на “формировании гражданского общества” и “социальных протестов” в регионах, которые развитые страны считают недоразвитыми и всячески стараются подольше держать за таковых.  

“Политическое давление в истории с Османом Кавала очевидно. Его заключение под стражу незаконно”,- заявил на днях на пресс-конференции в Стамбуле руководитель Центра памяти "Правда справедливости" Мурат Челиккан.

По словам Челиккана, Стамбульский суд отказался освободить Кавала хотя бы на период судебного разбирательства, сославшись на тяжесть обвинений и риск его бегства. Хотя другие лица, столкнувшиеся с теми же обвинениями в этом деле, сейчас не под арестом, констатировал турецкий правозащитник, как и около 400 000 других лиц, являющихся сейчас субъектами судебных разбирательств.

Активисты подчеркивают: изначально суд вынес решение в пользу Кавала, постановив освободить его. Однако после обжалование этого приговора на новое разбирательство был назначен новый председательствующий судья, который не заслушал показания подсудимых, фактически лишив их права на справедливое судебное разбирательство.

До своего ареста Осман Кавала расходовал значительные средства на благотворительные цели – от помощи детям, подвергшимся насилию, и налаживания диалога, посредством искусства, между турками и курдами до сохранения армянских исторических памятников на территории Турции (пока еще не уничтоженных), включая средневековую столицу Анийского армянского царства – Ани, ныне город-призрак у сáмой границы с Арменией, внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. За свою работу по защите культурного наследия этнических меньшинств Кавала недавно удостоился премии “Европейское наследие” Европейской ассоциации археологов (ЕАА).

Суровые испытания, выпавшие сегодня на долю Кавала и других - включая архитекторов, юристов, актеров, режиссеров,— являются, можно сказать, частью более глобального “закручивания гаек” в отношении турецкого гражданского общества. Такая политика особенно ужесточилась после подавления попытки государственного переворота в 2016 году. По оценке Эммы Синклер-Уэбб из Human Rights Watch, данный судебный процесс – самый “притянутый за уши” из всех конспирологических инициатив, затеянных официальной Анкарой после 2016 г. “Какя-то фантастическая придумка,- отмечает она,- представить те массовые протесты как что-то, что могла бы осуществить своими силами маленькая группа людей”. 

Шесть лет спустя после событий в Гези органы прокуратуры стараются превратить те протесты в заговор Гези как заговор с целью свержения Эрдогана, который в тот период громогласно поддерживал снос парка, чтобы построить торговый центр, напоминающий по архитектурному стилю упомянутые османские казармы. Парк пока не сносят, хотя Эрдоган время от времени заговаривает об этом. Зато на остальной части площади Таксим полным ходом идет строительство: на западном участке ремонтируют поврежденное здание Культурного центра им. Ататюрка, а на западной оконечности ударными темпами возводится громадная мечеть – к вящему удовольствию исламистов, десятилетиями раздраженных отсутствием мечетей в в районе, где когда-то жили немусульмане.

“Нацеленность на Османа Кавала, несмотря на его богатство и известность,- говорит Мурат Челиккан,- демонстрирует другим протестующим, что они тоже могут быть уязвимы. Власти хотят показать, что могут добраться до кого угодно. Это – политика страха".

Кавала содержится в тюремном комплексе “Силиври”. Этот комплекс под Стамбулом считается одним из самых крупных в Турции (крупнейшая тюрьма строгого режима в Европе – более 20 тыс. заключенных), где одновременно и отбывают наказание, и проводятся судебные процессы; кроме того, он играет роль изолятора временного содержания. В “Силиври” содержатся политические заключенные, лица, замешанные в громких скандалах, и главари мафиозных кланов.

    Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image