АРМЕНИЯ ГЛАЗАМИ АНДРЕЯ БЕЛОГО

13 ноября, 2019 - 19:14

9 ноября в Доме-музее М. Сарьяна состоялся просмотр документального фильма кинорежиссера Гарегина Закояна "Андрей Белый. Армения". Картина рассказывает о путешествии поэта и прозаика, яркого представитель русского символизма  Андрея Белого - одного из авторов удивительной культурной эпохи, получившей название "Серебряный век", в Армению.

ПЕРЕД НАЧАЛОМ демонстрации фильма Закоян отметил, что  выбор первого показа не случаен. "То, что сделал Мартирос Сарьян для Андрея Белого, трудно переоценить, - cказал Г. Закоян. - Именно благодаря великому художнику Белый познакомился с Арменией и написал блестящий очерк. Идея снять картину возникла   в связи с юбилеем Белого. Из московского музея писателя меня попросили  прислать фотографии Белого, рассказывающие о его путешествии в Армению. Но я  предложил им снять фильм. До начала работы я подал заявку в студию документальных фильмов "Айк" при Министерстве культуры. Но  по непонятным причинам мне отказали в финансировании. Пришлось делать все самому. Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую благодарность Дому-музею М. Сарьяна, Национальному архиву РА, Музею Св. Эчмиадзина и Матенадарану за помощь в реализации проекта".

Андрей Белый побывал в Армении дважды - в мае 1928 г. и в мае 1929 г. Первую поездку можно считать творческой командировкой от журнала "Красная новь" , для которого Белый написал очерк "Армения" . Вторая поездка (более длительная, почти месяц) была предпринята уже как результат зародившегося интереса к армянской культуре и жизни - по приглашению знаменитого художника и близкого друга Белого Мартироса Сарьяна. Остановившись в Эривани (Ереване), Белый побывал в Первопрестольном Святом Эчмиадзине, осмотрел развалины средневекового храма Звартноц, посетил Гарни и монастырский комплекс Гегард, озеро Севан. Во время поездки он встречался со множеством людей, среди которых были выдающиеся деятели армянской культуры и науки, серьезно погрузился в изучение литературы об Армении.

КАДРЫ, СОБРАННЫЕ автором фильма, погружают нас в ту замечательную и героическую эпоху. А строчки из очерка только усиливают восприятие картины. "...Разрушение над разрушением напластовывали столетия и заливали культуру, как лава - хребты изначальные; самое страшное было вчера; со времен Геродота Армения разрушения такого не знала: громились деревни, железнодорожные станции, уничтожались каналы, посевная площадь; и женщин насиловали, и младенцев грудных на штыках волокли; после все заносилось песками, летящими от Эривани".

"Великая сушь облагает деревни, разрезанная редкой сетью каналов от Занги и от Арпачая, притоков Аракса; скуднейшая зелень питается влагой подземною, перетекающей от Алагеза, которому песни поют; шлюз - реликвия, святость, а распределитель воды, по-армянски "мираб", есть мудрец, жизнедатель, нелегкое дело водой оделить поселян; здесь снега Алагеза воспеты; зато Арарат, сам себя выпивающий, выброшен вовсе из песни народной. Развалины Древней Армении рядом: рукой их подать; говорят, что видны из вагона; они отошли вместе с Карсской областью к Турции; смотрю на места, где в девятом столетии скапливались в библиотеках книги; вставала конструкция храмов армянских, связавшая Запад с Востоком и стили сирийские - с ранним романским и русским (таков стиль Софии, построенной не византийскими, а азиатскими зодчими); стили связались здесь в утонченный узел, который, с трудом расплетя, получаешь ключи понимания эпохи расцвета единственных форм, обошедших Европу".

ТЕПЕРЬ ОБ ОПИСАНИИ АРАРАТА. Вообще-то он неописуем, ведь и живопись не справляется, не говоря уже о фотографии. Это по плечу только великой литературе. Именно такая литература перед нами: "Лучи вылепляют груду белокупольных облак, громадно висящих призрачным ободом; все облака превышает то облако, и оно не меняет своих очертаний, как прочие. То - Арарат. Смотришь - кажется, вылезло что-то огромное, все переросшее, до ненормальности вдруг отчеканясь главою своей; призрак, распахнутый бледными линиями, и растет впечатление, что голова, отделившись от тела, является белой планетой, которой судьба - обвалиться иль в небо уйти навсегда, унося времена патриархов. Вот он выпустил сбоку отросток, растущий до конуса, спорящего с главным конусом великолепием стянутых круто к вершине пропорций; между вершинами - невероятных размеров седло. Ниц перед снеговой громадой, отнявшей треть неба, и серебристо-розовые с трещиной синей ущелья, которыми разорвано тело; вот пастбищный бок поднялся. Везде, отовсюду, над всем - араратский массив. Да, Арарат - патриарх!"

Про Армению писали многие писатели и поэты, но, по мнению большинства литературоведов, лучшее из всего написанного - очерк Андрея Белого.

После просмотра картины в беседе с корр. "ГА" директор Дома-музея Рузан Сарьян поблагодарила автора фильма и отметила, что многие документальные кадры в фильме демонстрируются впервые. "Фильм смотрится на одном дыхании, - сказала Р. Сарьян. - Это фактически история становления современной Армении. Ожил целый пласт  культурного наследия. Именно благодаря Мартиросу Сарьяну русский человек так проникся и полюбил нашу страну. Белый смотрел на Армению глазами художника Сарьяна, который сопровождал писателя. В одном из писем  Белого Сарьяну есть такие строки: "Cарьян явился нам проводником к душе народа и страны". Художник  гениально передал писателю дух места. А автор картины это блестяще показал".

Тигран МИРЗОЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image