Фотография - это история мгновенья. Интервью с известным фотографом Армении Айком Мелконяном. ФОТОРЕПОРТАЖ

23 ноября, 2019 - 17:42

 

 

СПРАВКА:

Айк Мелконян

Профессиональный гид, фотограф и писатель.

Работал 10 лет в качестве фоторедактора и фотожурналиста в журнале «Ереван». Печатался в журналах «Вокруг Света», «National Geographic», «Geo», «Conde Nast Traveler», «Армения Туристическая», «GORA».

Автор  восьми персональных  фотовыставок в Ереване  и двух в Москве.

Руководил  отделом по развитию туризма на Татевской канатной дороге (IDEA Foundation) и в губернаторстве региона Сюник. Работал в качестве эксперта по туризму и обучению гидов в проекте  My Armenia ( Smitsonian Institutions USA). Получил международную сертификацию гида и тренера национальных гидов от WFTGA . Сейчас работает гидом-фрилансером в сфере экскурсионного  и пешего туризма по всей Армении.

В качестве писателя публиковался в журналах «Медведь», «Эмигрантская Лира»,  сборниках «Новые имена», «Полдень бытия», электронном сборнике «Блокада.ам».

Участник пяти литературных форумов русскоязычных армянских писателей
.

Вы один из самых известных фотографов Армении. Вам удается уникальным образом передать красоту армянской природы. У вас растет количество подписчиков и, соответственно, вы постепенно становитесь объектом всенародной любви. Расскажите, как вам это удается? В чем ваш секрет?

Все, на чем я сосредоточен – это показать всему миру мою страну. Я считаю, что Армения – место, незаслуженно обойденное вниманием. А в фотографии, на мой взгляд, секретов нет. Это всего лишь история мгновения: она либо интересна, либо нет. Все зависит от того, насколько ты можешь передать зрителю атмосферу места и ситуации, и насколько он сможет ощутить то, что ты ему передал.

Можете назвать своих любимых фотографов?

Как ни странно, особо любимых нет. Мне нравятся фотографии в зависимости от момента жизни, который я проживаю на конкретном этапе. В любом случае, талантливые фотографии природы мне всегда близки. Поэтому отдельно назову имя Энсела Адамса. Вообще, есть множество талантливых фотографов известных и не исзвестных мне, чьи работы я встречаю в сети и получаю невероятное удовольствие. В основном, мое внимание привлекают фотографы, снимаюшие природу. Также, мне нравятся работы в жанре арт фотографии.

В чем принципиальное отличие фотографии как вида искусства от других? Допустим, кино или театра?

Фотография – это охота за мгновеньем. Если поймаешь, то увековечишь, а если нет, оно пройдет бесследно. Фотография – это маленькая история мгновенья. Здесь твоя задача лишь в том, сможешь ли ты преподнести ее интересно. В отличие от других видов визуального искусства, фотография не имеет продолжения сюжета, скорее продолжение домысливается уже самими зрителями. Исключение составляет разве что фоторепортаж, сделанный из ряда снимков. Отдельно снятая фотография – это уже самодостаточная история.

Известно, что помимо фотографии вы занимаетесь экскурсиями по регионам Армении и даже хайкинг-турами. Расскажите, что это вам дает? Почему вы решили заняться именно этим?

Это одно из моих хобби, которое я превратил в основной род деятельности. Во-первых, это позволяет мне быть ближе к природе , к чему я так стремлюсь. Во-вторых, это независимость и чувство свободы, которые невозможно почувствовать, работая на кого-либо. А что человек без свободы и независимости? Лишь жалкая тень... Превратив оба моих хобби в основную работу, я создал для себя свой мир, где у меня всегда есть возможность выбирать. За свои неудачи винить можно только себя. Зато лавры побед полностью принадлежат мне. Кстати, добавлю, что подобное сочетание занятий дополняет друг друга и способствует  развитию. Хорошее фото служит хорошими иллюстрациями к моим турам, а посещение интересных мест вдохновляет на новые фотографии. Так что все взаимосвязано.

Армения в фотографии – это определенные, знакомые с детства штампы: Арарат, Гарни, вино, гранат, дудук и так далее. Как вам удается штампы превращать в уникальные кадры?

Стереотипы об Армении появляются из-за узкого представления о стране. Но ведь на самом деле мы живем другой, более полной и насыщенной жизнью. А природа и исторические памятники страны, а наши люди? Это все вообще достойно восхищения. И если смотреть на страну с этого ракурса, то и показанное будет отличаться от уже сложившихся штампов. Мне, как гиду и фотографу, это хорошо известно. Поэтому я стараюсь показать людям иную Армению, далекую от стереотипов, но не менее прекрасную! Ведь узнавать такую Армению намного интереснее даже нашим соотечественникам за рубежом.

Как вы относитесь к корпоративной фотографии? Допустим, к популярнейшим в Армении свадебным заказам? Соглашаетесь ли?

Это совершенно не мое поле деятельности, хоть и самое прибыльное во всей фотоиндустрии. Просто не моя область, и я в нее не лезу. Есть замечательные фотографы среди моих друзей, которые специализируются в этой области. Я предоставляю это поле профессионалам. Согласился лишь раз снять свадьбу родственникам. Несмотря на то, что фотографии всем очень понравились, я больше попыток не повторял. Ну не мое это! То, что я работаю сам на себя, позволяет мне снимать то, что мне комфортно, интересно, и не брать заказы, которые мне не по душе или не из моей области интересов.

В своем профиле Facebook вы отметили, что учились в МГУ. Расскажите немного о вашем образовании?

Как ни странно, это ошибка. Кто-то из моих друзей отметил меня в МГУ, так и осталось и даже забылось. Я окончил Ереванский Политех. Факультет ВТ (вычислительной техники, сейчас ИТ – информационных технологий). В общем, я – инженер-компьютерщик. А став однажды инженером, от этого никуда не уйти. И твой образ мышления проявляется в решении любых вопросов.

В свое время журнал «Ереван» был трендсеттером не просто для русскоязычной армянской диаспоры, но и среди широкой российской аудитории. Расскажите о вашем опыте работы в журнале «Ереван». Почему все-таки такой передовой ресурс пришлось закрыть? И куда вы впоследствии ушли?

Журнал «Ереван» был действительно уникальным изданием, рассказывающим об Армении не только армянам. Основным достижением журнала, на мой взгляд, была команда, влюбленных в свое дело. Они 9 лет несли журнал на своих плечах, несмотря на все сложности. Журнал был интересным не только по моему мнению. Многие мои друзья и представители диаспоры до сих пор его помнят и хранят подшивки. Журнал освещал лишь культуру и историю страны – никакой политики. На мой взгляд, эта ниша до сих пор осталась пуста. Я работал одновременно фоторедактором и одним из фотографов. Снимал, в основном, материалы к статьям о путешествиях по стране. И здесь мне удавалось совместить то, что я люблю: путешествия, природу, памятники, людей и фотографию. К сожалению, век печатных изданий подошел к концу и, как и многие, журнал из печатного перешел в цифровой формат. При переходе сильно поредел состав редакции, и журнал в том виде, в котором мы его все знали просуществовал около двух лет и окончательно прекратил свое существование. Ровно через неделю после ухода из журнала, я уже работал в проекте «Крылья Татева» на Татевской Канатной дороге в качестве специалиста по развитию туризма. И все дальнейшие места работы были связаны с туризмом.

Как вы относитесь к глянцу? Вообще, что для вас журналистика?

Глянец имеет свою аудиторию и, как любое издание, имеет право на существование. На мой взгляд, журналистика – это беседа с читателем о том, что творится вокруг. Беседа может быть разной: теплой, дружеской, на повышенных тонах, лживой, с холодным перечислением фактов и их наглым извращением или зовущей и вдохновляющей на что-то. Словом, каждый, кто с тобой беседует, проецирует мир через свою призму. У журналистики направлений и характеров практически столько же, сколько самих журналистов. Лично меня всегда привлекала трэвел-журналистика. Видимо мечта заглянуть за горизонт – это в крови.

В таком случае, что для вас литература? Когда вы начали писать и публиковать свои рассказы?

К 30 годам наряду с фотографией появилось желание описывать мир вокруг не только в одном моменте и кадре, а чуть более подробно. Здесь на помощь мне пришли большие тексты, которые помогли полнее описать не только то, что снимает камера, но и позволили делать экскурсы в прошлое, а иногда и в будущее.

Как вы относитесь к Пулитцеровской премии по фотожурналистике?

Скажу честно, эффектные снимки с войны, катастроф, человеческого горя, репортажи  с места происшествия или какого-нибудь важного события – это, конечно, необходимая для человечества информация. Я понимаю, что все это тоже нужно, чтобы либо помочь кому-то, либо предостеречь от чего-то, но у меня вызывают восхищение фотографии природы, великолепных архитектурных сооружений, счастливых людей, стариков, в чьи морщины вплетена история их жизни. Бед на этой планете и так не мало, а я бы хотел нести радость и красоту. В моей жизни были случаи, когда мне писали совершенно незнакомые люди и благодарили за то, что мои фотографии спасли им жизнь. Как это работает? Я не имею ни малейшего представления, но если красота спасет мир, то пусть это будет так!

Расскажите, почему вы переехали в Ереван?

Я родился и вырос в Ереване и лишь иногда возвращался в него как бы далеко судьба меня не закидывала. У меня всегда было чувство, что я вернусь обратно. Это город, где проходили мои маленькие победы и поражения, с которым я пережил свою личную блокаду и стал сильнее, где я рос, и чья вода меня питает до сих пор. Он с каждым моим посещением меняется. Иногда – до неузнаваемости... Так что, я в него переезжаю каждый раз.

Какие у вас планы на ближайшие несколько лет? Есть ли у вас проект, о котором мы еще узнаем?

Желание жить на природе в гармонии с миром в последнее время все больше захватывает все мои мысли. Я давно ношу в голове проект эко-деревни, которая будет не только местом для ночевки туристов, а станет пространством, где люди смогут проводить время на природе, и самое главное – творить! В толчее современных городов, у людей остается все меньше времени на себя, они начинают жить, чтобы работать, а не наоборот. Это, на мой взгляд, в корне неправильно! Горожан пугает неустроенность деревни, отсутствие коммуникаций, удобств и это же повергает их в зависимость от рутины. Конечно, дело каждого, где и как зарабатывать деньги, но ведь можно все гармонично совместить. И комфорт, которого так не хватает в деревне горожанам, можно создать на месте, не изменяя бульдозерами ландшафт. Скорее, стоит просто поменять свой подход к жизни. Осознание этого часто приходит уже в старости, когда люди только начинают осваивать дачи и огороды, но силы и здоровье уже не те... Уверен, однажды это место вдохновит кого-нибудь на создание мировых шедевров! Сейчас же я активно ищу партнеров для осуществления проекта. Это даже не просто партнеры, а, скорее, единомышленники. Ибо видение проекта в течении времени может разойтись со взглядами партнера, а вот с единомышленником – навряд ли. Сам проект просто огромен, и пока есть время, надо его поэтапно осуществлять. Это проект длиною в целую жизнь.

Интервью подготовила и записала Мариам Кочарян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image