СЕКРЕТНОЕ "ДОВЕРИЕ" И СЕКРЕТЫ ПОЛИШИНЕЛЯ: ЧТО ПОКАЗАЛИ ВИЗИТЫ ЖУРНАЛИСТОВ

25 ноября, 2019 - 19:59

Итак, спустя почти неделю завеса секретности с визитов армянских и азербайджанских журналистов в три столицы наконец была сдернута. Посему уже можно писать о встрече с нежданными гостями из Баку, которая состоялась практически в первый день их приезда в Ереван. Тем более что сами участники с обеих сторон уже вовсю раздают интервью, постят в соцсетях снимки и выступают с заявлениями. Которые, кстати, в ряде случаев звучат достаточно неоднозначно и странно.

К ПРИМЕРУ, обозреватель телекомпании "Шант" Артем Ерканян, помимо всего прочего, важно сообщает в интервью Спутник Армения, что, дескать, в Баку они провели ряд встреч, информация о которых не подлежит разглашению. Остается выразить надежду, что СНБ Армении и Арцаха в курсе подробностей встреч и бесед армянских журналистов в столице враждебной страны, которые почему-то остаются неизвестными для общественности.

В целом тот факт, что визиты представителей СМИ были организованы в обстановке секретности, вызвал множество негативных откликов и критику, что вполне понятно. В первую очередь потому, что сама заявленная цель проекта - установление доверия между сторонами - предполагает как раз максимальную открытость и публичность. С другой стороны, на одном из азербайджанских сайтов прямо и без всяких экивоков написали, что это делается с целью обеспечить безопасность армянских журналистов. Более того, сразу после первого сообщения о визитах бакинские сайты написали об акции протеста, устроенной азербайджанскими журналистами (!) перед МИД этой страны.

Собственно, на этом можно было бы поставить жирную точку, ибо подобные факты на фоне общей ситуации, как нельзя лучше, доказывают бессмысленность подобных проектов в условиях нынешнего Азербайджана. О каком "доверии" может идти речь, если сами же журналисты соседней страны протестуют против приезда коллег из Армении? О каком доверии может идти речь, если побывавшие в Баку наши журналисты сами указывают на искусственность "конструктивного настроя" своих собеседников? Речь, в частности, об "азербайджанской общине Нагорного Карабаха", руководство которой известно радикальной и агрессивной позицией в отношении армян, в том числе арцахских, и занято именно и исключительно усиленным тиражированием лжи о конфликте и пропагандой армянофобии в разных странах мира?

Еще одно замечание, прежде чем перейти к теме собственно встречи армянских и азербайджанских журналистов в Ереване. Даже на фоне скупости сведений о повестке в Ереване и Баку бросается в глаза отсутствие какой-либо информации о встречах бакинских гостей в Арцахе - с кем они там встречались, где побывали? Разве что один из участников поездки опубликовал фотографии мечети в Шуши, реставрация которой, напомню, вызвала яростное сопротивление и протест в Баку, где привыкли только разрушать и уничтожать памятники культурно-исторического наследия другого народа.

ТЕПЕРЬ О НАШЕЙ ВСТРЕЧЕ. Армянских журналистов было человек 10, азербайджанских, как теперь уже всем известно, трое. Выглядели последние  очень сдержанными и скованными, словно боялись невзначай ляпнуть что-то лишнее. Правда, это был первый день в Ереване, и неординарность ситуации объясняет многое, но их, несомненно, хорошенько проинструктировали о том, что надо говорить и каких тем надо избегать. Нельзя также не учитывать общеизвестный факт о том, что в азербайджанских делегациях, даже в самых малочисленных, на любом уровне и на любой площадке всегда бывает сотрудник спецслужб. Остальные об этом знают и стараются вести себя в полном соответствии с госпропагандой и конкретными установками - так, чтобы потом не было проблем. В целом выглядели бакинские журналисты вполне цивильно и культурненько - трудно было поверить, что перед нами редактор и ведущие журналисты сайтов, которые ежедневно и ежеминутно поливают армян грязью, ложью и ненавистью.

Следует констатировать, что встреча в целом стала как бы слепком состояния обществ в обеих странах. Армянские журналисты были гораздо раскованнее, свободнее и не боящимися затрагивать самые острые темы. Вместе с тем вопрос Арцаха практически не затрагивался - такова была одна из установок организаторов. В этом контексте не совсем понятно, как можно налаживать "доверие", обходя самые острые углы?

Насколько я поняла, главной целью азербайджанского "десанта" было выяснить, насколько общественное мнение Армении единодушно в вопросе Арцаха после "революции". Вопрос этот они сформулировали несколько странно: насколько монолитно армянское общество в вопросе налаживания сотрудничества (???) с Азербайджаном. На что мы ответили: о каком сотрудничестве можно говорить в нынешних условиях? Я подчеркнула, что весь вопрос упирается в цену: мы монолитны в том, что Арцах никогда и принципиально не может быть и не будет ценой за это весьма сомнительное "удовольствие". То есть мы постарались дать им понять, что, как бы ни было сегодня разобщено армянское общество, вопрос Арцаха - именно тот, в котором нет и не может быть двух мнений.

РАЗГОВОР КАСАЛСЯ ТАКЖЕ экономических и социальных тем. Естественно, гости вовсю пытались заверить нас в беспрецедентном развитии своей страны, при этом стараясь максимально уменьшить масштабы и значение, скажем, недавних акций и митингов оппозиции. Точно так же они сделали большие глаза, когда мы напомнили о последнем по времени инциденте - с песней "Ми гна", заявив, дескать, этих парней задержали за какие-то нарушения, а не за то, что слушали армянскую музыку. Интересно, это был экспромт или версию заранее придумали в Баку?

В качестве положительного отмечу тот факт, что, в отличие от, скажем, встречи в Москве в 2012 году в рамках известной "Инициативы послов", пустых и раздражающих разглагольствований и неуместных тостов о "дружбе и мире" не звучало. Понятно, что произошедшие с тех пор события, в том числе выкуп и возвращение Сафарова, убийства армянских пленных в Азербайджане, а также Апрельская война 2016 года, провели очень существенную и жирную черту, перейти которую крайне сложно, если не сказать - практически невозможно. По меньшей мере до тех пор, пока государственная политика Азербайджана зиждется на открытой и агрессивной армянофобии.

Тем не менее главный обсуждаемый сегодня вопрос - нужны ли эти поездки и подобные проекты в целом? Видимого вреда в них вроде бы нет, хотя опыт показывает, что в Баку все и всегда используют прежде всего в своих интересах. Лично я, однако, не вижу и особой пользы. Всего один пример: до прихода Алиева к власти в октябре 2003-го такие встречи были практически обычным явлением, и не только на уровне СМИ. Но спустя всего 4 месяца после его восшествия на престол случилось чудовищное убийство Гургена Маргаряна в Будапеште. И азербайджанское общество, несмотря на достаточно тесные еще недавно контакты с армянским, провозгласило убийцу армянина героем... Понятно, что на то была госустановка, однако слишком мало людей тогда в Азербайджане выразились как люди, а не как нелюди.

КСТАТИ, В НОЯБРЕ ТОГО ЖЕ 2004 ГОДА в грузинском Гудаури мне довелось участвовать в трехсторонней встрече журналистов. Естественно, будапештское преступление было еще у всех на слуху. Одна из бакинских журналисток, вроде тоже вполне себе цивильная и адекватная, согласившись в том, что это было жуткое убийство, на полном серьезе повторила все байки азербайджанской пропаганды о том, как "армянский офицер вытирал ноги об азербайджанский флаг". Явно подразумевая, что тем самым заслужил смерть...

Еще один момент. В посетившей Баку группе присутствовал обозреватель Общественного телевидения Арцаха Эдгар Элбакян, и это очень важный факт, свидетельствующий, что армянской стороне удалось сохранить трехсторонний формат в рамках общественных проектов.

Конечно, лучше пусть говорят журналисты, эксперты и пр., чем "пушки" - это однозначно. Пусть посредники тешат свое самолюбие и делают вид, что заняты важным делом налаживания "мер доверия". Но нам ни в коем случае нельзя забывать о том, что под шумок "подготовки к миру", "взаимных визитов" и прочего бла-бла-бла Азербайджан усиленно вооружается, готовясь к войне, а за спиной Баку стоит Турция, считающая свои планы в отношении армян незавершенными. Последние заявления и Эрдогана с его агрессивными нападками на армян, и Алиева, вспомнившего вдруг о "сумгаите", - лучшие тому доказательства.

Марина ГРИГОРЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image