ЗАБЫТЫЕ ЖЕРТВЫ ЗАБЫТОЙ ТРАГЕДИИ: армянская дипломатия должна вспомнить об армянских беженцах

24 декабря, 2019 - 14:56

Международная кризисная группа (МКГ) опубликовала 20 декабря очередной доклад, посвященный ситуации в зоне карабахского противостояния. Доклад достаточно интересный и неоднозначный по своему содержанию и посылам, и мы еще вернемся к нему в ближайшие дни. Пока обозначим лишь один момент: основное место в документе уделено проблеме заселения "прилегающих к Нагорному Карабаху" территорий беженцами, которых авторы называют "перемещенными из Азербайджана армянами".

УЧИТЫВАЯ ТРАДИЦИОННУЮ АНГАЖИРОВАННОСТЬ МКГ, это неудивительно, однако подчеркнем другое: констатацию того факта, что территории заселены именно армянскими беженцами из Азербайджана, получившими шанс начать жизнь с чистого, но крайне сложного, полного лишений и испытаний "листа".

Данный факт важен с точки зрения того, что в контексте переговорного процесса в рамках Минской группы армянские беженцы и внутренне перемещенные лица как были, так и остаются забытым фактором. Это касается как почти полумиллионной армянской общины Азербайджана, так и тех десятков тысяч депортированных, изгнанных и вынужденных бежать до начала и во время войны из родных домов на ныне оккупированных территориях Арцаха. На фоне того, что для Азербайджана беженцы изначально были важнейшим фактором, нещадно эксплуатировавшимся в политических целях, а требование их возвращения - одним из главных пунктов карабахской повестки Баку, армянская дипломатия странным образом предпочитала не затрагивать тему своих соотечественников, ставших жертвой геноцида, насильственной депортации и этнических чисток.

Почему была избрана такая тактика - ответа на этот вопрос общественность так и не добилась. Скорее всего, этот ответ лучше всех знает, к примеру, серый кардинал и архитектор армянского внешнеполитического курса в середине и конце 90-х Жирайр Липаритян, заложивший основы и главные постулаты политики РА в арцахском урегулировании во времена первого президента. Основы, которые, увы, не претерпели значительных изменений во времена его преемников. К сожалению, и сегодня каких-либо признаков изменения подхода к вопросу беженцев во внешней политике Армении не наблюдается.

ЯРКОЕ ТОМУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО было получено 5 декабря, когда министр иностранных дел Зограб Мнацаканян выступил на министериале ОБСЕ в Братиславе с речью, которая в целом с удовлетворением была воспринята армянской общественностью. Затронув тему этнических чисток на оккупированных территориях Арцаха, он тем не менее ни словом не обмолвился о тех, кто пострадал в результате этих чисток. "Территории Арцаха, в настоящее время оккупированные Азербайджаном (Шаумян, Геташен и др.), где армяне подвергались этнической чистке, доказывают, что опасения армянской стороны оправданны", - в частности, подчеркнул министр, говоря о необходимости и приоритетности безопасности народа Арцаха. Часть которого, подчеркнем, сегодня составляют жертвы этих чисток, проведенных помимо Шаумяна и Геташена и на некоторых территориях Мартакертского и Мартунинского районов.

Армянская сторона странным образом не пользуется даже теми "пасами", которые время от времени подают сопредседатели, подчеркивающие безусловную истину: если уж говорить о возвращении беженцев, то это должно касаться всех. В последний раз об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. "План урегулирования нагорно-карабахского конфликта должен предусматривать право всех внутренне перемещенных лиц и беженцев вернуться в места своего прежнего проживания", - заявила она на брифинге 21 ноября. Тем не менее, речи об армянских беженцах, насколько можно судить по публичной информации и тем "сливам", которые иногда допускаются сторонами, как не было, так и нет.

Несколько дней назад мы направили в МИД РА вопрос следующего содержания: почему в контексте переговорного процесса говорится исключительно об азербайджанских беженцах и никак не упоминаются армянские беженцы, в том числе представители почти полумиллионной армянской общины Азербайджана, и не упоминаются их права? К сожалению, ответа пока не получили.

Почему для Баку вопрос возвращения беженцев столь важен во всех смыслах и в первую очередь - в контексте политического урегулирования, вновь говорить вряд ли стоит. Однако настолько же важен этот вопрос для армянской стороны, тем более учитывая тот мощный потенциал как правового и политического, так и имущественного характера, который имеется в вопросе беженцев из Азербайджана. Практическое отсутствие этого фактора в дипломатическом арсенале армянской стороны на протяжении четверти века необъяснимо, непростительно и чревато огромными рисками, которые уже давно дают о себе знать. И становятся все более явной угрозой на фоне того, как Азербайджан настырно, последовательно и грубо манипулирует "азербайджанской общиной НК", пытаясь введением нескольких, по сути, госчиновников в переговорный процесс добиться фактического перевода последнего во внутриполитическую плоскость.

БУКВАЛЬНО ЧЕРЕЗ 3 НЕДЕЛИ армяне всего мира отметят 30-летие одной из самых страшных трагедий конца XX века - геноцида армян в Баку. Целую неделю в столице Азербайджана происходили чудовищные события, которые не пресекались ни местными, ни центральными властями, и лишь 20 января, когда Горбачев почувствовал угрозу советской власти, в Баку были введены танки. К этому дню армян в городе почти не осталось: геноцидальные действия в лучших турецких традициях, совершенные по заранее разработанному плану и в тесном сотрудничестве властей и оппозиции в лице Народного фронта, положили конец славной истории бакинского армянства.

Кульминация наступила 13-19 января 1990 года, но до этого были сотни и тысячи жертв по всему Азербайджану, десятки тысяч искалеченных, избитых, униженных и ограбленных. Бесконечным скорбным караваном они потекли в разные концы света, навсегда затаив в душе неизбывную боль и память о совершенном злодеянии. Оставшемся неосужденным и безнаказанным.

Ту политику, которую Армения вела и ведет на протяжении прошедших лет в отношении этих людей, тоже можно назвать преступной. Ибо именно Армения должна была - обязана была! - взять на себя защиту прав сотен тысяч соотечественников, причем именно в контексте карабахского процесса. Отсутствие вопроса армянских беженцев как важнейшего политического фактора - одно из фундаментальных упущений армянской дипломатии, как неоднократно подчеркивалось экспертами. И если Никол Пашинян, как сам он не раз заявлял, желал начать процесс с нулевой точки, то лучшим стартом стало бы включение этого вопроса в актуальную повестку.

Собственно, это не поздно сделать и сейчас - в качестве важнейшего тезиса концепции урегулирования. Если, конечно, таковая у армянских властей имеется.

Марина ГРИГОРЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image