Откровения Чингиза Абдуллаева, которые тянут на сенсацию

15 января, 2020 - 10:13

На востоке есть хорошая поговорка: «Не будь вор из дома, то вола не вытащили бы из окна». Так вот, кабы некоторые азербайджанцы, осознанօ или нет, сами не развенчивали бы ложь и домыслы в своем обществе, было бы намного труднее доносить правду до зомбированного его большинства.

На днях в бакинской прессе были опубликованы воспоминания народного писателя Азербайджана Чингиза Абдуллаева, приуроченные к 30-летней дате январских событий, когда советские войска по приказу Кремля были введены в Баку. Воспоминания Абдуллаева, в основном, проливают свет на историю создания книги «Черный январь. Баку 1990-г.», которую он за считанные дни вместе с Аждаром Ханбабаевым и Рашидом Махмудовым составил и подготовил к печати для того, чтобы направить членам Президиума Верховного Совета СССР. По сути это была первая систематизированная пропагандистская работа, целью которой было искажение сути событий января. Якобы, советские войска без адекватной причины атаковали Баку и учинили жестокую расправу над ни в чем не повинными мирными жителями азербайджанской столицы.

Естественно, Абдуллаев и в самой книге, и в воспоминаниях о ее печати старается обойти факты армянских погромов и последовавших вслед за ними попыток штурма обезумевшими массами госучреждений, административных объектов и воинских частей. Доподлинно известно, что на начавшиеся 13 января и унесшие жизнь сотен бакинских армян погромы Москва не отреагировала, но как только получила сигнал о попытках захвата власти националистами, санкционировала командованию МО и ВВ СССР ввести армию в город и предотвратить попытку государственного переворота. Чингиз Абдуллаев же утверждает, что никаких армянских погромов не было и что советские части действовали с установкой задушить в зародыше патриотическое пробуждение азербайджанского народа, напугать его пролитой кровью и насилием.

Однако, сам того не ведая, Абдуллаев в своих воспоминаниях опровергает самого себя и всю догматику азербайджанской пропаганды касательно событий зимы 1990-го года. «В ночь с девятнадцатого на двадцатое января в советский город – столицу республики, вошли части советских войск. Как потом заявили официальные лица из Москвы, войска вводились с целью прекращения погромов, проходивших в Баку. Это была сознательная ложь. К шестнадцатому января все беспорядки в городе были остановлены. Никаких погромов после этого числа уже не было. Но маховик репрессий был запущен».

Спрашивается, о каких прекращенных к шестнадцатому январю беспорядках и погромах идет речь, если факты о резне армян Абдуллаевым и его соавтором Ханбабаевым были просто-напросто выброшены из книги «Черный январь. Баку – 1990г.»? Очевидно, в азарте Абдуллаев не заметил, как выпалил истину и подтвердил имеющие место массовые убийства армян Баку.

Но высказанные далее в воспоминаниях некоторые мысли уже не оставляют ощущения спонтанности, ибо Абдуллаев уже сознательно разрушает мифы азагитпропа, навеянные азербайджанскому обществу. «Позже Аждара муаллима (имеется ввиду соавтор книги «Черный январь. Баку -1990г.» - прим. Aysor.am) застрелили в нашем городе, и сделали это тоже «наши». За то, что он искренне хотел вернуть и помогал возвращению общенационального лидера Гейдара Алиева в Баку. Его убили не приехавшие из соседней страны (имеют в виду армяне и Армения - прим. Aysor.am)… И Зию Буниятова тоже убивали не наши соседи…  и Аффлиддина Джалилова… Неужели мы обречены ходить по этому порочному кругу?».

Здесь Чингиз Абдуллаев явно дает понять, что десятилетиями распространяемые азпропагандой и вколачиваемые в мозги обществу слухи и домыслы о покушении армян на «патриотичных азербайджанских деятелей» абсолютно лишены оснований. Все упомянутые, а также ряд не названых лиц, согласно Абдуллаеву, пали жертвой внутриполитических разборок и грызни за власть, что однако же не помешало эти преступления легко списывать на ненавистных армян, каждый раз закрывая глаза на истинное положение вещей.

Абдуллаев в своих воспоминаниях подчеркивает, что даже в те смутные времена имел смелость прилюдно заявлять, что не армяне являются источниками всех бед азербайджанского народа. Что порочная практика перекидывания вины на армян ни к чему хорошему не приведет.

И уж совсем интригующим звучат его следующие слова: «Мы так и не сделали выводов из той трагедии. Потом была позорная сдача Шуши, где опять не нашли виновных. Потом была трагедия Ходжалы (Абдуллаев путает хронологию событий - прим. Aysor.am), но до сих пор публично не названы имена убийц…».

Здесь он не досказывает мысль, но явно намекает и дает понять, что имена «ходжалинских убийц» следует искать не в армянской среде, как это упорно делается в Азербайджане ныне, но в кругах азербайджанских партийных  и военно-политических элит.

Бесспорно, эти имена хорошо ему известны, как и известны они узким кругам искушенной публики в Азербайджане, которая, однако, под страхом смерти остерегается высказываний на данную тему. Правда о Ходжалу хранится за семью печатями алиевской власти, и никто иной, как сам общенациональный лидер еще в 1993 году лично санкционировал закрыть «ходжалинское дело» и уничтожать все относящиеся к нему материалы. Усердие, с которым Гейдар Алиев замял эту историю, наводит на определенные подозрения, однако никто в Азербайджане даже пикнуть не смеет о возможной причастности общенационального лидера к тем трагическим событиям. Конечно, Абдуллаев не залезает так далеко, но он хотя бы дотрагивается до «запретного плода».

Трудно сказать, чем вызваны подобные откровения или, вернее, полуоткровения Чингиза Абдуллаева, который в общем-то, позиционирует себя лояльным к алиевскому режиму деятелем. Да и власть относится к нему с достаточным вниманием, не обделив званием «народного писателя».

Может быть, эта «словоохотливость» вызвана банальной расслабленностью от ощущения защищенности и неприкосновенности… А может быть речь идет о тревоге и обеспокоенности за свою страну человека, считающего себя ответственным в силу своего призвания за ошибки родного народа, писателя (кстати, поговаривают, неплохого), считающего своим долгом хотя бы полусловом и полунамеком высказать несогласия с царящим затмением умов. В любом случае, даже с учетом недосказанности и некой доли лукавства, рассуждения Чингиза Абдуллаева тянут на сенсацию в нынешнем выжженном пропагандой идеологическом поле Азербайджана.

Автор: Богдан Атанесян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image