МОНИТОРИНГ МОНИТОРИНГА: ЗНАЮТ ЛИ ПОСРЕДНИКИ О ТОМ, ЧТО БАКУ НЕ ВЫВОДИТ МИССИЮ ОБСЕ НА СВОИ ПЕРЕДОВЫЕ ПОЗИЦИИ?

10 февраля, 2020 - 19:12

Сообщения о проведении мониторинга на линии соприкосновения арцахских и азербайджанских сил давно стали привычными, что вполне объяснимо, учитывая их регулярность: они проводятся ежемесячно, а то и дважды в месяц.

РАЗНИЦА ЭТИХ СООБЩЕНИЙ - в именах осуществивших наблюдение представителей офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ (ЛПДП). А также в том, есть ли в тексте предложение "азербайджанская сторона не вывела миссию на свои передовые позиции". Однако наличие этой фразы уже не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее в условиях полного отсутствия реакции со стороны не только посредников, но и армянской стороны.

6 февраля прошел очередной такой мониторинг - второй в нынешнем году. Первый состоялся 16 января. И оба раза азербайджанская сторона не вывела миссию наблюдателей на свои передовые позиции. Официальной реакции, как обычно, ноль. Однако советник президента Арцаха Тигран Абрамян выступил с интересным комментарием.

"Первое, что приходит на ум: если Азербайджан ненадлежащим образом относится к столь часто проводимым наблюдениям и нарушает договоренности, то что нам может дать возможное увеличение числа мониторингов в рамках мер по укреплению доверия? Это я к тому, что одна из достигнутых в Вене после апрельских военных действий 2016 года договоренностей президентов Армении и Азербайджана касалась расширения возможностей команды ЛПДП, что привело бы к более частым мониторингам на передовой. Данный вопрос и сегодня находится в повестке переговоров.

Ясно, что, если Азербайджану есть что скрывать на передовых позициях, он в любой ситуации не выведет туда миссию ОБСЕ. Это, кстати, не единственный случай, однако посредники публично не реагируют. И это при том, что реализация данного положения не проблема даже для Азербайджана, в отличие, скажем, от внедрения механизмов расследования инцидентов на передовой. Если Азербайджан не в состоянии или не способен проявить достаточно воли даже для реализации этой договоренности, то невозможно представить, каких договоренностей можно достичь по заложенным в основу переговоров принципам либо вокруг какого-либо документа", - написал Абрамян на своей странице в Фейсбук.

ТЕМ САМЫМ ЗАТРОНУВ КУДА БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫЙ, нежели мониторинг, вопрос: можно ли доверять стране, которая самым очевидным образом нарушает конкретные договоренности и не выполняет взятых на себя конкретных обязательств?

Мы промониторили сообщения о наблюдениях миссии ОБСЕ на линии соприкосновения за последние семь месяцев. Выяснилось, что во второй половине 2019 года Азербайджан четыре раза отказывался выводить на свои передовые позиции полевых помощников Анджея Каспшика: дважды в июне и дважды в июле. Во всех остальных случаях нарушений не было. Первые два мониторинга уже текущего года, как отмечалось выше, прошли в условиях отказа Баку выполнять договоренности. Подобная статистика, скорее всего, свидетельствует об одном: Азербайджан время от времени желает скрыть от наблюдателей осуществляемые на передовой определенные работы.

Насколько это серьезно для всего процесса в рамках Минской группы? Не беремся судить с военной точки зрения, однако политическая составляющая очевидна: Азербайджан - не заслуживающее доверия как армянских сторон, так и посредников государство, которое легко отказывается от выполнения уже достигнутых и подтвержденных на международном уровне договоренностей, не неся при этом никакой ответственности. Более того, никто и не думает - во всяком случае публично, как отмечает Тигран Абрамян, - спрашивать с официального Баку о причинах подобного поведения, уже не говоря о наказании. Понятно, что механизмов этого не существует, однако сопредседатели ни разу за все годы проведения мониторинга даже не обмолвились о том, что Азербайджан идет на открытые нарушения договоренностей, достигнутых в рамках Минской группы.

Более того, следует констатировать, что и армянская сторона ни разу - по крайней мере публично - не высказывала какого-либо недовольства, не указывала посредникам и не требовала объяснений такого поведения, хотя нарушения были и в 2018-м, и в 2017-м, и все предыдущие годы. Легко представить, какой вой подняли бы в Баку, если бы официальный Степанакерт хотя бы раз отказался выводить миссию наблюдателей на свои передовые позиции.

В ПЯТИСТОРОННЕМ ЗАЯВЛЕНИИ по итогам встречи в Женеве говорится о соглашениях и предложениях, сделанных в прошлом году, о шагах по подготовке народов к миру, о всякого рода принципах и элементах будущего урегулирования и даже о творческом подходе и духе компромисса. Подобных бла-бла-бла мы наслышались очень много за четверть века переговоров, и, не сомневаюсь, немало еще услышим. Но ни разу в заявлениях сопредседателей, а также в их интервью и разъяснениях не затрагивался один из самых главных вопросов в контексте любого урегулирования и любых соглашений: как можно доверять и договариваться о чем-то со страной, которая открыто, бесцеремонно и безответственно нарушает уже достигнутые договоренности?

Марина ГРИГОРЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image