Диаспора-Армения. Правовой статус в Армении и перспективы

12 февраля, 2020 - 14:16

Армения, в поисках своей новой идентичности, обновленной шкалы морально-нравственных ценностей, идеологии с человеческим лицом. Армянский народ после пробуждения стремится не к мнимой (как последние десятилетия), а подлинной государственности, к обретению полноценного суверенитета и правосубъектности, не забывая при этом о контексте неоконченной войны и тревожных ожиданий итогов судьбоносных президентских выборов в Республике Арцах, от которых зависит почти все.

  В этот беспрецедентный, исключительнейший по важности момент истории тяга к общенациональному единению и воздержанию от радикальных настроений должны преобладать, а генетическая память — ежесекундно напоминать об опасностях, которые таит в себе непримиримое, бескомпромиссное противостояние до степени обоюдного личностного неприятия, культивируемые лидерами общественного мнения. Помним, что именно вследствие схожего противостояния, бессмысленных амбиций и перетягивания «канатов» среди групп элит, в начале ХХ века армянский народ потерпел историческую катастрофу, которую еще долго мы не сможем в полной мере осознать и объять истинный масштаб потерь: генетических, цивилизационных, экономических, культурных, территориальных, которые в совокупности и есть отправная точка, от которой мы отталкиваемся и возобновляем прерванное поступательное историческое движение.

Метод наблюдения сквозь призму исторических аналогий следует применять при анализе действий многочисленных представителей касты отрешенных от привилегий. Происходящее сегодня дает возможность воочию лицезреть и «оценить» как выглядела преступная алчность и неуемность амбиций элит в прошлом, приведшее нас к полному политическому и цивилизационному коллапсу. Дерзкое поведение «отвергнутых и отрешенных» должно стать предметом профессионального исследования со стороны социальных психологов, философов, социологов, но в настоящее время, это предмет для беспокойства, и если не медицинского, то нравственного точно. Эти силы в лице представителей касты бескомпромиссной, ненормативной, «быкующей» субкультуры и идентичной лексики, пользуясь тем, что структура государственного управления формируется медленно, драматично, зачастую с ошибками и запоздалыми действиями, стремится постоянно о себе «напоминать», нанося своими «бенефисами» репутационный вред как себе, так и стране в целом.

Прекрасно при этом, что общественность Армении живо реагирует и дает им адекватный отпор, но возникает вопрос, что же делать нам, представителям диаспор? Зависит ли от нас что-либо в этих развитиях на исторической Родине? Ведь эти циничные акции нас беспокоят не меньше, чем соотечественников на Родине. Но если они могут сиюминутно реагировать, то, что делать нам? Как вообще мы можем влиять на развития на Родине?

Безусловно, задача каждого из нас, проживающих в разных концах света, каждого армянина, представляющего в стране своего проживания нашу малочисленную, но «всепланетную» нацию — внести свою посильную лепту, свой кирпичик в становление новой Армении. Спюрк не может стоять в стороне и морально обязан принять активное участие в судьбе Родины, подставить плечо, как это было в дни ненасильственной бархатной революции. Родина же должна найти возможность прислушиваться и принять эту помощь.

В чем сила спюрка для Армении? В инаковости, обостренном восприятии чувства опасности, независимости, структурированности, аполитичности. Именно благодаря этим качествам диаспоральное участие может стать одним из серьезнейших стабилизирующих гарантов внутриармянского политического баланса сил. Не секрет, что многие из отвергнутых находятся и хранят ворованные активы из национального благосостояния вне Армении, внутри же нее нагло, цинично, не скрывая этого, идут в открытое противостояние с законной властью, т.е. против нас с вами.

В ситуации такого противостояния диаспора может стать стабилизирующим фактором влияния на внутриармянский политический климат. Спюрк за небольшим исключением не есть партия, поэтому не является ни объектом, ни инструментом влияния сил и движений, функционирующих внутри Армении. Диаспора независима, экономически самодостаточна и показала свое позитивное влияние в дни ненасильственной бархатной революции. В эти дни представители невежественного, вороватого клана субкультуры в полную меру осознали, что вся планета без исключения может стать для них выжженным полем, ведь куда бы не ступила нога, их встретит свой же возмущенный, активный соотечественник.  

Важность фактора диаспоры была важна во все времена, особенно в века отсутсвтия государственности. Поэтому историческую роль и место диаспоры в современной Армении закрепили законодательно с первых же дней обретения независимости, пунктом 4 Декларации о независимости и статьей 19 основного закона страны — Конституции Республики Армения. 

Спюрк обязан иметь трибуну в Армении, причем не властную и не виде участия в голосованиях, а в статусе наблюдателя, условно говоря — стороннего советника. Эта «трибуна» могла бы быть в виде специально учрежденного органа общинных сообществ. Неплохо бы звучало также, например, «Палата общин» в структуре двухпалатного парламента — Национального Собрания РА. Но к сожалению такая конструкция, не предусмотрена Конституцией страны. Если же говорить о реальном месте диаспорального представительства на Родине, то в данный момент наиболее идеальным органом такого представительства является «консультативный орган при правительстве РА» — Общественный совет, предусмотренный и функционирующий на основании ст.161 Конституции РА. Более того, согласно п.6, ст.2, Закона Армении №ЗР-144 «Об общественном совете» от 21 марта 2018 года, к задачам совета прямо отнесено «способствование объединению усилий армян Армении и диаспоры вокруг общих национальных задач в рамках своих функций».

В связи с этим предлагается к обсуждению принцип формирования диаспорального представительства при Общественном Совете Республики Армения. Убеждены, наличие выборных представителей общин при Правительстве Армении станет одним из гарантов внутриполитической стабильности, т.к. спюрк как институция не связан обязательствами ни с одной политической силой внутри Армении и в силу своей экстерриториальности не позволит «завернуть» внутреспубликанские реваншистские развития, переворотные настроения от внимания мировой общественности, не позволит Армении стать закрытым ковчегом на отшибе от мировых дорог, как это было в веках.

В заключение два слова и об обратной экстраполяции, т.е. о влиянии на диаспоральную действительность представительства в Армении. Наличие представителей спюрка в органах власти в Армении бесспорно сыграет позитивную роль для корректного структурирвания самих общин. Не секрет, что, например, в России общинная жизнь монополизирована псевдо-общинными, псевдо-общественными структурами-суррогатами, что связывает по рукам и ногам настоящую общественную инициативу соотечественников, не позволяет самореализоваться и заявить о себе настоящим общественникам, невхожим в кланы и структуры собранные под брендами общественных организаций. Точечное внимание Родины к трудностям общин поможет в их быстром решении. Так, одним из выходов может быть наличие ставки представителя уполномоченного по вопросам диаспоры в составе посольства РА. Это станет стимулом и для адекватной работы и самой дипмиссии, и внятного формирования корпуса сотрудников этого уважаемого и незаменимого учреждения, которое как правило далеко от активной защиты своих сограждан, решая задачи какого-то 48 уровня.

Общине требуется перезапуск. Одним из вариантов перезапуска могло бы быть учреждение общественного фонда, финансирующего диаспоральные проекты, в попечительском совете которого состояли бы по одному представителю существующих организаций, а фонд пополнялся бы за счет благотворительных взносов и собственной коммерческой деятельности, что не запрещено законом.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image