Армяне в шахском Иране

11 марта, 2020 - 14:46

Крупные армянские общины в Иране стали зарождаться в XVII. Это был далеко не мирный процесс, а результат во многом депортации армян шахом Аббасом I, во многом и в целях развития торговли и переноса одного из центров этой торговли из Джуги в Исфахан. Так постепенно стала развиваться армянская община страны. С приходом к власти династии Пехлеви в 1920-х начались изменения в быте иранских армян, в связи с процессами модернизации Ирана.

При Резе Пехлеви армяне были ограничены в возможностях. Им было запрещено занимать государственные и административные должности, а в меджлис допускался только один депутат. Даже двум депутатам было отказано. В государственных СМИ же армяне и ассирийцы часто подвергались критике как ненадёжные элементы. Это могло быть обусловлено как и паниранизмом шаха, стремлениями к борьбе с сепаратизмом и созданию единой иранской нации, так и его симпатиями к Ататюрку.

В 1938 году были закрыты школы армянской общины, газеты публиковали статьи об опасных преступниках армянского и ассирийского происхождения. Это сочеталось с общими тенденциями иранизации страны: требования ношения европейской одежды, преподавания во всех школах персидского. Доходило и до переименования армянских и прочих деревень на персидский лад.

В какой-то степени шах опасался армян из-за их связей с Советской Арменией. В 1933 году архиепископ был изгнан якобы из-за просоветской ориентации. Страх был связан и с событиями революции 1911 года, в которой армяне "Гнчака" и "Дашнакцутюн" принимали активное участие. Изначально дашнаки были против шаха, но позже сблизились с ним.

В 1909 году произошла победа над сторонниками Конституции и лидер революционного движения в Реште, где и началось восстание, армянин Епрем-хан, стал начальником полиции в Тегеране. Позже он разгромил сторонников младотурок, разоружил азербайджанские формирования. Он заложил основу иранской городской полиции. Подобного рода события, вкупе с фактом пристального внимания советского ОГПУ за армянами Ирана, и привели шаха к попыткам ограничить армян.

Все эти шаги, однако, не остановили армян в культурном развитии и модернизации страны. Например, в зарождающемся сценическом искусстве ведущие женские роли играли Лоретта Айрапетян и Варто Тарьян. Сторонниками новых веяний были армяне, зороастрийцы и бахаи. Именно учителя их школ сыграли новаторскую роль в отказе от ношения вуали, в том числе и за пределами страны. Однако ситуация, в целом, оставалась плачевной вплоть до отставки шаха в 1941 году, когда армянские школы вновь начали открываться. Позже премьер-министр Ахмед Кавама предоставит армянам и другим меньшинствам право обучать детей до пятого класса на своём языке.

В 1940-е годы в Реште издавался журнал "Иран е-Кабир", издателем которого был Григор Ягикян. Журнал защищал концепцию паниранизма и единства всех иранских народов, к которым он причислял и армян. Журнал поддерживался многими деятелями Ирана, однако был закрыт из-за поддержки турецких курдов против Турции. Ягикян пытался использовать газету для поддержки армянского движения и борьбы с Турцией. Армяне сыграли и роль в ликвидации бывшего директора САВАКА(министерства гос. безопасности) Теймура Бахтияра. В 1970 году агент Алген Матевосян(псевдоним "Культура") убил его вместе с телохранителем во время охоты.

Вскоре армянам сделали послабления: им было разрешено избирать двух депутатов в Меджлис, в отличие от всех остальных меньшинств, как запоздалый акт благодарности за участие в конституционной революции. В связи с вестернизацией страны, армяне стали активными и в бизнесе. Например, фирма по производству мясных продуктов "Арзуман" и монополистическая компания "Хавилюкс", принадлежавшие Арзуманянам и Харатуньянам. Про научный вклад Аленуш Терян и многих других армян и говорить не стоит.

В 1978 году начались революционные процессы. Армяне заняли разные позиции: одни заняли сторону шаха, опасаясь исламской дискриминации, другие сторону революции, считая прошахские движения финансируемыми самим шахом. Многие зажиточные армяне, близкие к шаху, покинули Иран. Для остальных армян Ирана наступала новая эпоха Исламской Республики. И нельзя сказать, что новая власть привела к концу армянской диаспоры. Скорее, всё было иначе.

Артур Акопян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image