Армянские эксперты указывают на риск обострения в Карабахе из-за российско-турецкого напряжения

12 марта, 2020 - 20:46

Обострение российско-турецких отношений на фоне боевых действий в сирийской провинции Идлиб вызвало обеспокоенность в общественности и экспертных кругах относительно возможного нового витка насилия в регионе.

Еще большую обеспокоенность развитие событий вызывает в контексте армяно-турецких отношений, которые находятся практически на нулевом уровне еще со времен Геноцида армян, который был организован младотурками в 1915 году в Османской империи.

Безусловно, обеспокоенность возникает и при учете союзнического характера армяно-российских отношений, и многие задались вопросом о том, как это обострение скажется на Армении и Арцахе. В этом контексте масла в огонь подлила встреча главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу с сопредседателями Минской группы ОБСЕ по вопросу урегулирования карабахского конфликта.

Свои опасения армянские эксперты высказали в ходе специального мероприятия, которое прошло в пятницу в Ереване.

Вероятная провокация в Арцахе

"Встреча президента России Владимира Путина и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Москве была важна, как и ее результаты. В глобализованном мире процессы не могут не оказывать влияния друг на друга, более того российско-турецкие отношения не могут не влиять на Армению, систему ее безопасности и вопрос Арцаха", - заявил директор исследовательского института "Политэкономия" Андраник Теванян.

При этом он подчеркнул, что исторически сложилось так, что если российско-турецкие отношения чрезмерно обостряются, то Армении это не выгодно также, как и их улучшение.

"Это события, на которые мы не можем особо влиять, следовательно, мы должны сделать все, чтобы внутри существовала такая готовность, чтобы меньше зависеть от внешних факторов и играть такую роль, чтобы союзники стремились к углублению и расширению отношений, что позволит нам улучшить систему безопасности", - сказал эксперт.

Он указал на то, что обострение в Сирии может различным способом сказаться на Арцахе, например, Турция попытается получить за счет своих действий дивиденды в качестве компенсации за сирийскую неудачу.

"Турция может руками Азербайджана пойти на определенный реванш на фоне неудач в Сирии - тут мнения различны, но мы должны быть готовы к негативному сценарию. Возможно, что Турция пойдет этому пути, тем более что и там, и в Азербайджане есть люди, которые считают, что можно повторить апрельскую войну 2016 года в больших масштабах", - сказал Теванян.

Со 2 по 5 апреля 2016 года азербайджанские ВС вели активные боевые действия, обстреливая позиции и населённые пункты Нагорно-Карабахской Республики практически по всей линии соприкосновения с применением ракетно-артиллерийских средств, бронетехники и авиации. Армия обороны НКР успешно подавила агрессивные действия противника, в результате чего азербайджанская сторона понесла серьезные потери в живой силе и технике

Армения = Россия?

В свою очередь декан факультета востоковедения ЕГУ, тюрколог Рубен Мелконян считает необходимым учитывать специфику внешней политики Турции, и когда там говорят об Армении, то в первую очередь имеют в виду армяно-российские союзнические отношения. При этом он отметил, что вопрос о нападении на Армению встает тогда, когда отмечается безразличие к этому со стороны России.

В частности, он в этой связи отметил, что безразличие со стороны России стало одной из причин армяно-турецкой войны 1920 году, которая завершилась потерей Арменией Карса и Александрополя.

"Вторую аналогичную параллель можно провести в 1992-1993 гг., когда Турция планировала нападение на Армению в первый раз в связи с ситуацией с Русланом Хасбулатовым (последний председатель Верховного Совета РФ, ставший участником конституционного кризиса в России в 1992-93 гг. - ред.) и во второй раз чуть позже. Оба раза удавалось предотвратить все в последний момент", - сказал он.

При этом тюрколог указал на стили ведения Турцией своей внешней политики, один из которых, в частности, выражается в искусственном насыщении повестки иными темами в преддверии переговоров, чтобы иметь возможность маневрировать между болезненных для оппонента тем.

"До встречи в Москве, в повестке которой был Идлиб, Турция привносит в повестку вопрос Арцаха, за два дня до встречи глава МИД (Турции – ред.) встречается с сопредседателями МГ ОБСЕ и озвучивается посыл о том, что Турция обеспокоена этим вопросом", - сказал Мелконян.

Второй стилистической особенностью внешней политики Турции, по словам эксперта, является то, что при правлении Эрдогана она объявила себя региональной державой и ввиду этого считает, что имеет право вмешиваться в решение региональных конфликтов.

По словам Мелконяна, с учетом того, что Турция является конфликтогенной страной, подобные модели и стили поведения несут непосредственную угрозу для Армении. При этом он указал, что Турция ежегодно пересматривает свои концепции ведения войн с соседними странами с учетом геополитической ситуации.

"В случае Турции угрозы по отношению к Армении не должны стать сюрпризами для армянского общества или госструктур - это объективная реальность, потому что с момента обретения Арменией независимости Турция рассматривает возможность войны против нас", - сказал он.

Ситуация в Сирии

В последнее время между Москвой и Анкарой возникли разногласия по Идлибской зоне деэскалации, где значительно обострилась обстановка. Турция обвинила сирийские войска и их союзников в атаках на мирные объекты и позиции турецких военных в Идлибе и потребовала от Дамаска вывести силы из зоны деэскалации. Российские военные, в свою очередь, заявляют, что армия Сирии в Идлибской зоне отвечает на атаки боевиков.

Очередное обострение ситуации произошло в ночь на 28 февраля. Турецкие власти сообщили, что более 30 военнослужащих Турции погибли в Идлибе в результате удара ВВС Сирии. В ответ турецкие военные с воздуха и земли нанесли удары по позициям сирийских правительственных сил.

1 марта Анкара заявила, что в Идлибе проводится операция "Весенний щит".

5 марта президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетил Москву с официальным визитом и провел переговоры с российским коллегой Владимиром Путиным. По их итогам было достигнуто соглашение о прекращении огня между участниками боевых действий в Идлибе, которое вступило в силу 6 марта.

Нынешний этап армяно-турецких отношений

Между Арменией и Турцией не существует дипломатических отношений, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары. Процесс нормализации отношений осенью 2008 года инициировал занимавший тогда пост президента Армении Серж Саргсян.

10 октября 2009 года главы МИД Армении и Турции подписали в Цюрихе "Протокол об установлении дипотношений" и "Протокол о развитии двусторонних отношений", которые должны были быть ратифицированы парламентами двух стран. Однако 22 апреля 2010 года Саргсян своим указом приостановил процесс ратификации армяно-турецких протоколов, заявив, что Турция не готова продолжать начатый процесс.

Нынешний премьер-министр Армении Никол Пашинян 13-го декабря 2019 года заявил, что все правительства республики неоднократно заявляли о готовности установить добрососедские отношения с Турцией без предусловий.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image