«Война беспилотников» в Сирии, на Донбассе и в Арцахе: пропаганда и реальность

25 марта, 2020 - 13:46

Достижение 5 марта российско-турецких договорённостей по Идлибской «зоне деэскалации» на северо-западе Сирии позволило частично снять накал вооружённого противостояния, порождённого турецким экспансионизмом в отношении соседней страны. Многолетнее вооружённое противостояние в Сирии в самых жестоких и разорительных формах было бы немыслимо без прямого турецкого вмешательства, чему имеется множество прямых и косвенных свидетельств. Не приходится сомневаться, что рано или поздно ситуация в Сирии в очередной раз обострится, способствуя росту напряжённости в тех постсоветских конфликтных регионах, интерес к которым со стороны Эрдогана и компании носит непреходящий характер.

Прежде всего, это Крым (с российской принадлежностью которого в Анкаре последовательно и принципиально не согласны), конфликт на Донбассе, а также Республика Арцах. Вряд ли случайно на очередном пике обострения отношений с Москвой в Анкаре обитатель «Ак-Сарая» наведался в Киев, а 25 февраля съездил на один день в Баку, где встретился с Ильхамом Алиевым и поучаствовал в заседании «Совета стратегического сотрудничества высокого уровня» Турция – Азербайджан. Помимо обострения на северо-западе Сирии, вояж Эрдогана явно подвёрстывался с очередной годовщиной провокации у селения Ходжалу в 1992 году, используемой для «чёрной» антиармянской пропаганды.

Не менее примечательно и то обстоятельство, что в обоих случаях настойчиво раскручивается «беспилотная» тема на фоне якобы успешных действий турецкой военщины в Сирии. До того, как турецкие беспилотники начали падать, они действительно создали серьёзные проблемы перешедшей в контрнаступление сирийской армии, нанося, в частности, значительный ущерб её тыловым коммуникациям и путям снабжения. Более мощные средства РЭБ работали с турецкой территории, закрывая весь Идлиб, определяя координаты целей сирийцев и их союзников и наводя на них тяжёлые «Байрактары». К примеру, большим успехом считается удар беспилотника по наступавшему у бывшей авиабазы Тафтаназ отряду «Хизбаллы», стоившего жизни более чем 10 ливанцам. В реальности же, как отмечает военный эксперт Евгений Крутиков, «успех был обусловлен тем, что хезболлисты в открытую пользовались обычной мобильной связью, простыми телефонами компании SyriaTel. Их переговоры засекли и выяснили координаты цели».

В этой связи неудивительно, что к интересующим их аспектам сирийской военной кампании внимательно присматриваются (причём уже не первый год) сторонники военного пути решения донбасского и нагорно-карабахского конфликтов, соответственно, в Киеве и в Баку. Каждый – на своём уровне и в меру своей компетенции. Так, в ходе упомянутого визита Эрдогана в Киев был подписан договор о создании госкомпанией «Укрспецэкспорт» и турецкой Baykar Defence совместного предприятия в сфере высокоточного оружия и аэрокосмических технологий, однако военно-техническое сотрудничество Анкары и Киева имеет куда более глубокую историю. О контракте на приобретении для нужд украинской армии шести ударных беспилотных летательных аппаратов типа Bayraktar TB2 (по фамилии связанного с их разработкой младшего эрдогановского зятя) и 200 ракет к ним стало известно год назад, в марте 2019 года. Спустя год эти машины, тактико-технические характеристики которых (большую длительность нахождения в воздухе, бомбовую нагрузку и др.) не следует недооценивать, начали учебные полёты на базе спецчасти 383-го полка дистанционно-управляемых летательных аппаратов ВСУ в Староконстантинове на востоке Хмельницкой области. А полугодом ранее украинские военные специалисты закончили в Кишане (провинция Эдирне) курсы по эксплуатации Bayraktar, ожидая начала их разрушительной «работы» по позициям ополчения и мирным поселениям Донбасса. Кроме того, Анкара обещала выделить на нужды ВСУ 50 миллионов долларов; производящая радиостанции и электронные системы турецкая компания ASELSAN открыла производство на Украине, а производитель БПЛА Bayraktar – филиал в Киеве.

Вряд ли случайно информация о первых полётах пополнивших арсеналы ВСУ «мух Эрдогана» совпала по времени с пропагандистской истерикой о «блицкриге» турецких беспилотников в Сирии, якобы крушивших «режим Асада» направо и налево. Соответственно, в украинских СМИ они преподносятся «оружие возмездия» Москве (соответственно, в Баку – в контексте вынашиваемых «сценариев потенциальной войны в Карабахе»). «Последние бои в Сирии доказали чрезвычайную эффективность беспилотников в борьбе с достижениями российского оборонпрома», «Байрактар» – кошмар для Путина и Асада!», «Азербайджанская армия готовится к "идлибскому" сценарию в Карабахе» – эти и подобные заголовки замелькали как в киевских, так и в бакинских информационных помойках.

«В Сирии турки еще раз в боевых условиях проверили БПЛА-технологии, и азербайджанские военные должны внимательно изучить опыт сирийской войны. Нам он скоро пригодится», – рвётся в бой некто, известный под ником «Ветер с Апшерона», и примерам подобного рода несть числа. Авторы победных реляций заверяли читателей, что «технологическая» победа в Сирии турками якобы бесповоротно одержана, предсказывая Башару Асаду судьбу Януковича и даже Саддама Хусейна. Дескать, русские «отошли в сторону» и предоставили сирийского лидера его собственной судьбе, и ровно также поведут себя в случае, если азербайджанские вояки начнут очередной «карабахский поход». Разумеется, диванные стратеги разгоняли исключительно турецкую версию боёв в Идлибе, где якобы только российских зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь» было уничтожено 6 штук (согласно данным российского военного ведомства, повреждено 2 машины). Разумеется, протурецкие тролли деликатно обошли стороной то обстоятельство, что «байрактар-атака» Эрдогана имела лишь кратковременный тактический успех, ибо беспилотники сами по себе войну не выигрывают – основные боевые действия ведутся на земле и за контроль над территорией. Придя в себя после первоначального шока, сирийцы начали сбивать и Bayraktar ТВ2 (уничтожен 1 БПЛА), и Anka-S (4 БПЛА) – машины, довольно дорогие в производстве. Потеря техники стоимостью примерно 100 миллионов долларов оказалась для Турции достаточно чувствительной, поспособствовав, после первоначальных ультиматумов Эрдогана официальному Дамаску (и косвенно Москве) его приезду на переговоры в Москву. Игнорировали пропагандисты тот немаловажный факт, что «никакого "роя дронов" не было, следовательно, не было и "войны XXI века". Турки отправляли с Инджирлика пять-шесть БПЛА одновременно, не более. У Турции просто нет достаточного количества дешевых беспилотников, чтобы организовывать атаки "роем"».

В 2016 году одно из киевских изданий сообщило о том, что решение о принятии на вооружении украинской армией ударных беспилотников было принято после апрельской «четырёхдневной войны» вокруг Нагорного Карабаха. Как известно, в ходе развязанной против Арцаха агрессии Баку активно применял израильские разведывательно-ударные машины класса Harop. В 2017 году очередной скандал вспыхнул после того, как выяснилось, что сотрудники компании Aeronautics Defense Systems могли по просьбе азербайджанских военных нанести удар по армянским позициям в Нагорном Карабахе, однако сотрудничество это не остановило. Как отмечает военный обозреватель агентства Sputnik Александр Хроленко, помимо вышеупомянутых Harop, закупаются машины израильского производства грузоподъемностью до 50 кг (Aerostar, Hermes и Heron) и с дальностью действия до 250 км – весьма дорогие и заметные в качестве мишеней. Ранее на предприятии «AZAD  Systems» производственного объединения «Шарг» было запущено лицензионное производство самонаводящихся барражирующих боеприпасов «Зарба» – де-факто разновидности БПЛА-камикадзе «Орбитер-1К» всё той же Aeronautics Defense Systems.

На фоне эскалации турецкой агрессии против Сирийской Арабской Республики бакинские СМИ обсуждают перспективы расширения арсенала азербайджанской армии «за счет ударных беспилотников и камикадзе-дронов турецкого производства, применение которых в боях за Идлиб поразило весь мир». Помимо «байрактаров», речь идёт о машинах типов Akinci, Anka, Kargu, способными действовать стаей и создающие для «братского» Азербайджана «благоприятную возможность для технологического продвижения своей армии и увеличения её боевой мощи». Высказывается предположение о том, что «переговоры о приобретении Азербайджаном у Турции крупной партии этих беспилотников и дронов-камикадзе уже ведутся. В ходе недавнего визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Баку президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что закупки современного оружия и военной техники у Турции будут продолжены». 14 марта в ходе совещания на центральном командном пункте азербайджанской армии это подтвердил министр обороны Закир Гасанов.

Пока неясно, будут ли в Баку закупать пресловутых «мух Эрдогана» ценой примерно 20-25 миллионов долларов за штуку и если да – то в каком количестве. Думается, Вооружённые силы армянских государств, развивая собственные «беспилотные» технологии и средства радиоэлектронной борьбы, параллельно совершенствованию эшелонированной системы ПВО, готовы в полной мере ответить на возможный «идлибский сценарий» в бакинском исполнении. Кто здесь, в случае попытки его реализации, будет подобен боевикам международных террористических группировок (в том числе по образу и подобию действий, что наглядно проявилось 4 года назад, в апреле 2016 года), а кто – сирийцам, защищающим свою землю от иноземной агрессии – разъяснять, думается, излишне.

Андрей Арешев

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image