Средневековая армянская столица – «город тысячи храмов» Ани

2 апреля, 2020 - 20:51

Часть западной армяно-турецкой границы проходит по реке Ахурян. Вдоль русла над ущельем на возвышенном плато находятся руины средневекового города Ани. Там до сих пор витает величественный дух древней армянской столицы. Сегодня, глядя на руины, сложно вообразить истинный масштаб утраченного наследия.  

Больше, чем Лондон?

Впервые город Ани упоминается армянскими историками Егише и Лазарем Парпеци в V веке как возведенная на холме крепость, принадлежащая древнему армянскому роду Камсаракан. Впоследствии знатная армянская династия Багратидов выкупила замок и окрестные владения. Во второй половине X века Ашот III делает Ани столицей армянской империи.

Экономическому, политическому и культурному процветанию города способствовало его нахождение на перекрестке дорог Шелкового торгового пути. Столица привлекала торговцев, ремесленников из других городов Армении. Население города быстро увеличивалось — некоторые источники сообщают, что к XI веку в городе проживало более 100 тысяч человек. Для сравнения, в Лондоне в это время проживало не более 40 тысяч человек. 

В конце X века Ани стал и духовным центром Армении — сюда был перенесен Армянский Католикосат. Именно в этот исторический период начинают возводиться церкви самых разных масштабов и Ани торжественно нарекают «городом тысячи и одной церкви». 

XI век был омрачен нападениями то византийских, то турецких войск. А вот турки, как известно, отдали город курдам. Под их управлением город находился до захвата грузинской армией царицы Тамары в 1200 году. Под властью назначенными царицей вассалами Ани начал восстанавливаться, возвращаясь к процветанию и благополучию. 

Первая утрата армянской столицы

В середине XIII века Ани захватывают монголы. В этой связи начинаются первые процессы миграции. Ещё через сто лет из-за кризиса Шелкового торгового пути в городе начинается экономический упадок. Последней вехой в истории забвения Ани как столицы стал перенос резиденции Армянского Католикосата в Ереван в 1441 году. Это становится причиной ещё одной волны миграции армянского народа. 

На этом завершается «армянская» страница летописи Ани, но город продолжает жить. В 1579 город он становится частью Османской империи. Сохранились записи европейского путешественника начала XVII века, где он упоминает о двухстах церквях в городе. С XVIII века Ани начинает подвергаться разорительным и жестоким набегам курдских племен. Город постепенно пустеет, и к началу XIX века окончательно замирает.

Открытие руин Ани

 «Эта страна похожа на огромную пустыню. Обнаженные руины напоминают, что когда-то эти земли были процветающими и плодородными», — написал путешественник Джон Ушер, посетивший Ани в 1860-х годах.

В начале XIX века большая часть Армении представляла собой загадку. Из-за труднодоступности мест, страна оставалась малоизведанной и полной опасностей. Всё же постепенно земли открывались европейскими и армянскими путешественниками и исследователями. Ричард Уилбрахам написал в своих записках путешественника, что находиться там было безопаснее зимой, так как в холодное время можно не опасаться кочующих курдских племен. 

В конце XIX века, когда курдов удалось оттеснить на территорию Турции, жизнь вновь стала постепенно зарождаться. Правда, если для европейцев город был окутан романтическим флером древности, то для армян Ани — драматичное воспоминание о некогда богатой столице.

Археологические раскопки и забвение Ани

Первые археологические раскопки проведены в конце XIX века русским ученым Николаем Марром. Экспедиция работала почти в течение двадцати лет — практически до 1917 года. Итоги работы колоссальны: раскрыты городские стены царя Ашота и множество других храмов и жилых построек, качественно восстановлена часть храмов, на территории города созданы два музея. 

Последствия Первой мировой войны и революция положили конец раскопкам Марра, и дальнейшие события сделали невозможными их продолжение. Была необходима срочная эвакуация ценностей Ани. Часть экспонатов удалось вывезти до прибытия турецкой армии. Однако другая часть ценных предметов, рабочих документов экспедиции остались в Ани. Это все было уничтожено или разграблено. 

В 1921 был подписан Карсский договор, по условиям которого город перешел во владения Турции. Новое государство не было заинтересовано в изучении и сохранении армянского культурного наследия. Храмы без надлежащего ухода постепенно начали разрушаться. Сыграли отрицательную роль природные факторы и сейсмическая активность плато, на котором расположены архитектурные памятники. А сейчас, кроме того, многовековые строения разбирают на камни и увозят в неизвестном направлении, а чудом сохранившиеся памятники размываются, находясь под открытым небом.

«Город тысячи и одной церкви» сегодня

 В конце XX века был поставлен вопрос о внесении Ани в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2016 году город включили в охранный список. 

Было бы ошибкой утверждать, что Ани обладает исключительно армянским следом в культуре и архитектуре города. Город — место встречи армянских, грузинских и различных исламских культурных традиций. В результате появился архитектурный язык, свойственный лишь этому месту.

Недаром Ани прозвали «городом тысячи церквей». До наших дней дошли руины далеко не всех строений, однако, и то количество, что мы можем видеть сегодня, даёт исчерпывающее понятие о размахе строительства сакральных зданий. Несколько крупнейших соборов Ани — Кафедральный собор (1001 год), Храм Гагика (1015 год), Церковь Спа­сителя (1036 год), Апостольская церковь. 

Ещё один храм, построенный Трдатом, — храм царя Гагика, или, как его ещё называют, храм Святого Георгия Просветителя. Он был возведен по образу грандиозного храма Звартноц, но с большим изяществом. Храм Гагика — центрическое сооружение с четырьмя симметричными экседрами внутри, акцентирующими центр здания. 

Церковь Христа Спасителя — замечательный пример того, как прекрасны чистые геометрические линии. Примечательно, что в церкви между девятнадцатигранным основанием и куполом расположен круглый барабан — довольно редкое сочетание в армянской архитектуре. 

Во время строительства храма было применено соединение материалов — цемента, щебня и камня. Это привело к образованию практически монолитной конструкции. Именно поэтому из-за обвала церкви разрушилась сразу половина здания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image