Ушел «поборник свободы»

8 апреля, 2020 - 16:30

Скорбный список жертв разгорающейся пандемии коронавируса пополняют, к сожалению, и наши соотечественники. Так, в ночь на 29 марта от этого глобального недуга на 76-м году жизни скончался видный французский политик и государственный деятель Патрик Деведжян. (https://youtu.be/XYFX3SMyO1Iй )

По сообщению портала Euronews.com, за несколько дней до смерти – 26 марта Деведжян, у которого медики обнаружили заражение вирусом СOVID-19, успел поведать о своем самочувствии.

“Я поражен эпидемией, так что могу непосредственно засвидетельствовать исключительную работу врачей и всего медперсонала. Измученный, но поддерживаемый в стабильном состоянии, я обращаюсь к ним с великой признательностью за их постоянную помощь всем больным”,- написал он на своей странице в сети микроблогов Twitter. Несомненно, надо отдать должное самообладанию и стойкости, с какими наш соотечественник изо всех сил боролся с недугом. Однако, по всей видимости, заболевание протекало в особо тяжелой форме, осложнения оказались слишком сильными, и после госпитализации медикам, несмотря на приложенные усилия, спасти Деведжяна не удалось.

В другой своей записи он высоко оценил «самоотверженные действия» работников администрации департамента О-де-Сен после вспышки пандемии во Франции. Этот небольшой, но густонаселенный департамент – его название буквально переводится как «верховья Сены» – расположен к западу от Парижа, непосредственно примыкает к французской столице, от которой отделен кольцом Парижской окружной дороги – «Периферик». К данному региону Фрянции Деведжян имел самое непосредственное отношение: в 1983-2002 гг. он был мэром в ходящего в состав О-де-Сен города Антони, а затем возглавлял Генеральный совет упомянутого департамента.  

На смерть этой яркой, неординарной личности откликнулись в Twitter-е многие французские политики и государственные деятели. К примеру, Жерар Ларше, председатель верхней палаты французского парламента – Сената назвал его «мужественным человеком, преданным своему делу». Бывший премьер-министр, правоцентристский политик Ален Жюппе отметил, что уважал Деведжяна и дружил с ним. «Это был человек убеждения, смелый, прямой, преданный общественному благу»,- подчеркнул Жюппе. Экс-президент Пятой Республики Николя Саркози охарактеризовал своего бывшего советника как «темпераментного, бескомпромиссного, искреннего, целеустремлённого» человека. «Он воплощал политику так, как я это люблю – с чувствами, убеждениями, своеобразным блеском. Я горжусь тем, что он был рядом со мной. Хочу передать его близким свою бесконечную печаль»,- написал Саркози.

Откликнулся и президент Франции Эммануэль Макрон. «Франция потеряла преданного политика, который поставил свою великую культуру, свое громадное знание права и свою страсть к свободе на службу своей стране и нации»,- цитирует главу государства газета «Фигаро». «Никогда не забывавший о своем происхождении, храня Армению в своем сердце, он искренне любил Францию, ее культуру, искусство, ее общество. А его последние публичные слова были адресованы медикам, которые до последнего помогали ему в борьбе с вирусом, и сотрудникам гражданской администрации О-де-Сен», - подчеркнул Макрон.

 

“Дух свободы”

Потомок уроженцев турецкого Сиваса (Себастии), прибывших во Францию в 1919 году, спасаясь от антиармянской политики властей Турции, Деведжян родился в старинном городе Фонтенбло.  Ранее образова ние получил в армянской школе в Севре. Затем учился в лучшем юридическом университете Франции – Парижском университете Пантеон-Ассас (Paris II). В студенческие годы входил в состав ультраправого движения “Occident” (Много лет спустя, в 2014-м, в интервью Le Mond он признался, что сожалеет о своем прошлом членстве в этой организации, но вместе с тем заявил, что они “никогда не потворствовали никакому преступлению”).

В 1970 году молодой юрист Деведжян был принят в Парижскую коллегию адвокатов. В 1971 г. он стал активистом движения голлистов, а в 1976-м принял участие в создании голлистской консервативной партии “Объединение в поддержку республики” (RPR). Возникновение этой партии явилось результатом конфликта тогдашнего премьер-министра Жака Ширака с президентом Валери Жискар д’Эстеном в Объединении независимых республиканцев.

В большую политику Деведжян пришел в 1983 году, когда стал мэром Антони. Впоследствии он еще трижды подряд переизбирался на эту должность. С тех пор он, можно сказать, постоянно держался в авангарде политической жизни страны. Так, в 1986-м стал депутатом Национального Собрания (нижняя палата парламента) от департамента О-де-Сен; переизбирался шесть раз подряд, оставшись на этом посту до самой смерти. Состоял в Комитете НА по финансам, готовил отчеты для парламентского Комитета по Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ, предшественник нынешней ВТО). В 1992 г. оказался одним из немногих членов RPR, проголосовавших в поддержку подписанного в голландском Маастрихте Договора о Европейском союзе, положившему начало ЕС в его нынешнем формате. В ходе президентских выборов 1995 года Деведжян поддержал премьер-министра и своего соотечественника Эдуарда Балладюра, выставившего свою кандидатуру на выборах. А потом, когда Балладюр не прошел во второй тур, терпел критические стрелы в свой адрес. Тогда сложилась особая фракция политиков – так называемые “балладюрианцы”, дистанцировавшаяся и от социалистов, и от Ширака. К этой группе одно время, кстати, примыкал и Николя Саркози.

Советником последнего и стал Деведжян – во время следующих президентских выборов, прошедших в апреле-мае 2002 года. Тогда снова победил Ширак, а Саркози достался портфель министра внутренних дел, внутренней безопасности и местных привилегий в правительстве Жана-Пьера Раффарена. Став фактически “номером 2” с этом кабинете, Саркози привлек Деведжяна в свои заместители, доверив ему вопросы местного самоуправления. А когда Саркози в 2004 году стал министром экономики и финансов, Деведжян последовал за ним в качестве замминистра по промышленности. На этой должности он пребывал до июня 2002 года, когда новый премьер Доминик де Вильпен не включил его в состав своего правительства. И Деведжян вернулся к законотворческой деятельности, снова переизбравшись в депутаты Национальной Ассамблеи от департамента О-де-Сен.

В октябре 2006 года парламентарий Деведжян предложил внести поправку в законопроект о наказании за отрицание Геноцида армян, которая гласила: “Эти правила не распространяются на академические и научные исследования и изыскания”. Законопроект, представленный оппозиционной Социалистической партией, предусматривал лишение свободы на срок до пяти лет и штраф в размере 45 000 евро в отношении тех, кто отрицает Геноцид армян. В заявлении, приложенном к предложению о поправке, Деведжян, ссылаясь на Турцию, отметил, что законопроект должен предотвратить любые провокации и политические демонстрации, организованные иностранным государством, 

Когда Николя Саркози ушел из правительства и возглавил партию “Союз за народное движение” (UMP), Патрик Деведжян стал его политическим советником. После победы Саркози на президентских выборах 2007 года в отношениях между ним и Деведжяном возникла некоторая напряженность: Деведжян намеревался – и имел все основания для этого – стать министром юстиции в правительстве Франсуа Фийона. Но мультикультуралист Саркози предпочел назначить на эту должность дочь марокканца и алжирки Рашиду Дати, которая, тем самым, стала первой арабкой во французском правительстве. По этому поводу Деведжян потом горько пошутил: “Я выступаю за правительство, открытое для широкого круга людей – даже для саркозистов”. Это высказывание получило во Франции изрядный резонанс.

А Деведжян занял пост председателя Генерального совета О-де-Сен, став руководителем самого состоятельного департамента во Франции. Он также был назначен заместителем генерального секретаря UMP. В правительство он вернулся в декабре 2008 года, когда его назначили министром при премьер-министре, отвечающим за реализацию плана восстановления. Данный пост был специально создан, на двухлетний срок, после глобального финансового кризиса 2008 года и объявления президентом Саркози пакета мер по восстановлению. Два года Деведжян так и проработал – до ноября 2010 года. 

Для Армении – с любовью

Патрик Деведжян был тесно связан с армянской общиной Франции, активно выступал за признание Геноцида армян в Османской Турции. Поддерживал тесные связи с Арменией, стараясь участвовать в проектах содействия, нацеленных на социально-экономическое развитие регионов нашей страны. Одной из таких заслуживающих внимания инициатив стало так называемое децентрализованное сотрудничество между департаментом О-де-Сен и Тавушским марзом РА, продвигаемое с 2008 года. Проект охватил 20 сельских общин Тавуша, которым было оказано содействие на 4,2 млн евро.

“Почему именно Тавуш? Потому что это – один из самых бедных регионов Армении, расположенный вблизи границы с Грузией и Азербайджаном. Его высота на уровень моря, климат и наличие альпийских лугов – преимущества для развития аграрного сектора, производства овощей и молока. Жить своим трудом, на своей земле – вот что мы хотим поощрять в Тавуше. Эта модель позволяет лучше управлять природными ресурсами, эффективно преодолевать нищету и недоедание, сокращать отток населения из сел и развивать местную экономику. Это совершенно необходимо, когда мы хотим продолжать отстаивать свою свободу”, - указал Деведжян на своем веб-сайте.

****

Было бы, думается, ошибочно представлять Патрика Деведжяна только этаким циничным политиком, рвущимся к власти по чужим костям. Цену морали и порядочности он знал очень хорошо. И культурным аспектам не был чужд.

С этой точки зрения о нашем соотечественнике с уважением вспоминает французский историк Александр Гади. Дело в том, что Деведжян, проницательный коллекционер и член правления Лувра, питал особое пристрастие к французскому изобразительному искусству периода, традиционно определяемого французскими историографами как “Великий век” (фр. Grand Siècle, период конца XVII-начала XVIII вв., когда, после воцарения династии Бурбонов, поочередно правили Генрих IV, Людовик XIII и Людовик XIV; в военно-политическом и культурно-идеологических аспектах Франция тогда была гегемоном Европы). И он задумывал амбициозный проект, предусматривающий создание музея, посвященного той эпохе.

“Патрик Деведжян не зря был учеником Раймона Арона (французский философ, социолог и публицист, один из основоположников критической философии истории, сторонник теории единого индустриального общества и концепции деидеологизации – А.Г.): он обладал мудростью, самоотдачей и высокой культурой,- отмечает Александр Гади.- Вместе с присущим ему юмором, который делал его просто неотразимым".

Для реализации проекта планируется привлечь инвестиции порядка 100 млн евро. Музей намечается открыть в 2025 году в Сен-Клу. Надо полагать, данный замысел все же удастся претворить в жизнь, когда разгулявшийся коронавирус, надеемся, наконец угомонится. Но – уже без Деведжяна…

              Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image