Гений театра и кино Павел Луспекаев (Погос Луспекян)

30 мая, 2020 - 01:18

Минуло 50 лет, как нет с нами актёра Павла Луспекаева. Но, несмотря на это, его хорошо помнят и искренне любят до сих пор. Все, кому довелось знать его, в один голос говорят о нём, как о гении. Давайте же и мы поговорим об этом удивительном человеке, ставшим символом русского патриотизма и олицетворяющим собой мощь Российской державы.

Павел Борисович Луспекаев (Погос Багдасарович Луспекян) родился 20 апреля 1927 года в армянском селе Большие Салы под Ростовом-на-Дону. Тогда это был Мясниковский район Северо-Кавказского края, а ныне Ростовская область. В Больших Салах Луспекянов помнят до сих пор. Это был один из первых армянских родов, переселившихся из Крыма на Дон в конце XVIII века. В центре посёлка находится бывшая усадьба деда будущего актёра - Гукаса Луспекяна, создавшего более 100 лет назад цех по производству шёлковых тканей.

Отец Павла Багдасар Гукасович Луспекян работал торговцем-мясником. Он был очень добрым и отзывчивым человеком, делился всем с соседями, в тяжёлые времена всех снабжал мясом и продуктами. А мать - Серафима Авраамовна Ковалёва была донской казачкой родом из Азова. Она потрясающе пела. От матери Павлу достались высокий рост, стать и прямолинейность. От отца - горячий нрав, неистовый темперамент, влюбчивость и неумение жить разумно и спокойно. Со временем именно этот неистовый темперамент станет визитной карточкой большого артиста. Вот такой у парня был характер, вот такая получилась горюче-гремучая смесь! По собственным воспоминаниям мальчик рос отчаянным драчуном и хулиганом. Однажды во время драки ему попали раскалённым металлическим прутом в лицо. Прут ожёг лицо в каких-то миллиметрах от глаза.

Во всех анкетах Павел всегда писал: «национальность - армянин». Так же «армянин» было указано и в его паспорте. А армянскую фамилию Луспекян родители Павла решили сменить на русскую после переезда в Луганск. Так он стал Павлом Луспекаевым.

В 1940 году после 7 класса Павел поступил в Луганское ремесленное училище. Но тут началась Великая Отечественная война. Луспекаев рвался на фронт, но 14-летнего парня не брали. В июле 1942 года Луганск заняли немцы. И начались расстрелы всех неугодных. За 7 месяцев оккупации было уничтожено 17 тысяч жителей Луганска. Немцы устраивали облавы с целью отправки молодёжи на работы в Германию. Живыми оттуда вернулись лишь единицы. Павел, как и многие его друзья, прятался, мечтая отомстить фашистам за всё. Он с другими мальчишками старался помочь подпольщикам.

Когда в феврале 1943 года Красная Армия освободила Донбасс, Павлу не было и 16 лет. Но в военкомате он заявил, то он уже совершеннолетний, а документы сгорели при бомбёжке. Он сумел убедить военкома и таким образом сбежал из дома на фронт. Луспекаева приписали к штабу партизанского движения при командовании 3-м Украинским фронтом и определили в оперативную разведывательную группу № 00134. Он был очень юркий и подвижный, обладал невероятной зрительной памятью. Это был абсолютно бесстрашный истинный патриот. Смелость его была на грани безрассудства. Его можно было послать на любое задание. Он мечтал уничтожить как можно больше фашистов.

Во время одного из боёв, когда его разведгруппа попала в засаду, Павла Луспекаева тяжело ранило в руку разрывной пулей и раздробило локтевой сустав. В Саратовском военном госпитале ему хотели ампутировать правую руку по плечо. Врачи были уверены, что она всё равно двигаться не будет. И ампутация руки казалось единственным способом сохранить ему жизнь. Ему уже ввели наркоз, но врачи плохо знали характер Луспекаева. Каким-то немыслимым усилием воли он выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. К счастью руку удалось сохранить. Со временем рана зажила, но на ней от локтя до ладони навсегда сохранился сильный шрам.

После выздоровления Павел вернулся в строй. Во время одного из рейдов партизан в тыл врага зимой 1944 года юному разведчику пришлось в 20-градусный мороз 6 часов неподвижно пролежать в снегу на обледенелой земле, после чего он угодил в госпиталь с обморожением 3-й степени. Сильней всего пострадали ноги. Врачи хотели ампутировать омертвевшие пальцы ног, но Павел вновь не позволил сделать это. Летом 1944 года Луспекаева, немного подлечив, комиссовали по состоянию здоровья. С тех пор кровь по сосудам уже не могла циркулировать нормально. Она еле-еле поступала в конечности. В будущем это дало о себе знать.

Память о кровопролитной войне навсегда осталась в его душе. Забегая вперёд, скажу вот что. Как-то в начале 60-х годов труппа Большого драматического театра была на гастролях в ГДР. Гастроли проходили с большим успехом. Немцы их тепло принимали. Однажды в Берлине на приёме, устроенном министром культуры ГДР, речь зашла о красоте Ленинграда. Луспекаев рассказал присутствующим о том, как он любит этот город. Услышав это, переводчик сказал о том, что он тоже видел Ленинград в бинокль с Пулковских высот во время войны. И тут взыграла горячая армянская кровь актёра. Богатырь Луспекаев разъярился, схватил перепуганного переводчика и поднял над собой со словами: «Ну, что, видел Ленинград?!». Луспекаев крепко высказал ему всё, что он о нём думал и швырнул на стул. После этого выпил стакан водки и вышел из зала. Он не мог смириться с тем, что кто-то наблюдал за умирающим от голода блокадным Ленинградом в бинокль.

Затем труппа БДТ присутствовала на другом роскошном банкете, устроенном немцами. Павел Луспекаев взял слово и поднял бокал за замечательный город Берлин, где всё так чисто и красиво. И вдруг неожиданно для всех сорвался. «А моя бы воля - взял бы пулемёт, поставил бы вас всех к стенке и пустил бы к чёртовой матери в расход», - сказал он немцам. Коллеги стали его потом отчитывать, мол, как так можно. А Луспекаев стал оправдываться: «Ну не могу я слышать эту поганую немецкую речь с 1942 года». Коллегам, не участвовавшим в войне, трудно было понять его - участника Великой Отечественной войны, проливавшего кровь за Родину.

В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел вернулся в Ворошиловград (Луганск), где был зачислен в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра. Как и почему он решил после войны стать артистом, он и сам не знал. Видимо, это был зов души. Прожил в Ворошиловграде он два года и за это время сыграл в театре несколько ролей, среди которых были роли в спектаклях «На дне» и «Под каштанами Праги».

Летом 1946 года Луспекаев приехал в Москву, чтоб поступить в театральное училище имени Михаила Щепкина. Конечно, у фронтовика, не получившего толком даже среднего образования, знания были весьма скудны. Он не смог даже написать сочинение. Но преподаватели сразу же заметили, что это не обычный парень, а яркий и невероятно талантливый самородок. И Павел был зачислен в Щепкинское училище. Его педагогом был Народный артист СССР Константин Зубов. Однокурсники вспоминали, что манеры у Луспекаева были грубоватые. Он со всеми, разговаривал на «ты». Но сердце у него было доброе. А своё ранение и проблему с ногами он не афишировал, стараясь, чтоб этого не замечали. Он заметно выделялся способностями среди всех сокурсников. Училище он окончил в 1950 году.

Затем он выступал в театрах Тбилиси, Киева и Ленинграда. А помимо игры в театре снимался в кино. Вот перечень его работ.

Работы в театре.

С 1950 по 1957 год играл на сцене Тбилисского русского драматического театра имени Александра Грибоедова. Он сыграл в спектаклях: «Калиновая роща» (1950), «Бесприданница» (1951), «Порт-Артур» (1952), «Ревизор» 1952), «Чайка» (1953), «Оптимистическая трагедия» (1953), «В сиреневом саду» (1955), «Битва за жизнь».

С 1957 по 1959 год был приглашён в Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки. Там он с успехом играл в спектакле «Второе дыхание». И зрители, и критики были восхищены его игрой.

А в 1959 году был приглашён в Ленинград и принят Георгием Товстоноговым в труппу знаменитого Большого драматического театра имени Максима Горького. Об этом периоде подробнее поговорим позднее. В БДТ он сыграл в нескольких поставленных Товстоноговым спектаклях: «Варвары» (1959), «Эзоп» (1959), «Пять вечеров» (1959), «Иркутская история» (1960), «Гибель эскадры» (1960), «Не склонившие головы» (1961), «Поднятая целина» (1964), «Ночь перед Рождеством», а также в спектакле «Четвёртый» Народного артиста СССР режиссёра Рубена Агамирзяна (1961).

Работы на телевидении.

«Эзоп» (1960), «Третья патетическая» (1960), «Гром на улице Платанов» (1961), «Человек из Стратфорда» (1964), «Римские рассказы» (1965), «Нос» (1965), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1967), «Зависть» (1967), «В прекрасном и яростном мире» (1967), «Мёртвые души» (1969), «Кандидат партии» (1969), «Двадцать седьмой неполный (1970)».

Роли в кино.

«Они спустились с гор» (1955), «Тайна двух океанов» (1956), «Голубая стрела» (1958), «Эзоп» (1960), «Третья, патетическая» (1960), «Рождённые жить» (1960), в которой он сыграл Вазгена Арамяна, «Балтийское небо» (2 серии) (1960), «Капроновые сети» (1962), «Душа зовёт» (1962), «Поезд милосердия» (1964), «На одной планете» (1965), «Иду на грозу» (1965), «Залп «Авроры» (1965), «Три толстяка» (1966), «Республика ШКИД» (1966), «На диком бреге» (1966), «Долгая счастливая жизнь» (1966), «Происшествие, которого никто не заметил» (1967), «Рокировка в длинную сторону» (1969), «Завтра, третьего апреля» (1969), «Её имя - весна» (1969), «Белое солнце пустыни» (1969), «Зелёные цепочки» (1970), «Такая длинная, длинная дорога» (1972).

Вот как писал о Луспекаеве в своих мемуарах актёр Евгений Весник: «Бескомпромиссность! Любить - так любить! Ненавидеть - так ненавидеть! Работать - так до самозабвения! Драться - так по-настоящему! А если уж помочь - так даже часы заложить в ломбард, но помочь!».

Но общаться с Павлом Борисовичем было нелегко. Это был человек тайфун, человек-ураган, человек безумного темперамента и очень эмоциональный. Он был неуправляем. Мощная, страстная натура. Причём эту страсть даже самому Луспекаеву держать под контролем было почти невозможно. Он не вписывался ни в какие рамки, ни в какие установленные нормы.

Его ближайший друг, кстати, тоже армянин Народный артист России Владимир Татосов так писал о сложности взаимоотношений с Павлом Луспекаевым: «В какой-то степени виной тому мог быть взрывной темперамент, который Паша не всегда мог, а иногда и не хотел сдерживать. Он мог вспылить по какому-то совершенно незначительному поводу, накричать, не всем хотелось это терпеть. Правда, так же быстро отходил и всегда извинялся. Это был актёр-самородок, широкая натура, душа компании, любимец женщин».

Татосов вспоминал, что у Луспекаева было множество романов с самыми красивыми советскими актрисами. В БДТ Луспекаев первым делом «положил глаз» на Татьяну Доронину. Затем был пылкий роман с первой красавицей страны Аллой Ларионовой. А осенью 1968 года на пробах в картину «Бег» он страстно влюбился в актрису Татьяну Ткач. И это далеко не всё.

Большой драматический театр тогда был, пожалуй, лучшим драматическим театром СССР.  И в БДТ Павел Борисович сразу стал любимцем публики. Зрители мечтали попасть на Луспекаева. Казалось, что он мог воплотить любые образы. Он работал много и самозабвенно, на пределе человеческих возможностей. Всегда импровизировал, на ходу создавая образ, придумывая реплики. Актёр умел играть всей душой, зажигал темпераментом и зрительный зал, и партнёров. Перед силой этой страсти устоять было невозможно.

Он не был похож ни на кого. То, что мог изобразить он, не мог больше никто. Каждый раз, выходя на сцену, проживал роль как собственную жизнь. У него был огромный творческий потенциал. Даже его отрицательные герои очаровывали зрителей. Это был человек поразительной силы воли. Безногого артиста называли Маресьевым экрана и сцены. Это по аналогии со знаменитым безногим лётчиком Алексеем Маресьевым.

Его поразительная достоверность на сцене проявилась прежде всего в «Варварах». На страстный поцелуй Павла Луспекаева с Татьяной Дорониной ленинградцы приходили смотреть специально. А запись спектакля «Мёртвые Души», где Луспекаев играет Ноздрёва, показывают студентам театральных училищ как образец исполнительского искусства.

Недаром главный режиссёр театра, Народный артист СССР Георгий Товстоногов объявил, что БДТ с приходом Луспекаева стал другим театром. Он сказал, что с его приходом в театре начинается новая актерская эра. Что игра Луспекаева - абсолютный критерий жизненной правды. «Он меня зарядил интересом к жизни, он поменял мои взгляды на актёрское мастерство», - говорил Товстоногов.

Великий режиссёр Георгий Товстоногов очень высоко ценил талант Павла Луспекаева. Товстоногов, перед которым все трепетали, позволял ему всё, вплоть до того, что Павлу, единственному из всех, было разрешено обращаться к нему на «ты» и называть Гога. Товстоногов преклонялся перед его гениальностью. Он говорил: «Русская сцена знала двух великих актёров - Шаляпина и Луспекаева». Да, если такое сказал лучший театральный режиссёр страны, это означало, что равных Луспекаеву на театральной сцене в России не было! В свою очередь Луспекаев был очень благодарен Товстоногову. Если ему казалось, что кто-то неуважительно высказался о Товстоногове, он говорил: «Если кто-то что-то про Гогу скажет плохо, то я его убью».

Свои восторженные воспоминания о Павле Луспекаеве оставили крупнейшие режиссёры и выдающиеся актёры. Невозможно все их привести. Поэтому перечислю лишь их имена. Эдуард Розовский, Геннадий Полока, Владимир Мотыль, Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Владимир Татосов, Евгений Весник, Михаил Козаков, Зинаида Шарко, Ефим Копелян, Сергей Юрский, Георгий Штиль, Иван Краско, Олег Борисов, Татьяна Доронина, Олег Ефремов, Николай Крючков, Евгений Матвеев, Алексей Баталов, Анатолий Кузнецов, Татьяна Ткач, Владимир Познер. Все они в один голос отзывались о нём как о гении!

Павла Борисовича любили многие, но побаивались. Настоящих друзей у него было немного. Самыми близкими были трое замечательных актёров - Владимир Татосов, Евгений Весник и Михаил Козаков, с которыми Луспекаев дружил многие годы.

23 апреля 1965 года за заслуги в области советского театрального искусства Павел Луспекаев получил звание Заслуженного артиста РСФСР. Да, Павел Борисович был лишь Заслуженным артистом республики. Но как вспоминал Михаил Козаков перед ним робели и стояли по струнке даже самые именитые Народные артисты страны. Ибо они прекрасно понимали величие и мощь этого гения! Они были Народными, а он Всенародным!

Побывавший во время визита в Ленинград в БДТ и увидевший на сцене Луспекаева, четырежды оскароносный великий британский актёр Лоуренс Оливье был потрясён его игрой и восхищённо заявил: «В России есть один актёр, абсолютный гений. Вот только фамилию его произнести невозможно». Такая высочайшая оценка всемирно известного актёра говорит обо всём!

С БДТ были связаны лучшие годы Павла Луспекаева. Он очень любил этот театр. Но раны постоянно давали о себе знать. Состояние всё усугублялось. Операция следовала за операцией. Ноги ампутировали по частям. Луспекаев просил не отрезать сразу много, а лишь небольшие части, чтоб он мог хоть как-то играть. Но спектакли играть становилось всё тяжелей. За 4 года с 1962 по 1966 год ему сделали 8 операций. Сначала он лишился одной ступни, потом второй. Скрывать от зрителей это было уже невозможно. А хромая передвигаться по сцене с палкой он не мог себе позволить. И в 1967 году Луспекаев принял для себя очень тяжёлое решение и написал заявление об уходе из БДТ по инвалидности. Для театра это была невосполнимая потеря.

Павел Луспекаев в театре сыграл немного ролей. Жаль, но многое из того, что он мог бы сыграть, так и осталось не сыгранным. Очень обидно, что записей спектаклей с его участием почти не осталось. Лишь некоторые эпизоды. Из-за болезни ног Луспекаев вынужден был оставить театр, но в кино работал до последнего. Он также снимался в телевизионных проектах. В его фильмографии 24 фильма - в основном второго плана. Но как здорово они сыграны! «Капроновые сети», «Республика ШКИД», съёмки в фильме «Вся королевская рать». Играя второстепенные роли, он затмевал собой исполнителей главных ролей. На съёмочной площадке, как и на сцене Большого драматического театра, Луспекаев работал на износ. Поэтому и сегодня невозможно остаться равнодушным к его актёрскому дарованию.

И все-таки для большинства он остался в памяти Павлом Верещагиным из «Белого солнца пустыни». Созданный Луспекаевым образ давно уже стал символом настоящего русского патриотизма. Верещагин, блистательно сыгранный Луспекаевым, произнёсший знаменитую фразу «Я мзду не беру - мне за державу обидно!», стал неофициальным символом таможенной службы России. Таможенник Павел Верещагин с первых секунд подкупал своей искренностью и обаянием, удивительной честностью и прямотой. Связь между актёром и его героем была настолько сильной, что съёмочная группа решила назвать Верещагина Павлом, хотя изначально по сценарию персонажа звали Александр.

Поначалу Госкино не хотело выпускать этот фильм на экраны страны. Дело спас Генеральный секретарь Леонид Брежнев. Он посмотрел этот фильм и он ему очень понравился. Премьера «Белого солнца пустыни» состоялась 30 марта 1970 года. После этого фильм вышел на широкий всесоюзный экран. В этом фильме Павел Луспекаев в кадре всего около 15 минут. Но именно эта роль принесла ему фантастическую всенародную любовь и признание. Однако никто из зрителей даже не догадывался, что снимался Луспекаев в «Белом солнце пустыни» после ампутации обеих стоп, на протезах. Работал он, преодолевая невыносимую боль. Причём потребовал от режиссёра фильма Владимира Мотыля всё делать самому, без дублёров.

После выхода картины на Луспекаева обрушилась всесоюзная слава. Это был настоящий триумф, его все узнавали на улице, о его потрясающей игре и восхитительном актёрском таланте писали многие журналы и газеты. Мартовский номер журнала «Советский экран» за 1970 год писал: «Играет Верещагина… актёр редкой и сильной индивидуальности… Луспекаев сумел показать его трогательное простосердечие, наивность, незащищённость».

Жаль, что всеобщее признание пришло так поздно. И всё-таки он успел попробовать на вкус это сладкое слово «слава». «Госпожа Удача» преподнесла Луспекаеву 18 дней прижизненной славы. «Белое солнце пустыни» стало лидером всесоюзного кинопроката. В первый же год картину продали в 130 стран мира. Её полюбили все - от мала до велика. В кинотеатры по всей стране на этот фильм выстраивались очереди. Прогуливаясь с друзьями по улицам, Павел Борисович видел, что в одночасье стал всеми узнаваем. Он с улыбкой толкал друзей в бок и говорил: «Видал, узнают!». Луспекаев радовался как ребёнок.

Он был полон творческих планов и предложений о съёмках в других картинах от лучших режиссёров страны. Он знал, что Андрей Кончаловский без всяких проб предложил ему сыграть чеховского доктора Астрова. Владимир Мотыль пригласил его на роль Несчастливцева в картине «Лес». Татьяна Лиознова назвала Луспекаева в числе претендентов на роль Мюллера в «Семнадцати мгновениях весны». Звонил и Георгий Товстоногов, говорил о ролях Отелло и Бориса Годунова... Но ничего этого Луспекаев сыграть не успел. «Госпожа Удача» оказалась слишком непостоянной по отношению к великому актёру.

Казалось, ничто не предвещало беды. Луспекаев с удовольствием снимался в Москве в фильме «Вся королевская рать». Уже было отснято около 30 процентов фильма. Съёмки очередного эпизода были назначены на 18 апреля. 17-го - у Луспекаева был выходной. Утром ему позвонил в гостиницу Михаил Козаков. Актёр пожаловался на скуку - что он ждёт не дождётся завтрашнего дня, когда возобновятся съёмки. Павел Борисович сообщил также, что вчера к нему приезжали старые армянские приятели из Еревана, и рассказал, как они хорошо отметили их приезд.

А всего лишь через час после этого разговора произошла трагедия. Спустя всего 18 дней после премьеры «Белого солнца пустыни» Павел Борисович Луспекаев умер от разрыва сердечной аорты в московской гостинице «Минск», где он жил во время съёмок, не дожив 3 дня до своего 43-летия. Для всех это стало страшным ударом, все были невероятно потрясены.

Получилось так, что актёр умер накануне 100-летия Ленина, отмечаемого 22 апреля. Вся страна в эти дни праздновала этот юбилей. Потому партийным властям в Москве было не до других дел, тем более траурных. Тело Луспекаева перевезли в Ленинград. С трудом удалось организовать гражданскую панихиду 20 апреля на студии «Ленфильм». Тысячи ленинградцев пришли проститься с любимым артистом. Городские власти запретили траурную процессию в центре города как несовместимую с народными гуляньями. Поэтому после прощания на «Ленфильме», гроб с телом Луспекаева по Петроградской стороне, окольными путями, чтобы не попасться на глаза партийным чиновникам, был отвезен на Северное кладбище. Там, на Северном кладбище Ленинграда, в день 43-летия и нашёл своё последнее пристанище великий актёр. 

Петербургские таможенники, которые называют Верещагина-Луспекаева главнейшим таможенником России, взяли шефство над могилой актёра и поставили ему памятник с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада». Они считают Луспекаева символом таможенной службы России. На его могиле всегда много цветов. Люди часто посещают её, чтоб поклониться своему кумиру.

У советских космонавтов с момента его выхода на экраны появилась традиция смотреть этот фильм перед полётом на орбиту. Вот уже на протяжении пяти десятилетий, перед каждым полётом в космос, все космические экипажи просматривают «Белое солнце пустыни», которое знают уже наизусть и считают своим счастливым талисманом.

Удивительно, но, несмотря на громадный зрительский успех фильма «Белое солнце пустыни», советские чиновники от кино его долго не подпускали ни к одному фестивалю, даже советскому. Космонавты трижды выдвигали эту картину на Госпремию. И каждый раз Госкино и Комитет по Госпремиям её «заворачивали». И, наконец, через 28 лет после её создания произошёл уникальный случай в истории кино. Госпремия за картину нашла своих героев. В 1997 году специальным указом Президента России Бориса Ельцина создатели фильма 1969 года «Белое солнце пустыни» были удостоены Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Свою Государственную премию за гениально сыгранную роль, наконец, получил и Павел Луспекаев. С припиской в скобках: «Посмертно».

С течением лет после ухода Луспекаева, память о нём не устарела. Наоборот, в наше время Луспекаев стал особо любим и почитаем в России, Украине, Армении и других странах

Петербургские таможенники в память о Верещагине-Луспекаеве ухаживают за могилой актёра и регулярно приезжают туда в день своего профессионального праздника.

С 1997 года на кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок» вручается специальный приз «Госпожа Удача» имени Павла Луспекаева «За мужество и достоинство в профессии».

В 2000 году во Владивостоке на воду был спущен таможенный патрульный корабль «Павел Верещагин», названый в честь персонажа фильма «Белое солнце пустыни». Судно несёт службу у берегов Сахалина и Курил. Участие в подъёме флага на корабле приняли создатели фильма и дочь актёра Павла Луспекаева, сыгравшего роль таможенника Верещагина.

В 2001 году, по решению руководителей донецкой таможни, на границе Донецкой и Ростовской областей был установлен памятник Павлу Верещагину, изготовленный из дуба.

В 2007 году у стен Курганской таможни установили памятник Павлу Верещагину, изготовленный из кованой меди.

В 2011 году в Луганске, где провёл свои детские годы Павел Луспекаев, установили памятник Павлу Верещагину, выполненный из кованой меди.

В 2012 году Луганскому областному русскому драматическому театру присвоено имя Павла Луспекаева. А на здании театра установлена мемориальная доска Павлу Луспекаеву. В том же 2012 году театр учредил и провёл 1-й театральный фестиваль имени Павла Луспекаева «Госпожа удача», в котором приняли участие 13 театров России, Украины и Белоруссии.

В 2008 году таможенная служба России выступила с инициативой создать в Москве памятник Павлу Верещагину, который стал бы одновременно и памятником Павлу Луспекаеву.

В 2014 году бронзовый памятник, изображающий киногероя был открыт. Это памятник герою фильма «Белое солнце пустыни» легендарному таможеннику Павлу Верещагину, которого гениально сыграл Павел Луспекаев. На пьедестале памятника можно прочесть слова Верещагина-Луспекаева «Я мзду не беру, мне за державу обидно!». Автор проекта скульптор Екатерина Коваль изобразила сцену борьбы Верещагина с маузером в руке с бандитами на баркасе. Памятник установлен возле штаб-квартиры Федеральной таможенной службы России по адресу: Филёвский парк 11/5, строение 25.

Вскоре после открытия этого памятника, в 2014 году появился и второй экземпляр памятника таможеннику Павлу Верещагину в исполнении Павла Луспекаева. Копия этого памятника была открыта у здания Домодедовской таможни по адресу: Аэропорт «Домодедово», строение 24.

В 2019 году в сквере таможенников в Южно-Сахалинске торжественно открыли памятник двум героям фильма «Белое солнце пустыни» - таможеннику Павлу Верещагину и красноармейцу Петрухе

В 2019 году на собранные местными армянами деньги Павлу Луспекаеву установили памятник в родном селе Большие Салы в Ростовской области. Он стоит перед Домом культуры, который также носит имя великого земляка донских армян.

О творчестве Луспекаева созданы интересные документальные фильмы. Ему посвящены книги, написаны многочисленные журнальные и газетные статьи. Его уникальное артистическое наследие изучают студенты различных творческих вузов России и других стран.

Хочется сказать несколько слов о семье Павла Борисовича Луспекаева. Со своей женой - Инной Александровной Кирилловой (1923 - 1988) актёр познакомился в конце 1940-х годов, когда учился в театральном училище. Инна училась на два курса старше него, и, как говорили, подавала большие надежды. Но всю свою жизнь она посвятила горячо любимому мужу. Прощала ему все обиды и измены, ухаживала за ним, как за ребёнком, всячески заботилась о его здоровье. Супруг это ценил и называл её святой женщиной. До выхода на пенсию она работала в БДТ, затем вела драматический кружок в Ленинградском архитектурно-строительном техникуме. Умерла в 1988 году и похоронена рядом с мужем.

В 1959 году у Луспекаевых родилась дочь Лариса. Она окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Работает в гостиничном бизнесе. Внучка Дарья закончила петербургский филиал Российской таможенной академии, работает по специальности в Пулковской таможне. Внук Александр учится в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете.

История жизни Павла Борисовича Луспекаева (Погоса Багдасаровича Луспекяна) уникальна. За 43 года жизни он успел сделать столько, что хватило бы на несколько жизней. За прошедшие полвека, после его ухода из жизни его светлый образ ничуть не потускнел. Звезда по имени Луспекаев так же ярко продолжает светить. Его имя является наивысшим критерием оценки, к которой стремятся нынешние актёры.

В памяти друзей он остался героем из всеми любимого фильма - сильным и волевым, лукавым и весёлым, а главное - страстно любящим жизнь. Этот красавец-богатырь в фильме «Белое солнце пустыни» олицетворял собой мощь России. Он стоял на страже её интересов. Это был своего рода Илья Муромец ХХ века. Испокон веков бок о бок Русь охраняли и защищали братские народы - русские и армяне. И полуармянин-полурусский Павел Луспекаев является реальным воплощением этого незыблемого союза!

Александр Ерканян

Комментарии

Где бы ни были представители нашего народа, они везде оставляют яркий след. Будь то культура (тот же Луспекаев), наука, образование, производство, военное дело и т.д. Разве все перечислишь? Единственное огорчает, что мы разбросаны и не объединены. Сейчас в эпоху информационных технологий мы имеем уникальную возможность объединиться независимо от места пребывания. Объединение на созидательной основе пойдёт на пользу всем народам, ибо сам принцип созидания не может быть направлен во вред кому-либо.
Очень надеюсь, что мы воспользуемся шансом, предоставляемым нам судьбой. Любите друг друга.
Всем мира и добра!

Яркие образы, глубокая духовность героев-характерные черты героев Павла Луспекаева! Говорят, когда он снмался в фильме "Белое солнце пустыни", то уже страдал тяжелой болезнью ног и несмотря на все мучительные боли он так искрометно сыграл отведенную роль...ну, чем не героизм!?...Светлая и вечная память!!!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.