Айнур Курманов: Протурецкая ориентация втянет Казахстан в неминуемую войну

31 июля, 2020 - 13:25

23 июля Нурсултан Назарбаев вылетел из аэропорта Нур-Султана (на «борту №1» Airbus A330-243 Prestige, бортовой номер UP-A3001) и приземлился в международном аэропорту на юго-западе Турции «Миляс-Бодрум». Самое интересное, что в это же время в Турцию поехал «отдыхать» и экс-президент Украины Петр Порошенко.

До этого Елбасы («лидер нации» — прим.ред) проходил реабилитацию в ОАЭ, а затем полетел в Бодрум. Но данный маневр трудно назвать моментом свободного времяпровождения и можно предположить, что визит в Турцию вызван необходимостью проведения неформальных переговоров по поводу корректировки дальнейших действий в рамках общей стратегии.

Тем более, что частный визит совпал именно с серьезными идеологическими и политическими заявками Реджепа Тайипа Эрдогана, одна из которых — передача собора святой Софии в Стамбуле мусульманской общине в качестве мечети. Этим шагом подводится черта под республиканским светским курсом, заложенным Кемалем Ататюрком, и фактически провозглашается курс на возрождение Османской империи.

Правящая элита в Анкаре уже давно мечтала об историческом реванше и сейчас этот шанс представился в связи с изменившейся международной ситуацией, связанной с усилением противостояния между США и Китаем. Не поэтому ли и начался новый виток армяно-азербайджанского конфликта именно в данное время? Частный визит Нурсултана Назарбаева, который по-прежнему остается реальным руководителем Казахстана, может оказаться вовсе не случайным.

Помимо прочего у семьи Назарбаевых есть свои давние экономические интересы в Анатолии, так как в турецкий гостиничный бизнес и различные компании вложены значительные казахстанские капиталы. Также, пару лет назад Елбасы предлагал турецкому бизнесу ряд активов казахстанских стратегических компаний в добывающих отраслях, энергетике и транспорте.

«Мы проводим масштабную приватизацию. Выставляем на продажу предприятия в сфере горнодобывающей, нефтегазовой, энергетической, металлургической сферах, а также транспорта и логистики. Мы выведем на IPO такие крупные национальные компании, как Казахтелеком, Казатомпром, Казпочта, Қазақстан темір жолы и других», — сказал президент Казахстана на встрече с «капитанами бизнеса» Турции 13 сентября 2018 года в Астане.

Елбасы тогда предлагал сыграть на усилении санкций между крупнейшими державами и вложиться в доходные проекты. Но очень подозрительно смотрятся сами проекты «приватизации» контрольных акций крупнейших казахстанских компаний, которые могут оказаться опять-таки в руках семьи через подставные или аффилированные турецкие компании.

Но помимо участия турецкого капитала в приватизации казахстанских активов, Нурсултана Назарбаева всегда волновали альтернативные пути транспортировки нефти и газа, которые пролегали бы в обход территории России. В частности, его интересовало строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP), по которому пойдет газ Азербайджана, Туркмении и в перспективе Казахстана в Турцию. Протяженность газопровода составляет 1,85 тыс. км, а максимальная пропускная способность его может быть доведена до 31 млрд кубометров.

Поэтому, когда два года назад этот трубопровод был заложен, Нурсултан Абишевич первым позвонил с поздравлениями президенту Турции. «Во время разговора с Эрдоганом глава государства выразил уверенность в том, что этот проект будет способствовать повышению транзитного потенциала Турецкой Республики и окажет значительное влияние на ее экономическое развитие», – сообщили в пресс-службе Акорды (администрации президента – прим. ред.). В действительности для Назарбаева запуск данного газопровода дает возможность самому торговать газом в Европе, а также еще раз подчеркивает пантюркистский курс Нур-Султана, вкупе со стратегической ориентацией на Запад.

Периодически из небытия возникают и проекты строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, обходного железнодорожного пути транспортами Одесса-Поти-Актау, и фантастического канала из Каспия в Азовское море. Все эти прожекты призваны в итоге найти альтернативные логистические маршруты для обеспечения транспортировки сырья и продукции в обход России.

Но главные опасения вызывает как раз то, что руководство Казахстана давно, еще с 90-х стало заигрывать с турецкими политиками и пантюркистской идеологией. Ныне покойный старший зять Елбасы Рахат Алиев в своих воспоминаниях указывал, что в 1993 году во время визита в Казахстан президент Турции Сулейман Демирель вручил Нурсултану Назарбаеву турецкий паспорт. Примечательно, что никто из администрации президента и официальных пропагандистов даже не попытался опровергать это утверждение.

Потом уже в нулевых, когда главным официальным идеологом стал национал-консерватор Марат Тажин, привлекший на свою службу таких политологов с приставкой «национал» как Айдос Сарым, уже окончательно оформилась протурецкая линия во внешней политике, когда Анкара рассматривалась как удобный трамплин по сближению и интеграции с ЕС.

Поэтому вовсе неслучайно и стремление первого президента ввести латиницу в казахский язык, стремясь через турецкие лекала приобщиться к «просвещенному и культурному» Западу. Кстати и переименование столичного аэропорта и самой Астаны в честь «лидера нации» также является попыткой правящей казахстанской элиты перенять и внедрить опыт возвеличивания Ататюрка.

Собственно, то что именно турки братья и лучшие партнеры для нынешнего Нур-Султана говорил и сам Елбасы еще в 2012-м году, когда он назвал Россию и СССР угнетателями и колонизаторами.

«Мы живем на родине всего тюркского народа. После того, как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией Российского царства, затем Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии. С помощью Всевышнего мы в 1991 году провозгласили свою независимость. Ваши предки, уходя с исторической родины, из Тюркского каганата, забрали с собой название тюркского народа. До сих пор турки называют лучших джигитов – «казак». Вот мы и есть эти казахи», — заявил Нурсултан Назарбаев в октябре 2012 года.

Тогда как раз одну из центральных улиц города Кыршехир власти Турции назвали в честь президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Тогда же АО «Банк Развития Казахстана» (БРК) и «Экспортно-кредитный Банк Турции» (Эксимбанк Турции) подписали Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий предоставление кредитной линии на сумму $250 млн. Этот момент наверно и стал переломным моментом в смене ориентиров и выступая в Стамбуле, Назарбаев выступил с данной «эпохальной речью».

И Елбасы не подвел в последующем своих братьев, так как в 2015-м году препятствовал вхождению Армении в ЕАЭС на том основании, что данная республика имеет территориальные споры со своими соседями. Военный конфликт в 2014 и в 2016 году между Азербайджаном и Арменией еще раз показал возможность быстрого разрастания вооруженных столкновений. Кстати, Астана, несмотря на свою миротворческую риторику, оставаясь верной соглашениям с Анкарой, фактически поддержала в этом конфликте именно азербайджанскую сторону.

Нет никаких сомнений, что негласно Нур-Султан также поддерживает Баку уже в нынешнем конфликте с Ереваном. Во внутренней политике также создается благоприятная почва для турецких школ и ВУЗов, а ультраправые из Анатолии очень вольготно себя чувствуют на нашей земле, встречаясь и сотрудничая с такими националистическими деятелями как Мухтар Тайжан, Расул Жумалы и Айдос Сарым.

Дружит с последователями запрещенной турецкой фашистской организации «Бозкурт» («Серые Волки» — прим. ред.) и Ерлан Карин, который отметился с ними на многих фото в социальных сетях. Не случайно он активно защищает казахских националистов от возможных репрессий и предложил максимально смягчить наказание за разжигание межнациональной розни. Возможно именно поэтому 30 июля он был назначен помощником президента.

Данный пантюркистский курс Нур-Султана вполне укладывается в концепцию стран Запада по использованию потенциала Турции и тюркоязычных народов по выдавливанию из Ближнего Востока, Кавказа и Центральной Азии России и Китая. Особенно заинтересована в этой стратегии Великобритания, спецслужбы которой чуть ли не официально взяли на вооружение идеологию Великого Турана с целью вернуть посредством пантюркистского движения и Анкары свое влияние на эти регионы.

Но планы возрождения Османской Империи и создания эфемерного Великого Турана на самом деле означают перманентную войну и погружение целых регионов в череду управляемых конфликтов и хаоса. Мы это уже видим воочию в Сирии, Ираке и Ливии, где в столкновениях непосредственно принимают участие турецкие войска и военные советники. 29 июля в Нахичевани стартовали совместные учения вооруженных сил Турции и Азербайджана под многообещающим лозунгом «две страны, одна нация». По сути, данная эскалация напряжения грозит поджечь весь Кавказ.

Неожиданным для некоторых становится и постепенное примирение США и Турции, когда пару дней назад министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что Анкара готова «устранить обеспокоенность» США из-за несовместимости российских ЗРС С-400 и американских истребителей F-35. «Мы готовы с технической точки зрения устранить обеспокоенность Соединенных Штатов по вопросу несовместимости С-400 и F-35», — сказал Акар.

Поэтому данная агрессивная региональная держава может стать запросто неким тараном по разрушению нынешнего баланса сил, в том числе и в Центральной Азии. Понятно, что назарбаевский режим все больше хочет походить на турецкий и копирует даже в мелочах его политику, но чиновники забывают, что Казахстан находится в другой геополитической конструкции, входя в ШОС, ОДКБ, ЕАЭС и при наличии таких соседей как Россия, Китай и Иран.

Соответственно, и государственное строительство с опорой даже не на опыт кемалистской Турции, а Османской империи, приводит в неминуемый реакционный тупик и к разжиганию внутренних межнациональных конфликтов. Более того, становясь пятым колесом в телеге Анкары, Нур-Султан, хочет он того или нет, будет втягиваться напрямую или косвенно и в военные авантюры, развязанные Реджепом Эрдоганом, возомнившим себя новым султаном правоверных.

Народу Казахстана надо избежать этой ловушки и смело порвать эти пантюркистские путы, которыми замотали нашу страну царедворцы. Пантюркизм для нас на деле означает войну и средневековый феодальный регресс, и мы не можем и не должны стать заложниками этой утопической идеологии и идти чуждым для нас курсом!

Айнур Курманов, лидер Социалистического Движения Казахстана

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image